Объективные и субъективные опасности на походном маршруте

2. Субъективные опасности в спортивных походах

На основании роли личности (субъекта) в возникновении потенциальной опасности, все причины несчастных случаев в туризме можно разделить на две категории:

Для того чтобы лучше понять что же такое субъективные опасности, попробуем объяснить что же такое объективные опасности и что к ним относится. Термин «объективные факторы риска» в применении к опасностям туристского похода может быть истолкован, как невозможность со стороны субъекта (туриста) повлиять на внешние неблагоприятные обстоятельства, возникающие помимо его воли, и изменить их.

Эпитет «субъективные» в применении к опасностям непосредственно туристского похода или соревнований может быть истолкован, как любого рода ошибочные действия, прямо зависящие от самого субъекта (туриста). Тогда под «субъективными» факторами риска в туристских мероприятиях следует понимать функции неверных управляющих решений и действий туристов на маршруте или дистанциях соревнований.

Все непосредственные субъективные факторы риска в активном туризме мы можем подразделить, согласно их сущности, на следующие группы.

· Технические и тактические ошибки туристов.

· Несоблюдение туристами правил техники безопасности.

· Неблагоприятное эмоциональное и физическое состояние туристов.

К первой группе выделенных субъективных факторов риска следует отнести все ошибки в технике и тактике передвижения по естественным препятствиям, организации страховки, ориентировании на местности, организации туристского бивака. Приведем примеры характерных ошибок туристов в технике ориентирования на местности. Неверное определение своей точки стояния (ошибки в сличении карты с местностью, неверный анализ «параллельных ситуаций» на местности, ошибки в определении средней скорости движения группы) может предопределить существенное отклонение от линии маршрута, нарушение графика движения, дополнительные физические и психические нагрузки на участников группы и т.д. Неверное определение азимута движения и ошибки при движении выбранным азимутом (особенно в условиях недостаточной видимости) могут не позволить группе выйти к ключевым пунктам маршрута (пунктам продуктовых забросок, пунктам безопасных переправ через водные препятствия и пр.). Ошибки при движении по азимуту могут так же явиться причиной выхода группы на объективно опасные участки местности (непроходимые болота, крутые горные склоны (сбросы) и т.д.). Примерами тактических нарушений и ошибок в походе являются: несоблюдение заявленных контрольных сроков похода, самовольное изменение нитки маршрута, несвоевременное преодоление объективно опасных препятствий, выбор неподходящих приемов и средств страховки и т.д.

Ко второй группе непосредственных субъективных факторов риска следует отнести все действия и решения туристов, которые квалифицируются, как несоблюдение установленных правил техники безопасности. Например, несоблюдение техники безопасности во время бивачных работ (заваливание сухого дерева в непосредственной близости от людей и стоящих палаток, нарушение безопасной техники колки дров, снятие котла с горячей пищей с огня без использования рукавиц и пр.) могут быть причиной травм и поломки ценного снаряжения.

К третьей выделенной выше группе субъективных факторов риска отнесем различного рода неадекватные нервно-психические и физические состояния туристов. В данном случае одинаково опасны как отрицательные (стресс, усталость, апатия), так и положительные (чрезмерное воодушевление, состояние аффекта) эмоциональные состояния. В такие периоды человек не утрачивает необходимый самоконтроль, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку.

Предпоходные факторы риска

Так же на мой взгляд является важным отметить и существование предпоходных факторов риска, которые зависят от туриста, т.е. субъекта На основании периода возникновения потенциальной опасности все факторы риска можно разделить на две категории:

· предварительные (ошибочные действия и решения туристов на стадии предпоходной подготовки)

· непосредственные (факторы риска, воздействующие на маршруте похода)

К характерным ошибкам предпоходной подготовки и организации похода можно отнести:

· ошибки в разработке маршрута и плана похода в целом;

· ошибки в материальном обеспечении похода (составлении походного рациона питания и в выборе личного и группового снаряжения, не достаточное финансирование);

· ошибки в комплектовании группы;

· недостатки в предпоходной подготовке туристов: физической, технико-тактической, психологической.

Часть 2.Субъективные опасности в горах.

Помимо объективных обстоятельств, причиной большого количества несчастных случаев в горах является человеческий фактор – психологические особенности человека, влияющие на оценку ситуации, принятие решения и его реализацию на практике.

Субъективные опасности – возникающие по причинам, зависящим от самого альпиниста. Вся ширина субъективных опасностей в горах сводится, в основном, к действию следующих агентов:

Отклонения в здоровье, предрасположенность к заболеваниям.

Отсутствие специальных знаний и умений.

Отсутствие необходимого снаряжения.

Спешка.

Физическая немощность.

Огромные амбиции и желания.

Пофигизм.

Лень.

Отсутствие уважения к горам.

Случайность.

Взаимодействие этих опасностей и человека можно отразить следующей схемой.

глубина падения
безопорные пространства
наклонные поверхности
разреженность воздухаспешка
холодфизическая немощность
ветерволяамбиции и желания
атм.электричествознанияпофигизм
солнечный светопытлень
вода в рекахподготовкаотсутствие уважения в горам
снегснаряжениеслучайность
ледудачаотклонения в здоровье
землетрясенияотсутствие знаний и умений
удаленностьотсутствие снаряжения
животные
ядовитые растения

Красным показана граница контакта человека и гор. Зеленым – место человека во взаимоотношениях агентов опасностей и факторы, позволяющие предотвратить аварию.

Субъективные опасности, связанные с деятельностью человека, гораздо обширнее объективных. Наиболее типичные опасные ситуации, вызываемые самим человеком при его нахождении в горах:

4.Плохое качество организации точек страховки.

5.Отсутствие или плохое качество снаряжения, экипировки, продуктов питания.

6.Физическая и психическая немощность.

7.Нарушение ПСГВ, правил выпуска на маршрут.

8.Отсутствие знаний и опыта, касающихся пребывания в горах.

10.Техногенные аварии в соседних с АМ горных областях.

Пирамида НС в горах.

1.Техническая неграмотность:

– неправильное выполнение стандартных технических приемов страховки, самостраховки и передвижения (использование одинарного тонкого репшнура для самостраховки, зависание на длинном схватывающем узле с невозможностью освобождения от него, неумение применить самозадержание при срыве на снежно-ледовом рельефе, расположение промежуточных точек страховки «полиспастом», опасное передвижение по перилам – маятниками, прыжками, рывками, движение связкой 4-8 человек на одной веревке (еще и кто-нибудь на скользящем карабине);

– неправильное или опасное использование снаряжения;

– неаакуратность в одежде;

– сбрасывание камней на товарищей при движении по маршруту;

– неосторожное лазание по скалам и льду с нарушением правил лазания;

– перегруз перил несколькими участниками;

– место организации станции в опасном месте;

– несоблюдение техники переправ;

– неумение оказывать первую помощь и транспортировать пострадавшего.

2.Тактическая неграмотность:

– одновременное движение связки по опасному скальному или ледово-снежному склону;

– отсутствие коммуникации между участниками при движении по маршруту;

– не изучены детали маршрута, незнание маршрута;

– маршрут не соответствует уровню подготовки участников;

– отсутствие ознакомления с прогнозом погоды перед выходом на маршрут (выход на маршрут в период лавиноопасности);

– передвижение в темное время суток (исключение – спасработы);

– высокий темп передвижения по тропам на подходах;

– движение без тропы там, где она есть (в, якобы, целях сокращения времени);

– движение по кулуарам и желобам со свободнолежащими камнями;

– движение в лавиноопасном месте;

– быстрый спуск по крутым непросматриваемым сверху незнакомым снежно-ледовым и скальным склонам;

– движение по линии отрыва карниза на снежном гребне;

– несоблюдение правил поведения в грозу;

– выбор опасного места для бивака;

– «несворачивание» маршрута при ухудшении погоды или состояния участников;

– спешка, работа с отставанием от графика;

– смена выбранной тактики движения «на ходу», под действием ситуативного желания, или слепое следование плану без учета изменившихся обстоятельств;

– выбор опасного места для станции страховки, без сдвига его в сторону;

– опасное расположение перил;

– плохая организация отдыха, отсутствие контроля за состоянием здоровья членов группы;

– незапланированное объединение нескольких групп на маршруте;

– ослабление внимания на спусках.

