Правила передвижения на маршруте

Правила дорожного движения для водителей маршруток, автобусов и троллейбусов

Добрый день, уважаемый читатель.

Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.

Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.

Что такое маршрутное транспортное средство?

В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:

“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обратите внимание, что в определении есть следующая фраза “движущееся по установленному маршруту”. Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.

Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.

Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Ситуация происходит в населенном пункте.
  • Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16:
  • Общественный транспорт должен начинать движение. Т.е. если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то преимущества она не получит.

В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу. На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:


Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством.

Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.

Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам

Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:

  • Проехать прямо можно по любой полосе.
  • Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
  • Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.

Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:

В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.

Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.

Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.

Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.

Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.

В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ НА МАРШРУТЕ

Инструкция по техники безопасности 002

1. Путешествие начинается с момента выхода с рюкзаком из дома. Находясь в транспорте, туристы обязаны соблюдать правила проезда: не стоять в тамбуре без надобности, при посадке и выходе пользоваться передними и задними дверями, не спрыгивать с платформы на железнодорожные пути. При переходе через железнодорожные пути пользоваться переходными мостами, дорожками, туннелями. При подъезде к начальному пункту маршрута или на отдельных его участках запрещается пользоваться услугами неисправного, необорудованного для перевозки людей транспорта.

2. На маршруте при движении по проезжим дорогам руководитель должен вести группу цепочкой по обочине навстречу идущему транспорту. Категорически запрещается идти по приезжей части, перебегать или переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Необходимо помнить, что во время дождя и в гололедицу движение по дороге опасно.

3. Туристы должны соблюдать правила безопасности при переправе через водные преграды: не допускать переправу людей и груза на необорудованных, неисправных судах, а также перегрузку судов. Во время движения на лодке или других малых судах не переходить с одного места на другое, не перекладывать груз. Спасательные средства должны лежать сверху. Посадку и выход из лодок проводить по установленным правилам. В ненастье и большую волну переправу не производить. Не пользоваться услугами перевозчиков, находящихся в нетрезвом состоянии.

4. При прохождении через населенные пункты необходимо вести себя с местным населением доброжелательно и корректно, избегая неприятного инцидента. Не допускать в движении лидерства в группе, что может повлечь за собой растягивание участников на маршруте.

5. Выйдя на туристскую тропу, участникам похода порой приходится преодолевать определенные сложности: густой подлесок, заросли, бурелом, завалы, гари. На их пути попадаются сгнившие деревья, кочкарник, стланик, высокотравье, болота, марь, овраги, распадки, осыпи (мелкая, средняя и крупная), лесистые хребты и т. д. Ранним утром, когда в лесу обильная роса или после дождя эти препятствия представляют собой определенную опасность для пешего туриста. Так, камни, покрытые мхом, корни и поваленные деревья от росы и дождя становятся мокрыми и скользкими. При неосторожном движении может произойти падение, в результате – получение травмы. Поэтому туристы, идущие в это время по лесу, должны быть очень внимательными.

6. Немаловажным фактором в деле безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Непосильный вес рюкзака может привести к быстрому утомлению, отсюда потеря координации и самостраховки, что в свою очередь может вызвать срыв. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого.

7. Немаловажную роль в безопасности похода играет скорость движения на маршруте. Для правильной деятельности организма туриста, преодолевающего большие расстояния в течение продолжительного времени, необходимо равномерную работу чередовать с отдыхом. Так, быстрый темп и недостаточный отдых участников может привести к утомляемости, что вызывает потерю внимания и приводит к травматизму. Определяя скорость движения из расчета километража на день, необходимо учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т. д.

8. Стартовое движение рекомендуется ежедневно начинать в среднем темпе, чтобы дать возможность организму вработаться. Первые переходы следует делать ровно, без рывков. От перехода к переходу темп движения должен возрастать постепенно, скорость увеличиваться. В то же время скорость движения должна быть приемлема самому слабому участнику группы. Хорошая организация движения обеспечивает ритмичность работы организма, правильную дозировку нагрузки, четкость в действиях группы и безаварийность похода. При необходимости увеличения скорости на отдельных участках пути нужно разгружать уставшего или слабого участника.