3.Отсутствие страховки/самостраховки:

– страховка и самостраховка нескольких человек через одну точку страховки;

– ненадежная страховка вторым участником первого на снежном рельефе;

– выход первого на скалах более чем на четыре метра над промежуточной точкой страховки;

– остегивание от веревки;

– нахождение в опасном месте без самостраховки;

– страховка первого без самостраховки второго;

– второй начинает движение раньше, чем первый организует страховку;

– хождение по закрытому леднику без связки;

– выбор первым в связке ненадежного или «живого» выступа для страховки;

– организация страховки по одну сторону снежного гребня или перемычки;

– плохо забитый крюк;

– отсутствие оппозитной точки на станции;

– вылетание закладок, организованных первым после рывка веревки вверх или в сторону; – страховка на ледово-снежном склоне при помощи ледоруба, без ледобуров.

Пренебрежение страховкой, как правило, происходит из недооценки трудностей и опасностей тех мест, по которым идет путь к вершине. Иногда ее корни заключены в крайнем легкомыслии, стремлении выставить напоказ перед товарищами свою смелость, иногда диктуются самонадеянностью или ленью, реже безразличием, которое может быть связано с некоторой моральной угнетенностью на большой высоте или плохой погодой и усталостью. Но во всех случаях пренебрежение страховкой – преступление перед товарищами, неоправдываемое никакими чувствами, настроениями и соображениями.

Организация плохой страховки – не меньший проступок, чем ее полное отсутствие. Создавая видимость страховки и не веря в нее, альпинист обманывает не только себя, но и своего друга, с которым он связан веревкой. Выбирая точку страховки, необходимо чувствовать всю ответственность за нее. Если нет уверенности в страховке, лучше предупредить товарища об этом, нежели, обнадеживая его, идти на ничем не оправданный риск.

4.Отсутствие (отсутствие нужного количества) или плохое качество снаряжения, экипировки, продуктов питания:

– использование одной беседки (двойственность взглядов!);

– использование старой страховочной системы с гнилыми швами;

– использование «уставших» лохматых оттяжек;

– использование старого титанового снаряжения с «усталостью» материала;

– использование металлического страховочного снаряжения после его падения на твердые поверхности с большой высоты;

– использование старых веревок для страховки и самостраховки;

– использование закладок кустарного производства и ненадлежащего качества;

– использование многократно забитых-выбитых крючьев;

– использование неисправного топливного оборудования;

-плохое качество палаток – дешевое производство, усталость швов;

– просроченные консервы и сублимированные продукты;

– отсутствие необходимого набора одежды в хорошем состоянии;

– отсутствие касок, грудных обвязок, минимального бивачного снаряжения, полноценной аптечки из стремления к облегчению;

– потеря важного снаряжения;

– использование некачественных или стершихся зажимов и спусковых устройств для передвижения по веревке.

5.Физическая и психическая немощность;

– движение с более медленным, чем у всей группы темпом;

– выход на маршрут со скрытым заболеванием;

– внезапный отказ каких-либо внутренних органов;

– неготовность к большим физическим нагрузкам, быстрое утомление;

– плохая координация движений;

– долгое прохождение несложных участков;

– присутствие опасных навязчивых мыслей («сейчас как потеряю равновесие и упаду…»);

– признаки расслабленности, снижения бдительности;

– ненормальное возбуждение или торможение;

– повышение интенсивности ошибок;

– пассивность, уклонение от принятия решений4

– неоднократное и настойчивое вмешательство в действия руководителя (особенно в вопросах, прямо не относящихся к безопасности).

Также к этому разделу можно отнести потенциально опасных участников, у которых в данном сезоне совершено много восхождений – эти люди «претерпелись к опасности» и несут в себе скрытую возможность аварии.

6.Нарушение ПСГВ, правил выпуска на маршрут:

– большая численность группы на маршруте;

– отсутствие руководителя в группе и на АМ;

– отсутствие контроля за возвращением группы с маршрута.

7.Отсутствие знаний и опыта, касающихся пребывания в горах:

– стычки с местными жителями;

– необходимость изменить привычный ритм и уклад жизни;

– незнание опасностей и причин, ведущих к несчастью, неумение обнаружить эти причины;

– отравление грибами и ягодами;

– контакт с опасными животными.;

– незнание особенностей гор.

– непринятие некоторых новых деталей жизни в коллективе, например, необходимости стать менее скоромным и стеснительным – при необходимости справить нужду на глазах других людей, сходить в баню в составе отделения, переодеть отсыревшее нижнее белье в палатке, полной народу.

8.Нарушение дисциплины, в том числе и спортивной:

– купание в холодных водоемах;

– расжигание вражды между участниками;

– отставания от колонны «по нужде»;

– одиночные уходы «погулять»;

– распитие спиртного в процессе движения и на биваке;

– пререкания, споры с руководителем, обсуждения его приказов;

– фотографирование на краю площадок и в других опасных местах.

Дисциплина – выполнение порядка, установленного в данной сфере деятельности. В альпинизме нарушения установленных правил и порядка грозят серьезными и опасными последствиями. Условия гор и работы на рельефе весьма переменчивы, и ситуация, еще минуту назад бывшая обычной и безобидной, может быстро стать критической, грозящей перейти в аварийную. В подобных условиях необходимы экстренные и уверенные меры, четкие команды инструктора (руководителя), столь же четкое и быстрое их выполнение – «Стоять! Не двигаться! Слушать только меня!». Дисциплина в таких ситуациях должна быть идеальной, к чему участников нужно готовить заранее.

В основе альпинистской дисциплины лежит вырабатывающееся у каждого участника осознание того, что горы не терпят суеты и разгильдяйства. Иногда у участников начальных этапов прорывается крик души с заверениями: “Если будет критическая ситуация, неужели я не проявлю себя как надо, а зачем сейчас зажимать мою свободу и жестко выговаривать за то, что я ушел всего на полчаса полюбоваться речкой?” Практика показывает, что со временем обязательно что-нибудь случается, если участник не поймет ценности и необходимости дисциплины.
Нарушения дисциплины тянут за собой потери, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Новичку, опоздавшему в строй на 10 минут, кажется – ну что тут такого, всего 10 минут! Но, потеряв несколько раз понемногу, можно вовремя не выйти к намеченному биваку, не успеть засветло пройти сложный участок, потерять время для переправы через горную реку по малой воде.
Нарушения дисциплины бывают, как правило, двух типов: или разгильдяйско-безответственное, или сознательное, сделанное во имя личной корысти, в надежде, что никто не узнает. Становление альпиниста как личности постепенно делает редкими проявления разгильдяйства, особенно в виде опозданий, невыполненных поручений или самовольных отлучек. Это болезни начальных этапов, излечиваемые воздействием коллектива и внушениями инструктора. Второй тип нарушений лечится сложнее, и меры бывают очень жесткие. Как правило, тезис «никто не узнает» оказывается мифом, вся система альпинизма ориентирована на честность и правдивость. В основе преднамеренных нарушений дисциплины, кроме избыточной самоуверенности, часто лежит обыкновенная трусость, отсутствие мужества.

Также к этому разделу можно отнести слишком высокую или слишком низкую личную заинтересованность в данном восхождении.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Безопасность. Орловская область

Безопасный туризм: Угрозы безопасности туристической деятельности

В настоящее время вопросы формирования современной системы обеспечения безопасности российских и зарубежных туристов являются одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в сфере туризма.

Россия обладает уникальными туристскими ресурсами, различными географическими ландшафтами. Растет число россиян занимающихся активными видами туризма. Это пеший и водный туризм, альпинизм, сплав по горным рекам, спелиотуриз, экстремальный туризм. Вместе с тем по статистике, из путешествующих по категорийным маршрутам 10 тысячам пеших туристов, несчастье с тяжелым исходом поджидает в среднем 4 человек, из 10 тысяч лыжников — 5 человек, из 10 тысяч водных туристов — 15 человек и из 10 тысяч альпинистов — 24 человека.

В целом для всех видов путешествий и категорий путешествующих в порядке наибольшей повторяемости происшествий можно назвать Кавказ, Алтай, Урал, Центр Европейской части, Карелию, Прибайкалье и Забайкалье, Кольский полуостров, Саяны, Дальний Восток. На первые три из этих районов приходится более половины известных случаев тяжелого травматизма, на последние четыре — менее одной десятой.

Читайте также:  Как выбрать матчевую удочку

Значительной частотой травм, особенно по сравнению с небольшим количеством природных опасностей или их четкой локализацией, отличается центр Европейской части России — районы массового развития туризма.

Замыкают список территории, сравнительно мало освоенные, посещаемые большей частью достаточно опытными туристами, в том числе, например, Кольский полуостров и Дальний Восток, которым принято приписывать повышенную опасность. Приведенная выше градация территорий — не есть деление районов на опасные и безопасные: количество туристских травм лишь частично зависит от особенностей природных факторов местности.

В большей степени оно связано с качеством подготовки и проведения походов, наличием организованных или «диких» групп, видами практикуемых путешествий, уровнем туристского обслуживания.

Частота травматизма прежде всего связана, конечно, с интенсивностью движения групп по маршрутам, с общим количеством людей, прибывающих в тот или иной район. Поэтому, учтя отношение между фактическим количеством травм, основной причиной которых были природные факторы, и числом путешественников, подвергающихся опасности в данной местности, правильнее говорить о кажущемся различии между районами.

Зачастую при организации туристских мероприятий организации, занимающиеся туристской деятельностью, не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности туристов, соблюдению федеральных законов, что ведет к росту числа несчастных случаев, в т.ч. связанных с гибелью людей. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность.

Обеспечение безопасности участников туристских походов – важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в туризме. На обеспечение безопасности направлены основные руководящие документы по самодеятельному, спортивному и ознакомительному туризму.

Права граждан на отдых, свободу перемещения и иные права при совершении путешествий являются незыблемыми. В настоящее время назрела необходимость особое внимание обратить на вопросы обеспечения безопасности туристов, в том числе на разработку требований по обеспечению их безопасности.

К туристской деятельности непосредственно примыкают экстремальные виды отдыха (ЭВО). Однако, в отличие от туризма по ЭВО не только нет никакой нормативной базы, но даже не определены основные понятия ЭВО.

Поскольку по ЭВО нормативных документов в Российской Федерации нет, а этот вид деятельности во многих случаях близок к туризму, то имеющиеся нормативные документы по туризму в некоторой мере могут быть использованы при рассмотрении требований безопасности к ЭВО.

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политике, обороне, экономике, экологии, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии и т.п.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики как системы мер экономического, политического, организационного, научно-технического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

  • устранением источников опасности, самой возможности каких-либо стихийных бедствий, аварий, потрясений и катаклизмов;
  • повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

К сожалению, мы еще только подходим к разработке комплекса мер, обеспечивающих безопасность путешествий. Поэтому поиски конкретных путей в разрешении проблемы безопасности в туризме должны опираться на скрупулезный анализ аварийных случаев, на сбор статистического материала, анализа положительного опыта туристической деятельности.

При всей внешней неожиданности несчастных случаев нельзя утверждать, что их невозможно предвидеть. Значит, неожиданность несчастного случая — это в определенной мере оценка субъективная, отражающая точку зрения «заинтересованного лица».

Вторая черта несчастного случая — его непреднамеренность и нецелеосознанность. Без этого качества он перестает быть «случаем», а переходит в категорию умышленных и заранее спланированных действий, направленных на причинение вреда другим или себе. Отсутствие целеосознанности ошибочных действий не означает, однако, что тот, по вине которого произошло печальное происшествие, не несет ответственности за свой поступок.

Определение «несчастный» раскрывает третью особенность события: оно принесло беду, несчастье для здоровья человека. Поэтому к несчастным случаям нельзя относить так называемые опасные ситуации, которые не причинили вреда здоровью туристов, например благополучный переворот байдарки на порожистом участке реки. Неоправдан, по-видимому, и получивший определенное распространение как синоним несчастного случая термин «туристская авария», поскольку он отражает не травматизм людей, а повреждение судна, машины, вообще механической части или снаряжения и связанные с этим убытки, что в туристском путешествии обычно не является определяющим.

Вред здоровью туриста может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому травмы, как правило, происходят при опасном воздействии внешней среды. Для походных условий к разряду несчастных случаев приходится иногда относить и внутренние болезненные процессы в организме — сердечный приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно. Вместе с тем повреждения организма, связанные с длительным воздействием неблагоприятных факторов, следует, вероятно, считать своеобразными туристскими «профессиональными» заболеваниями.

Под туристом, по энциклопедическому определению, можно понимать любого, путешествующего «из любознательности или с целью отдыха и развлечения», а по современным понятиям вообще всякого, кто временно и добровольно переменил место жительства не с целью заработка.

Относить несчастный случай к туризму, вероятно, справедливо только тогда, когда речь идет об активной части туризма.

При определении в наиболее общем виде несчастных случаев в туризме как непреднамеренную травму или смерть человека, происшедшие в результате неожиданного травмирующего воздействия в условиях активного туристского путешествия, то причины их возникновения можно классифицировать как объективные и субъективные.

Однако далеко не все факторы можно разделять на не зависящие от воли человека и зависящие от нее. Субъективный фактор в большей мере связан с ошибками и нарушениями, допущенными пострадавшим, чем объективный. Как правило, на маршруте редко бывают несчастные случаи, вызванные лишь одними объективными причинами. К ним относятся, например, те, что вызваны непрогнозируемыми проявлениями стихийных сил природы — землетрясением, наводнением, грозой, или те, что связаны со скрытыми (не поддающимися предварительному выявлению) дефектами в походном снаряжении.

Обычно все причины события тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Нередко их даже трудно выяснить и разграничить, потому что в каждом конкретном примере одни и те же обстоятельства могут выступать в качестве объективного или субъективного фактора, отражая закономерность и случайность события. Так, повышенно опасный участок маршрута создает объективные условия для травматизма туристов, а кто пострадает на нем — будет в значительной степени делом случая. И наоборот, травматизм недисциплинированного, невнимательного и неопытного человека есть закономерное явление, а место несчастья определится случаем.

Подобная сложность, взаимозависимость и комплексность факторов возникновения несчастных случаев позволяет считать далеко не исчерпывающим традиционное деление опасностей в туристском путешествии на две большие группы: опасности, вызванные недостаточной физической, технической и моральной подготовкой людей и их неправильным поведением, и опасности, обусловленные рельефом и климатическими факторами. Трудно согласиться и с утверждениями, что главной опасностью туризма являются только сложные маршруты и опасные участки пути (т. е. объективные причины). Вместе с тем нельзя признать виновниками всех несчастных случаев в туризме одних людей (субъективный фактор).

Наиболее продуктивный путь создания реальной схемы опасностей в туризме (отражающей действительность, a не предположения или пожелания отдельных лиц) — это анализ статистического материала по травматизму среди туристов.

Для выяснения удельного веса факторов возникновения происшествий целесообразно рассматривать их в отдельности. Вместе с тем анализ по «устоявшимся» позициям (срывы на скалах, срывы на льду в альпинизме, камнепады, снежные лавины, недостаточный опыт руководителя, недостаточно калорийное питание, слабое знание района путешествия и т. п.) представляется очень дробным и не во всем показательным, поскольку учитывает разные и порой несоизмеримые, находящиеся в разных плоскостях, причины событий.