9. Из среднего темп движения должен постепенно увеличиваться, а к концу очередного перехода, за 3-5 мин до привала, прийти к начальному, чтобы пульс стал ближе к норме. На скорость движения влияют непредусмотренный и усложненный характер рельефа, сложные участки пути, усталость группы, большая протяженность маршрута и другие причины, которые могут вызвать необходимую корректировку графика движения.

10. Удобнее двигаться колонной по одному. Направляющий ведет группу, замыкающий ему помогает. Задача первого – выбирать путь, определять направление, ориентироваться, следить за своевременными привалами между переходами. От опыта ведущего во многом зависит выбор наиболее удобного пути. Перед разветвлением троп, изменением направления движения, переходом реки, заболоченными участками, распадками, оврагами ведущий должен остановить группу и получить, указание от руководителя на дальнейшее движение или организацию разведки. На сложном участке пути необходимо организовать страховку. После прохождения сложного участка последним участником ведущий продолжает путь.

11. Направляющий должен задавать темп при ходьбе, равняясь на слабого. В случае отставания кого-либо из участников следует остановить группу и дождаться отстающего.

12. Задача замыкающего – не допускать отставания, оказывать помощь туристам, помогать уставшим, своевременно подавать сигнал направляющему о снижении скорости или прекращении движения.

13. При правильной ходьбе туристы двигаются ритмично, делают шаги примерно одинаковой длины и одной частоты. Скорость передвижения становится постоянной. Ритмичность в ходьбе помогает правильной работе всего организма. Скорость движения в лесистой местности определяется рельефом, растительностью и наличием троп. При ходьбе по тропам, полянам, лугам (с невысокой травой) оптимальная скорость 4-5 км/ч. По лесу без троп, по болотистой местности, склону, стланику, через завалы скорость резко снижается и общий дневной переход составляет всего несколько километров. На маршруте бывают и непредвиденные обстоятельства, когда группа не может преодолеть возникшее препятствие: разлив таежной реки, непроходимость болота. В этом случае приходится искать новые пути обхода, что также влияет на скорость движения. Она снижается в среднем примерно на одну треть, а иногда и больше.

14. Метеорологические условия являются трудно прогнозируемым фактором, влияющим на изменения графика маршрута. Дожди вынуждают снижать скорость движения и больше уделять внимания страховке. Туман затрудняет выбор безопасного пути, усложняет ориентирование. В неблагоприятную погоду скорость снижается вполовину, а иногда надолго приходится устраивать внеочередной привал. Планируя путешествие в районах с неустойчивым климатом или в межсезонье, необходимо предусматривать резервные дни.

Читайте также:  Покоряем реку троллингом. С чего начать будущему троллингисту?

15. Походы в межсезонье имеют свои положительные и отрицательные стороны. В это время легче преодолевать заболоченные участки, низины, реки, озера, скованные морозом. Однако следует помнить, что в осенний период лед на озерах, реках и болотах еще тонок и не всегда может выдержать вес человека с рюкзаком, поэтому при движении по ним необходимо соблюдать технику безопасности, а если есть возможность, то лучше обойти это место по более безопасному пути. Характерной чертой походов в межсезонье является неустойчивая, часто холодная погода, осенью раннее выпадение обильного снега затрудняет движение.

16. Движение по лесу нужно строить с учетом использования троп, тропинок, просек, полян и т. д. По тропе, даже самой заросшей или звериной, идти гораздо легче, чем напрямую – по азимуту. К тому же тропы пролегают так, что встречающиеся на пути препятствия огибают или пересекают в самом удобном для прохождения месте. Проходя сквозь чащу, следует придерживать ветви и подавать команду «ветка», чтобы они не стегали по лицу идущего следом. Двигаться по лесу следует цепочкой с интервалом 3-4 м. Первые должны предупреждать голосом об опасных местах: яме, торчащем пне, корне, скользком месте, скрытых промоинах и т. д. Идти по маршруту без тропы надо не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасное место. При таком темпе у туриста, наткнувшегося на какое-либо препятствие, будет меньше вероятности упасть и получить травму. При движении по азимуту рекомендуется просматривать путь возможно дальше, чтобы не оказаться в непроходимой чащобе, в окружении завалов, сильно заросшего, глубокого оврага, распадка или болота и т. д. На преодоление подобных препятствий уходит много времени и сил, так как туристам приходится подлезать под деревья, проходить по ним, спрыгивать, вновь подниматься, и все эти упражнения они выполняют с рюкзаком за плечами.