С учетом как оформленных, так и неоформленных походов сведения дают следующее распределение тяжелого травматизма по категориям сложности (далее к.с.) маршрутов: путешествия ниже I к. с. — 45%; путешествия I к. с. — 30%; II к. с. — 8%; III к. с. — 8%; IV к. с.-6%; V к. с. — 3%. Налицо явное преобладание простых маршрутов над сложными. Концентрация 3/4 случаев опасных травм в простейших туристских походах, конечно, не говорит о безопасности высококатегорийных путешествий. Пропорция 1:25 между количеством травм в походах высшей и низших категорий не должна пониматься как свидетельство того, что опытный участник сложного путешествия в 25 раз меньше подвержен опасности, чем новичок, в походах выходного дня и путешествиях I категории сложности.

Если указанное распределение несчастных случаев соотнести с удельным весом путешествий соответствующих категорий в общем количестве походов (по многодневным путешествиям I — V к. с. оно округленно составляет 70, 20, 7, 2 и 1%), то относительные показатели укажут на некоторое повышение опасности сложных туристских маршрутов. С другой стороны, нужно помнить и о неточности сведений о туристском травматизме. Дело в том, что походы IV — V категорий сложности проводятся, как правило, при тщательном контроле организаций, и по ним накапливаются исчерпывающие данные, а походы выходного дня, к сожалению, часто проходят без надлежащего оформления, и случаи травматизма в них, тем более легкого, остаются достоянием лишь ближайшего медпункта.

Анализ опасностей в туризме и экстремальных видах отдыха можно провести на примере горного и водного туризма, альпинизма.

Основные причины тяжелых травм на спортивных (категорированных) маршрутах распределяются следующим образом:

  • гибель на воде — 40%;
  • травмы на элементах горного рельефа (в условиях горных, пеших и лыжных походов) — 19%,в том числе в лавинах — 6%;
  • переохлаждение (в условиях пеших и лыжных походов) — 13%;
  • автомобильные катастрофы (на активных маршрутах всех видов) — 12%;
  • прочее — 16%.

При анализе данных по спортивным самодеятельным маршрутам (неорганизованный туризм) распределение несчастных случаев в зависимости от основных причин тяжелых травм выглядит следующим образом:

  • гибель на воде 46%, в том числе при перевороте плавсредств — 40%;
  • травмы на элементах горного рельефа — 45%, в том числе в лавинах — 17%;
  • прочее (болезни, переохлаждение) — 9%.

Туризм и основы безопасности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 07:47, реферат

Описание работы

Любой туристский поход, от оздоровительного похода до спортивного похода высшей категории сложности, характеризуется определенной степенью автономности. Участники туристской группы в большей или меньшей степени изолированы на период похода от обычных условий их жизнедеятельности, и находятся в новых, гораздо менее комфортных, по сравнению с домашними, условиях. С некоторой долей преувеличения, можно говорить, что туристы, оказываются – «наедине с дикой природой». Тогда естественно возникает вопрос, насколько безопасен для человека активный туризм? Насколько велик риск, присущий данной деятельности?

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие опасности (риска) в туристской деятельности ………………..5
2. Классификация факторов риска туристской деятельности …………….8
3. Факторы, определяющие безопасность туристской деятельности …. 17
Литература……………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

бжд рефератMicrosoft Office Word (2).docx

· Неблагоприятные для человека климатические и погодные условия похода, в том числе опасные природные явления.

· Неблагоприятные для человека характеристики туристских походных технологий.

· Неблагоприятные для человека воздействия со стороны растений и животных на маршруте похода.

К первой группе объективных факторов риска отнесем все потенциально опасные для человека характеристики естественных препятствий на маршруте. Например, переправы через реки разной глубины и скорости течения создают угрозу утопления; участки труднопроходимого леса со сложным ориентированием создают возможность потери курса движения, получения травмы, поломки средств передвижения и т.д. Участки сильно пересеченной местности создают угрозу травмоопасных падений и пр. Кроме того, к этой же группе факторов риска отнесем характеристики района похода, определяющие физическую трудность маршрута: характер покрытия на протяженных участках движения по маршруту, сумму перепадов высот на маршруте. Например, глубокий снежный покров на значительном протяжении маршрута лыжного похода создает опасность физического переутомления участников и их ошибочных действий.
Ко второй группе объективных факторов риска отнесем все опасности связанные с суровостью климата в районе похода и плохими погодными условиями. В данном случае в качестве потенциальных угроз в походе следует рассматривать низкие и высокие температуры воздуха (возможность простудных заболеваний участников; солнечного удара и пр.); пониженное содержание кислорода в воздухе (в горных районах); ветер большой скорости, атмосферные осадки в виде снега или дождя (возможность переохлаждения организма, рост опасности срыва при преодолении склонов, повышение лавиноопасности и пр.). К данной разновидности факторов риска отнесем и опасные природные явления: туман, грозу, ураганы, смерчи и пр. Они определяют возможность поражения туриста молнией, потери безопасного курса движения, провоцируют получение травм.

К третьей группе объективных факторов риска в походе отнесем все опасности, связанные с использованием походных технологий и эксплуатацией походного снаряжения. В частности, потенциально опасны технологии приготовления пищи на костре и на туристских нагревательных приборах (вероятность ожога от пламени костра или горящего топлива); технологии организации страховки на склонах и переправах (вероятность разрыва веревки, разрушения иных элементов страховки). Опасность представляют и технологии организации ночлега в высокогорье и в зимних условиях (вероятность переохлаждения, схода лавин и камнепадов), натяжения веревочных перил системой полиспаста и т.д. При этом мы имеем в виду исключительно факторы риска, как функции не зависящих от туриста параметров и технических характеристик соответствующего снаряжения (разрывные усилия веревок разного качества, конструктивные особенности нагревательных приборов, предельные нагрузки на вбитые скальные крючья и т.д.). При этом мы отдаем себе отчет в том, что все параметры походного снаряжения зависят от выбора материалов и технологий изготовления (то есть от человека) и строго говоря, относить их к объективным факторам риска не совсем корректно. Однако с точки зрения туриста-пользователя максимально допустимая нагрузка на карабин, предельное давление паров бензина в бачке примуса, при котором срабатывает предохранительный клапан и т.д. являются объективными характеристиками снаряжения, гарантированными фирмой-изготовителем. К четвертой группе объективных факторов риска отнесем опасности связанные с поражением ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, растениями.

Образно выражаясь, перечисленные выше объективные опасности являются «противником», с которым ведет борьбу туристская группа и каждый турист в отдельности при преодолении маршрута. Но «противник» – это не столько сами препятствия, природные явления, сколько создаваемая ими обстановка, в которой собственные недостатки могут проявиться особенно ощутимо. Действительно, препятствия (особенности рельефа, климата и пр.) существуют независимо от туриста и не поддаются его влиянию. Но обстановку, обуславливаемую данными препятствиями турист должен предвидеть во всем ее многообразии и должен соответствующим образом быть готовым к ней. Например, проявления жизни горного рельефа, обуславливающие опасность – это закономерные последствия постоянно действующих геологических, метеорологических и пр. факторов, которые можно предвидеть. Так по внешним признакам склонов почти безошибочно можно определить места постоянных камнепадов и схода снежных лавин. По характеру растительности и иным признакам можно определить степень проходимости болота. По признакам ухудшения погоды – вероятность и сроки наступления грозы. Неблагоприятные воздействия внешней среды (ветер, дождь, снег) никак не повлияют на здоровье туриста, если он хорошо физически и психологически подготовлен, хорошо экипирован. И, напротив, при слабой теоретической, технико-тактической, физической готовности, при не соответствующем условиям похода ассортименте снаряжения и т.д. вероятность несчастного случая на маршруте возрастает. С большой долей уверенности можно говорить о том, что все перечисленные опасности маршрута, в действительности имеют «антропогенную» природу. Они могут (и даже с высокой вероятностью) осуществиться вследствие неправильных действий самого туриста, но никак не независимо от него. Поэтому, среди факторов риска туристской деятельности, мы с полным правом выделяем, кроме объективных факторов, и субъективные факторы.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «субъективные факторы риска»? Определение субъективных факторов риска действующих в период подготовки и организации туристских мероприятий нами дано выше. Эпитет «субъективные» в применении к опасностям непосредственно туристского похода или соревнований может быть истолкован, как любого рода ошибочные действия, прямо зависящие от самого субъекта (туриста). Тогда под «субъективными» факторами риска в туристских мероприятиях следует понимать функции неверных управляющих решений и действий туристов на маршруте или дистанциях соревнований.