17. Особенно рискованно проходить через прогнившие и неустойчиво лежащие деревья, тем более в дождливую погоду, когда они мокрые и скользкие. Если все же группа вынуждена идти по завалу, то при этом следует соблюдать осторожность (оказывать друг другу помощь, использовать в качестве опоры шест и т. д.). Преодолевая заросшие глубокие распадки, овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом, камнями, по дну которых нередко текут ручьи, следует выбирать наиболее пологое место спуска и подъема. При крутых, влажных и скользких склонах безопаснее спуск и подъем осуществлять с помощью веревочных перил.

18. Немало трудностей вызывает прохождение через стланик, который широко распространен в тундровой и среднегорной зонах. Стланик представляет собой заросли стелющегося по земле кустарника с сильной и ветвистой корневой системой. Чаще всего это кедровый, березовый, ивовый и рододендроновый кустарник. Представители этой растительности порой достигают в высоту до трех метров, а в отдельных районах и выше (кроме рододендрона). Прежде чем двигаться сквозь заросли кустарника, следует зрительно наметить путь движения и стараться его придерживаться. В целях предохранения от ссадин и царапин следует надеть плотную одежду с длинными рукавами. Брюки заправить в сапоги или носки так, чтобы не было оголенных мест. Такая мера предосторожности позволит избежать травмы. Если есть возможность обхода этих зарослей, то лучше ею воспользоваться.

Порядок и интенсивность движения на маршруте в пешем туристическом походе.

В дорогу лучше отправляться на рассвете, утром легче идти, организм меньше утомляется. В жаркую погоду большая часть пути будет пройдена по утренней прохладе. Зимой или в межсезонье нужно также выходить пораньше, когда снег еще не начал подтаивать, меньше лавинная опасность и все движения легче.

Порядок и интенсивность движения на маршруте в пешем туристическом походе.

Если идет группа, темп движения определяет руководитель, ориентируясь на самого слабого. Желательно, чтобы самый слабый шел вторым, а замыкающим один из физически сильных людей. Его основная задача следить, чтобы никто не потерялся, помогать отстающим, предупреждать об опасности. Цепочкой по одному нужно двигаться в густом лесу, по болоту, через брод, на чреватых камнепадами склонах.

перед носом. При ходьбе ногу ставят на всю ступню (не на ранты ботинок и не на носок), выбирая по возможности ровную горизонтальную площадку, на которой уместится вся подошва. Через отдельные кочки, бревна, камни старайтесь перешагивать, не вставая на них.

На твердом грунте ставьте на землю носок, а потом плавно опускайте каблук. На мягком грунте наоборот: прежде опустите пятку, а потом спокойно наступайте на всю ступню. По траве ходите, как по твердому грунту. Поднимайте при этом ногу выше травы, иначе она будет шуршать. По воде ходите медленно, не вытаскивая опущенную в воду часть тела, передвигаясь напором, чтобы не плескать воду.

Хорошо кому-то вести письменный хронометраж когда встали утром, вышли на маршрут, прошли какой-то ориентир или препятствие, сколько потратили на это времени, во сколько остановились на привал и пошли дальше. Это позволит определять расстояние и то, на чем группа теряет время (обычно на долгих сборах или затянутых привалах). Хронометраж, как и дневник с кратким описанием пути, окажет неоценимую услугу позже.

Интенсивность движения и связанные с этим затраты энергии определяются темпом движения. В таблице приведены четыре темпа движения замедленный, нормальный, ускоренный и форсированный. Этими данными может воспользоваться руководитель группы для того, чтобы выбрать правильный темп движения и довести группу до заданной цели.