Читайте также:  Выбор удилища для спиннинга

На какие характерные группы подразделяют субъективные факторы риска туристской деятельности? Предварительные субъективные факторы риска мы обсудили выше. Все непосредственные субъективные факторы риска в активном туризме мы можем подразделить, согласно их сущности, на следующие группы.

· Технические и тактические ошибки туристов.

· Несоблюдение туристами правил техники безопасности.

· Неблагоприятное эмоциональное и физическое состояние туристов.

К первой группе выделенных субъективных факторов риска следует отнести все ошибки в технике и тактике передвижения по естественным препятствиям, организации страховки, ориентировании на местности, организации туристского бивака. Приведем примеры характерных ошибок туристов в технике ориентирования на местности. Неверное определение своей точки стояния (ошибки в сличении карты с местностью, неверный анализ «параллельных ситуаций» на местности, ошибки в определении средней скорости движения группы) может предопределить существенное отклонение от линии маршрута, нарушение графика движения, дополнительные физические и психические нагрузки на участников группы и т.д. Неверное определение азимута движения и ошибки при движении выбранным азимутом (особенно в условиях недостаточной видимости) могут не позволить группе выйти к ключевым пунктам маршрута (пунктам продуктовых забросок, пунктам безопасных переправ через водные препятствия и пр.). Ошибки при движении по азимуту могут так же явиться причиной выхода группы на объективно опасные участки местности (непроходимые болота, крутые горные склоны (сбросы) и т.д.). Примерами тактических нарушений и ошибок в походе являются: несоблюдение заявленных контрольных сроков похода, самовольное изменение нитки маршрута, несвоевременное преодоление объективно опасных препятствий, выбор неподходящих приемов и средств страховки и т.д.

Ко второй группе непосредственных субъективных факторов риска следует отнести все действия и решения туристов, которые квалифицируются, как несоблюдение установленных правил техники безопасности. Например, несоблюдение техники безопасности во время бивачных работ (заваливание сухого дерева в непосредственной близости от людей и стоящих палаток, нарушение безопасной техники колки дров, снятие котла с горячей пищей с огня без использования рукавиц и пр.) могут быть причиной травм и поломки ценного снаряжения.

К третьей выделенной выше группе субъективных факторов риска отнесем различного рода неадекватные нервно- психические и физические состояния туристов. В данном случае одинаково опасны как отрицательные ( стресс, усталость, апатия), так и положительные (чрезмерное воодушевление, состояние аффекта) эмоциональные состояния. В такие периоды человек не утрачивает необходимый самоконтроль, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку.

3. Факторы, определяющие безопасность туристской деятельности

Перечисленные объективные и субъективные факторы риска – это лишь источники опасности. Несчастный случай в походе – это реализация неблагоприятного воздействия одного или суммы факторов риска, ведущая к неблагоприятным последствиям разного масштаба (от легкой простуды, до тяжелой травмы или летального исхода). Следовательно, воздействию факторов риска в туристской деятельности следует противопоставить действие факторов, повышающих ее безопасность (нивелирующих воздействие факторов риска).

Выше мы уже констатировали тот факт, что в подавляющем числе случаев несчастные случаи на маршруте похода или на дистанции соревнований реализуются вследствие неправильных решений и действий самих участников туристской деятельности. При этом либо подготовка к деятельности с повышенным риском осуществлялась со значительными упущениями; либо в объективно опасной ситуации принимались неверные управляющие решения и выполнялись ошибочные действия; либо туристами допускались ошибки того и другого рода. Так, например, статистический анализ несчастных случаев в горном туризме и альпинизме (СССР, 80-е годы) свидетельствует о следующем. До 60% аварий произошло вследствие неправильных технико-тактических действий участников походов и восхождений. До 25% несчастных случаев произошло вследствие грубых нарушений правил проведения спортивных туристских походов со стороны выпускающих организаций или участников похода, грубых нарушений дисциплины и плохого знания маршрута. До 15% несчастных случаев произошло вследствие недостаточной теоретической, физической, психологической, организационной подготовленности участников походов и восхождений (Винокуров и др., 1983).

Следовательно, обеспечение безопасности участников похода, по сути, предполагает тщательную и всестороннюю подготовку участников и руководителей разного уровня к каждому туристскому мероприятию. Если на источники объективной опасности на предстоящем маршруте туристы влиять не в состоянии, то предвидеть исходящую от них опасность, подготовиться к ней и успешно ей противостоять они обязаны. Данное утверждение В.И. Ганопольский (1982) выразил наглядно и доступно в виде графической модели надежности туристской деятельности.

Какие факторы определяют успешность (безопасность) туристской деятельности? Из представленной модели следует, что всесторонняя подготовленность туристов к проведению туристского мероприятия является важнейшим условием обеспечения безопасности. Комплексу неблагоприятных факторов, определяющих психическую напряженность похода (он обсуждался нами выше) противопоставляются факторы соответствующей подготовленности. Направления такой подготовленности следующие.

· Теоретическая подготовленность участников похода.

·Физическая подготовленность участников похода и их климатическая адаптация.

· Технико-тактическая подготовленность участников похода.

· Психологическая подготовленность участников похода и группы в целом.

· Организационное и материальное обеспечение похода.
В сумме факторы подготовленности (безопасности) определяют необходимый для успешного проведения туристского мероприятия уровень психической подготовленности туристов. Содержание данных направлений подготовки составляет предмет специальных лекций, методических и практических занятий и в данной лекции мы не акцентируем на нем внимание. Стоит лишь упомянуть следующее. Подготовка участников туристской группы в целом должна соответствовать направлению их туристской деятельности и сути конкретных туристских мероприятий, в которых они намерены принять участие. Например, в случае рекреационных походов (оздоровительных походов выходного дня, экологических походов) специальной подготовки участников, как таковой практически не проводится. Гид-проводник (руководитель группы) работает с тем контингентом туристов, который изъявил желание участвовать в туристском мероприятии и выполнил все предварительные (в основном финансовые) условия, выдвинутые турфирмой – организатором путешествия. В данном случае мы можем говорить обо всех видах подготовленности в применении к руководителю (инструктору) туристского мероприятия и к функционерам туристской организации, проводящей поход. Напротив, в отношении спортивных самодеятельных походов, следует вести речь о целенаправленной подготовке каждого участника и группы в целом к походу, как фактору обеспечения их безопасности.

1. Аркин Я.Г., Захаров П.П. Люди в горах. – М.: Физкультура и спорт. – 1986. – 272с.

2. Винокуров В.К., Левин А.С., Мартынов И.А. Безопасность в альпинизме. – М.: Физкультура и спорт, 1983.- 168 с.

3. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивных туристских походов. – М., 1986.

4. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М., 1981.

5. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры. – Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: Физкультура и спорт, 1987. – 240с.

6. Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма: Курс тренировок. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2005. – 192с.

Организация безопасности активного туризма (С. Ю. Махов, 2014)

Проблема обеспечения безопасности путешествий – одна из самых важных и в то же время одна из самых сложных проблем туристической деятельности. В данном учебно-методическом пособии в соответствии с новыми учебными планами раскрываются основные вопросы обеспечения безопасности активного туризма. Рассматриваются организационные и методические основы организации безопасности туристов в пеших походах. Предназначено студентам высших учебных заведений специальности 49.03.03 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», изучающим учебную дисциплину «Безопасность в сфере рекреации и туризма», а также для организаторов активных форм отдыха и самостоятельных занятий различных слоев населения.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Угрозы безопасности туристической деятельности
  • 2. Несчастный случай в туризме
  • 3. Маршрут как источник опасности
  • 4. Погодно-климатические факторы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация безопасности активного туризма (С. Ю. Махов, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Угрозы безопасности туристической деятельности

В настоящее время вопросы формирования современной системы обеспечения безопасности российских и зарубежных туристов являются одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в сфере туризма.

Россия обладает уникальными туристскими ресурсами, различными географическими ландшафтами. Растет число россиян занимающихся активными видами туризма. Это пеший и водный туризм, альпинизм, сплав по горным рекам, спелеотуриз, экстремальный туризм. Вместе с тем по статистике, из 10 тысяч пеших туристов, путешествующих по категорийным маршрутам, несчастье с тяжелым исходом поджидает в среднем 4 человек, из 10 тысяч лыжников – 5 человек, из 10 тысяч водных туристов – 15 человек и из 10 тысяч альпинистов – 24 человека.

В целом для всех видов путешествий и категорий путешествующих в порядке наибольшей повторяемости происшествий можно назвать Кавказ, Алтай, Урал, Центр Европейской части, Карелию, Прибайкалье и Забайкалье, Кольский полуостров, Саяны, Дальний Восток. На первые три из этих районов приходится более половины известных случаев тяжелого травматизма, на последние четыре – менее одной десятой.

Значительной частотой травм, особенно по сравнению с небольшим количеством природных опасностей или их четкой локализацией, отличается центр Европейской части России – районы массового развития туризма.

Замыкают список территории, сравнительно мало освоенные, посещаемые большей частью достаточно опытными туристами, в том числе, например, Кольский полуостров и Дальний Восток, которым принято приписывать повышенную опасность. Приведенная выше градация территорий – не есть деление районов на опасные и безопасные: количество туристских травм лишь частично зависит от особенностей природных факторов местности.

В большей степени оно связано с качеством подготовки и проведения походов, наличием организованных или «диких» групп, видами практикуемых путешествий, уровнем туристского обслуживания.

Частота травматизма, прежде всего, связана, конечно, с интенсивностью движения групп по маршрутам, с общим количеством людей, прибывающих в тот или иной район. Поэтому, учтя отношение между фактическим количеством травм, основной причиной которых были природные факторы, и числом путешественников, подвергающихся опасности в данной местности, правильнее говорить о кажущемся различии между районами.

Зачастую при организации туристских мероприятий организации, занимающиеся туристской деятельностью, не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности туристов, соблюдению федеральных законов, что ведет к росту числа несчастных случаев, в т. ч. связанных с гибелью людей. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность.

Обеспечение безопасности участников туристских походов – важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в туризме. На обеспечение безопасности направлены основные руководящие документы по самодеятельному, спортивному и ознакомительному туризму.

Права граждан на отдых, свободу перемещения и иные права при совершении путешествий являются незыблемыми. В настоящее время назрела необходимость особое внимание обратить на вопросы обеспечения безопасности туристов, в том числе на разработку требований по обеспечению их безопасности.

К туристской деятельности непосредственно примыкают экстремальные виды отдыха (ЭВО). Однако в отличие от туризма по ЭВО не только нет никакой нормативной базы, но даже не определены основные понятия ЭВО. Поскольку по ЭВО нормативных документов в Российской Федерации нет, а этот вид деятельности во многих случаях близок к туризму, то имеющиеся нормативные документы по туризму в некоторой мере могут быть использованы при рассмотрении требований безопасности к ЭВО.

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политике, обороне, экономике, экологии, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии и т. п.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики как системы мер экономического, политического, организационного, научно-технического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безопасность можно обеспечить двумя путями:

– устранением источников опасности, самой возможности каких-либо стихийных бедствий, аварий, потрясений и катаклизмов;

– повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

К сожалению, мы еще только подходим к разработке комплекса мер, обеспечивающих безопасность путешествий. Поэтому поиски конкретных путей в разрешении проблемы безопасности в туризме должны опираться на скрупулезный анализ аварийных случаев, на сбор статистического материала, анализа положительного опыта туристической деятельности.

При всей внешней неожиданности несчастных случаев нельзя утверждать, что их невозможно предвидеть. Значит, неожиданность несчастного случая – это в определенной мере оценка субъективная, отражающая точку зрения «заинтересованного лица».

Вторая черта несчастного случая – его непреднамеренность и нецелеосознанность. Без этого качества он перестает быть «случаем», а переходит в категорию умышленных и заранее спланированных действий, направленных на причинение вреда другим или себе. Отсутствие целеосознанности ошибочных действий не означает, однако, что тот, по вине которого произошло печальное происшествие, не несет ответственности за свой поступок.

Определение «несчастный» раскрывает третью особенность события: оно принесло беду, несчастье для здоровья человека. Поэтому к несчастным случаям нельзя относить так называемые опасные ситуации, которые не причинили вреда здоровью туристов, например благополучный переворот байдарки на порожистом участке реки. Неоправдан, по-видимому, и получивший определенное распространение как синоним несчастного случая термин «туристская авария», поскольку он отражает не травматизм людей, а повреждение судна, машины, вообще механической части или снаряжения и связанные с этим убытки, что в туристском путешествии обычно не является определяющим.

Вред здоровью туриста может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому травмы, как правило, происходят при опасном воздействии внешней среды. Для походных условий к разряду несчастных случаев приходится иногда относить и внутренние болезненные процессы в организме – сердечный приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно. Вместе с тем повреждения организма, связанные с длительным воздействием неблагоприятных факторов, следует, вероятно, считать своеобразными туристскими «профессиональными» заболеваниями.

Относить несчастный случай к туризму, вероятно, справедливо только тогда, когда речь идет об активной части туризма.

При определении в наиболее общем виде несчастных случаев в туризме как непреднамеренную травму или смерть человека, происшедшие в результате неожиданного травмирующего воздействия в условиях активного туристского путешествия, то причины их возникновения можно классифицировать как объективные и субъективные.

Однако далеко не все факторы можно разделять на не зависящие от воли человека и зависящие от нее. Субъективный фактор в большей мере связан с ошибками и нарушениями, допущенными пострадавшим, чем объективный. Как правило, на маршруте редко бывают несчастные случаи, вызванные лишь одними объективными причинами. К ним относятся, например, те, что вызваны непрогнозируемыми проявлениями стихийных сил природы – землетрясением, наводнением, грозой, или те, что связаны со скрытыми (не поддающимися предварительному выявлению) дефектами в походном снаряжении.

Обычно все причины события тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Нередко их даже трудно выяснить и разграничить, потому что в каждом конкретном примере одни и те же обстоятельства могут выступать в качестве объективного или субъективного фактора, отражая закономерность и случайность события. Так, повышенно опасный участок маршрута создает объективные условия для травматизма туристов, а кто пострадает на нем – будет в значительной степени делом случая. И наоборот, травматизм недисциплинированного, невнимательного и неопытного человека – закономерное явление, а место несчастья определится случаем.

Подобная сложность, взаимозависимость и комплексность факторов возникновения несчастных случаев позволяет считать далеко не исчерпывающим традиционное деление опасностей в туристском путешествии на две большие группы: опасности, вызванные недостаточной физической, технической и моральной подготовкой людей и их неправильным поведением, и опасности, обусловленные рельефом и климатическими факторами. Трудно согласиться и с утверждениями, что главной опасностью туризма являются только сложные маршруты и опасные участки пути (т. е. объективные причины). Вместе с тем нельзя признать виновниками всех несчастных случаев в туризме одних людей (субъективный фактор).

Читайте также:  Выбор бюджетного удилища в легком классе

Наиболее продуктивный путь создания реальной схемы опасностей в туризме (отражающей действительность, a не предположения или пожелания отдельных лиц) – это анализ статистического материала по травматизму среди туристов.

Для выяснения удельного веса факторов возникновения происшествий целесообразно рассматривать их в отдельности. Вместе с тем анализ по «устоявшимся» позициям (срывы на скалах, срывы на льду в альпинизме, камнепады, снежные лавины, недостаточный опыт руководителя, недостаточно калорийное питание, слабое знание района путешествия и т. п.) представляется очень дробным и не во всем показательным, поскольку учитывает разные и порой несоизмеримые, находящиеся в разных плоскостях, причины событий.

С учетом как оформленных, так и неоформленных походов сведения дают следующее распределение тяжелого травматизма по категориям сложности (далее к.с.) маршрутов: путешествия ниже I к. с. – 45 %; путешествия I к. с. – 30 %; II к. с. – 8 %; III к. с. – 8 %; IV к. с. – 6 %; V к. с. – 3 %. Налицо явное преобладание простых маршрутов над сложными. Концентрация 3/4 случаев опасных травм в простейших туристских походах, конечно, не говорит о безопасности высококатегорийных путешествий. Пропорция 1:25 между количеством травм в походах высшей и низших категорий не должна пониматься как свидетельство того, что опытный участник сложного путешествия в 25 раз меньше подвержен опасности, чем новичок, в походах выходного дня и путешествиях I категории сложности.

Если указанное распределение несчастных случаев соотнести с удельным весом путешествий соответствующих категорий в общем количестве походов (по многодневным путешествиям I–V к. с. оно округленно составляет 70, 20, 7, 2 и 1 %), то относительные показатели укажут на некоторое повышение опасности сложных туристских маршрутов. С другой стороны, нужно помнить и о неточности сведений о туристском травматизме. Дело в том, что походы IV–V категорий сложности проводятся, как правило, при тщательном контроле организаций, и по ним накапливаются исчерпывающие данные, а походы выходного дня, к сожалению, часто проходят без надлежащего оформления, и случаи травматизма в них, тем более легкого, остаются достоянием лишь ближайшего медпункта.

Основные причины тяжелых травм на спортивных (категорированных) маршрутах распределяются следующим образом:

– гибель на воде – 40 %;

– травмы на элементах горного рельефа (в условиях горных, пеших и лыжных походов) – 19 %,в том числе в лавинах – 6 %;

– переохлаждение (в условиях пеших и лыжных походов) – 13 %;

– автомобильные катастрофы (на активных маршрутах всех видов) – 12 %;

При анализе данных по спортивным самодеятельным маршрутам (неорганизованный туризм) распределение несчастных случаев в зависимости от основных причин тяжелых травм выглядит следующим образом:

– гибель на воде 46 %, в том числе при перевороте плавсредств – 40 %;

– травмы на элементах горного рельефа – 45 %, в том числе в лавинах – 17 %;

– прочее (болезни, переохлаждение) – 9 %.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Угрозы безопасности туристической деятельности
  • 2. Несчастный случай в туризме
  • 3. Маршрут как источник опасности
  • 4. Погодно-климатические факторы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация безопасности активного туризма (С. Ю. Махов, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карнацевич Игорь Владиславович, Статва Анна Леонидовна, Karnatsevich I.V. Statva A.L.

Статья посвящена рассмотрению вопросов безопасности при организации и проведении спортивных туристских походов. Изучаются основные причины несчастных случаев и опасных ситуаций. Производится их классификация с выделением основных групп: особо опасные природные явления, опасные участки, опасности живой природы, скоротечные болезни, травмы, организационные беды и просчеты, опасности психологического плана. Авторы рассматривают субъективные и объективные факторы возникновения несчастных случаев.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карнацевич Игорь Владиславович, Статва Анна Леонидовна, Karnatsevich I.V. Statva A.L.

Текст научной работы на тему «Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах»

УДК 5514 И. В . КАРНАЦЕВИЧ А. Л. СТАТВА

Омский государственный педагогический университет

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ

Статья посвящена рассмотрению вопросов безопасности при организации и проведении спортивных туристских походов. Изучаются основные причины несчастных случаев и опасных ситуаций. Производится их классификация с выделением основных групп: особо опасные природные явления, опасные участки, опасности живой природы, скоротечные болезни, травмы, организационные беды и просчеты, опасности психологического плана. Авторы рассматривают субъективные и объективные факторы возникновения несчастных случаев.

Проблема обеспечения безопасности участников спортивных туристских походов является одной из наиболее значимых и сложных проблем в современном туристском движении. Поход представляет собой мероприятие повышенной опасности в силу присутствия элементов случайности, которые невозможно устранить. Однако возможным является заблаговременное предусмотрение случайностей и сведение к минимуму их негативных последствий. Под негативными последствиями мы понимаем травмы различной степени тяжести, в том числе являющиеся причинами смерти людей. Необходимо отметить, что большинство травм происходит с активными и перспективными членами общества – молодежью, людьми в расцвете сил.

Из основных видов несчастных случаев — на производстве, в быту, на транспорте — спортивные травмы (к которым относят травмы, полученные на туристских маршрутах) составляют всего 2-3 % от их общего количества. Тем не менее для туризма, призванного приносить оздоровление и спортивное совершенствование, ряд заболеваний (растяжения, переломы, ожоги, обморожения и др.) является досадной случайностью.

Повышение мастерства путешественников, улучшение снаряжения, накопление практического опыта способствуют снижению числа полученных травм. Однако нельзя забывать об интенсивном ежегодном росте числа туристов за счет новичков, не обладающих необходимым опытом, навыками и знаниями опасностей, которые ожидают человека на маршруте, не умеющих успешно избегать и преодолевать их.

При всей внешней неожиданности несчастных случаев нельзя утверждать, что их невозможно предвидеть. Следовательно, неожиданность несчастного случая — это в определенной мере оценка субъективная. Само понятие «несчастный случай» подразумевает ущерб для здоровья человека. Вред здоровью туриста может быть причинен за счет опасного воздействия внешней среды, а также за счет внутренних болезненных быстротечных процессов в организме.

Бесчисленное множество опасностей, поджидающих туристов на маршруте, можно условно разделить на несколько групп (таблица 1).

Все несчастные случаи необходимо рассматривать как результат сочетания закономерного и слу-

чайного и соответственно выделять объективные и субъективные факторы их возникновения. Однако достаточно сложно разделить все факторы на не зависящие от воли человека и зависящие от нее. Возможно лишь подчеркнуть, что субъективный фактор в большей мере связан с ошибками и нарушениями, допущенными пострадавшим, чем объективный. Как правило, на маршруте редко бывают несчастные случаи, вызванные лишь одними объективными причинами. К ним относятся главным образом непрогнозируемые проявления стихийных сил природы (первая колонка в таблице), а также не поддающиеся предварительному выявлению скрытые дефекты походного снаряжения. Обычно все причины события тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Одни и те же обстоятельства могут выступать в качестве объективного или субъективного фактора, отражая закономерность и случайность события.

Из множества причин, определяющих возникновение несчастного случая, возможно выделить четыре, образующие формулу: «маршрут – снаряжение -путешественник – общество». В рамках такой условной формулы легче произвести оценку факторов, приводящих к возникновению несчастных случаев на маршрутах. Рассмотрим влияние первого фактора, обусловленного главным образом географией маршрута.

Согласно статистике, имеется существенная разница в частоте несчастных случаев между отдельными районами страны. Так, для спортивных групп в порядке наибольшей повторяемости происшествий с тяжелым исходом можно назвать Кавказ, Южную Сибирь (Алтай, Саяны) и Урал.

Зависимость между погодно-климатическими факторами и травматизмом обычно не вызывает сомнений. Действительно, резкие похолодания (на 1530 градусов), мороз, ураганный ветер, удары молний, снегопады, пониженная видимость и другие явления усложняют путешествие и могут привести к несчастному случаю. Некоторые из них – снежные бури, дожди, землетрясения – могут быть только опосредованной причиной несчастных случаев. Другие, в том числе смерчи, наводнения, высокая солнечная активность, прямо влияют на здоровье туриста и бывают непосредственной причиной несчастья в виде травм, стрессовых состояний, заболеваний, смертей.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

Особа описи ые природные Я Е лен Н .4 Опасные участки Скор отечн ые оолешн. травмы Орг а нні ап нонн ы е о еды н просчеты Опасности Ж В Е ОН прнрщы Опасности психолог нч еского плана

Р аж на похолодания. ННЗКНЄ температуры Болота, топи, мари С 5рп ачны е приступы Отсутствие неосход к мо гс снаряж ания Кровососущ на насекомые (в частности энцафал нтны а клещи) Панические состояния

Удары молний, разряды шаровых молний Ледники, ледяные мосты, тращ нны. Л5ДОПЗДЫ, нал ап и С епснс Неправильное, неаккуратное исполь аованна снаряж ания (в том числа оружия) Укусы ЯД ОБИТЫХ змей. ГрЫЗуНОЕ Над нецнплннн-рсванность членов группы

JI есны в ПСЕК ары Зыоучне паски Приступ аппанд книга Потаря снаряж ания. аго н 5 Пр и гс-д н ость для дальнайшаго исполь іовання Напад ения ДИКИХ ж цветных (мадв ад ей. рысей. болкоб) Психоло гич еская нэсоЕмастимость планов группы

Оо ильные снегопады; дожди, связанные ■Z ними навсд нения, реЯЕНе подъемы БОДЫ Б реках, огарах Курумннки Остры S К ШИ еЧНЫе инфекции и ПИЩ 5ЕЫ 5 стравлен ня Потаря правильного пути (из -за утраты карт. G3S – НЗЕНГаТОрСЕ. неопытности руководителя и т.д.) У потреол аниа ЯДОВИТЫХ растений и ГрибоЕ Неопытность рук обод и теля, отсутствие автор нтата для участников похода

Штерма. СИЛЬНЫЕ: ватры. раганы. пыльные к СНаЖНЫа -5рК. метели. СМарЧИ Г луоокий (3-5 м) рыхлый снаг Инф акцненкыа заболевания Напад аниа преступников Паданиа старых даравьав Деморализация и нервны а расстройства от голода, жажды, холода, оол ашей. при пет ар а пути

С КЕДЫ саля. лавин. ооруш аниа СНаЖНЫХ козырьков. оползни. камнепады ОфЫЕЫ. крутые склоны,, скальные участки Пар ап омы. пот ертости и мошли на ногах Траксперткы а прои спіаств ііія (пожары. СТОЛКНОЕЄНИЯ и т.д.)

Ласныа пежары Реки Голод (б случае потери, порчи, краж и продуктов)

■Зеыл атрясания. извержения вулканов Трясины и плывуны Отсутствие пресной воды (е СТ5ПЯХ. полупусты нях. пустынях на мора)

Б ысская солнечная ак тке несть Обрывы на оерегах рак. е горах Ожоги от огня и кипятка

Пониженная Е НДНМ СС ГЬ Карстовые воронки С к аж кая -ел а пета и обморожения

Пас аниа метеоритов Замл атрясания Извержения ЕМІКаНОЕ

Зачастую опасность представляют не сами природные явления, а неподготовленность к ним туристов, что, в частности, бывает при внезапных изменениях погоды и ее нехарактерных проявлениях для данного географического района или сезона. Следовательно, основная причина несчастья заключается в неправильном поведении людей. Необходимо отметить и разность потенциальной опасности в зависимости от вида туризма (лыжный, горный, пешеходный, водный). Так, повышенную опасность имеют водные маршруты, подтверждением чего может служить тот факт, что половина смертельных случаев в пешеходных путешествиях связана с водой. Одновременно это говорит о сла-

бой подготовке участников походов к другому, смежному виду туризма. Например, 25% тяжелых травм на пешеходных маршрутах происходит при незапланированном попадании туристов в условия горных или зимних путешествий (в камнепады, лавиноопасные зоны, на ледники, в обстановку резкого похолодания) [4].

Практически каждый туристский район имеет свой набор опасностей, обусловленных особенностями геологического строения, рельефа, гидрографии, климатическими и иными природными факторами. Для одних мест характерно обилие осадков, для других – лавинная опасность, для третьих — вероятность землетрясений. Однако естественные

препятствия и явления и становятся реально опасными только тогда, когда к ним получает доступ массовый посетитель. Так, например, камнепады должны быть отнесены, на первый взгляд, к объективным опасным факторам маршрута. Перемещение обломков горных пород по склону под действием силы тяжести – естественный денудационный процесс, вызываемый деятельностью воды, ветра, льда и т.д.

Попадая под камнепад, путешественники оказываются в очень сложной ситуации. Но объективный характер камнепадов одновременно позволяет с достаточной точностью предвидеть конкретные участки возможного падения камней, время суток, погодные и иные условия, их провоцирующие, избегать эти места, применять средства защиты. При этом более 80% камнепадов, явившихся причиной несчастных случаев с туристами, -искусственные камнепады, вызванные неосторожностью и небрежностью путешественников, сталкивающих со склонов неустойчиво лежащие камни [4]. Практические руководства по туризму обычно отводят достаточно места перечислению опасностей гор или воды: камнепадам, лавинам, селю, обвалам льда, трещинам на ледниках, порогам, речным завалам, навальному течению и возможным печальным последствиям при неумелом преодолении их: срывам, падениям, переворотам, замерзанию, утоплению. Приведенные данные, однако, не содержат оценки действительной роли сложных участков и препятствий по сравнению с неправильными действиями самих туристов.

В заключение необходимо отметить, что большинство несчастных случаев в туризме непосред-

ственно не связано с высокой сложностью походов, маршрутами в отдаленных районах, опасными явлениями и препятствиями. Определенное увеличение риска отмечается при некоторых видах передвижения, категориях сложности и в отдельные сезоны. Все это говорит о том, что нельзя снизить туристский травматизм, например, с помощью рекомендаций о замене сложных путешествий походами по легкодоступным маршрутам. По отношению к правильно организованному туризму можно утверждать, что реальная опасность маршрута во многом зависит от уровня технической, тактической, моральной и физической подготовки людей и может быть сведена к минимуму при наличии определенных знаний и умений у путешествующих.

1. Основы безопасности в пешем походе (Центральный совет по туризму и экскурсиям). — М., 1983.

2. Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. — М., 1990.

3. Погосян X. П. Грозные явления природы. — М., 1968.

4. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. — М., 1983.

КАРНАЦЕВИЧ Игорь Владиславович, доктор географических наук, профессор кафедры физической географии.

СТАТВА Анна Леонидовна, кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.04.2007 г.

© Карнацевич И.В., Статва А.Л.

Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Владос, 2005. – 528 с.

В учебнике обобщен 35-летний научный и практический опыт работы автора в клинической медицине и спорте. Большое внимание уделено вопросам патологии и предпатологии, проведения врачебного контроля юных спортсменов, школьников и студентов специальных медицинских групп, женщин-спортсменок, инва-лидов-спортсменов и элитных спортсменов, тренирующихся в неблагоприятных климатических условиях (зонах), с учетом биоритмов, допинг-контроля и др. Отражены современная система реабилитации, отбора и ориентации в спорте, акклиматизация и др. Учебник существенно отличается от ранее изданных содержательностью, иллюстрациями и стилем изложения материала.

Учебник рассчитан на студентов колледжей, факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, медицинских вузов, а также спортивных врачей, реабилитологов, ординаторов, аспирантов, тренеров и других специалистов.

Спортивная морфология: учебное пособие / Алексанянц Г.Д., Абушкевич В.В., Тлехас Д.Б. и др. – М.: Советский спорт, 2005. – 91 с.

Учебное пособие обеспечивает возможность студентам, тренерам, преподавателям по физической культуре изучить практическое применение оригинальных методик спортивной морфологии (по направлению 032100 – «Физическая культура» и специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»). Наблюдая структурные изменения, происходящие в организме спортсмена под влиянием физических нагрузок, можно правильно оценить формирование признаков долговременной адаптации, что имеет значение при спортивном отборе, индивидуализации тренировочного процесса, достижении максимальных спортивных результатов при сохранении здоровья.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

Добавить комментарий