ТемпПередвижение по горизонтали, км/чПодъем и спуск по вертикали, м/чСоотношение времени движения и отдыха, минПримечание
Замедленный2-3200-40040/20 или 45/15В начале похода. При сильном утомлении; когда в группе есть больные.
Нормальный4-5300-50050/10При нормальном состоянии группы.
Ускоренный6400-60050/10При отличном состоянии группы. При необходимости выиграть время на спусках.
Форсированныйдо 8 и больше600 и большеОтдых на 5-10 минут при необходимости.На коротких участках, где скорость требуется по условиям безопасности. При возможном нарушении заданного срока.

Цифры, приведенные в таблице, указываются для пути по тропам или удобным для движения склонам, по ровной поверхности ледников и фирновых полей на высотах до 4 000 метров и при нормальном весе рюкзаков. Ухудшение качества пути, чрезмерная тяжесть ноши, передвижение на больших высотах, а также недостаточная акклиматизация резко снижают темп движения.

Для расчета скорости движения можно воспользоваться следующей формулой человек проходит в 1 час столько километров, сколько делает шагов в 3 секунды (при ширине шага 0,83 см). На высоте 2 500-3 500 метров над уровнем моря скорость движения уменьшается примерно на 25-30 %, на высоте выше 3 500 метровв на 50-60 %. В распутицу скорость движения уменьшается на 50 %. При движении по лугу с колючками и целине с густым покровом травы на 25 %, в ливень и метель на 10-15 %, а при сильном встречном ветре на 50 %.

Проходя сквозь чащу, следует придерживать ветви, чтобы они не стегали по лицу идущего сзади. Двигаться по лесу следует цепочкой с интервалом 3-4 метра. Первые должны предупреждать голосом об опасных местах: яме, торчащем пне, корне, скользком месте, скрытых промоинах и так далее. Идти по маршруту без тропы надо не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасное место. При таком темпе, у наткнувшегося на какое-либо препятствие, будет меньше вероятности упасть и получить травму. При движении по азимуту рекомендуется просматривать путь возможно дальше, чтобы не оказаться в непроходимой чащобе, в окружении завалов, сильно заросшего, глубокого оврага, распадка или болота.

ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ

Инструкцией Министерства просвещения СССР предусмотрено ограничение продолжительности туристских походов с учащимися. Так, для учащихся V—VI классов продолжительность походов не должна превышать 10 дней. При этом количество ходовых дней не должно превышать 5 дней.

Для учащихся VII—VIII классов продолжительность походов не должна превышать 20 дней, количество ходовых дней — десяти. Для учащихся IX— X классов — 30 дней.

Нормы дневных переходов с грузом для учащихся разных возрастов представлены в таблице 1 .

Нормы дневных переходов

Продолжительность похода

Продолжительность, км11-12 лет13-14 лет15-16 лет1 день1215202 дня2024353 дня и более (в среднем за день)10-1212-1516-18

Максимальные нормы веса рюкзаков для тренированных участников похода представлены в таблице 7 2 .

Таблица 7 Максимальные нормы веса рюкзаков для тренированных участников похода

Возраст, лет

Вес рюкзака, кгмальчикидевочки11861210713128141410151612161814

При проведении пеших и горных походов большое внимание уделяется организации движения группы на маршруте. От нее зависит ритмичность работы организма, правильная дозировка нагрузки, четкость в действиях группы, безаварийность похода. В первые дни похода из числа опытных туристов следует выделить ведущего. Его задача — выбирать путь, задавать выгодный темп движения (не выше темпа движения самого слабого).

Замыкающим назначается физически сильный участник похода. Его задача — не допускать отставания, помогать уставшим, своевременно подавать ведущему сигнал остановки, если в том будет необходимость. При движении по ровной дороге группа двигается не растягиваясь, не опережая ведущего, не отставая от замыкающего. По горной тропе, по склонам, для облегчения продвижения группа двигается колонной по одному, не отрываясь друг от друга.

Через 10 мин после выхода на маршрут делается технический привал, во время которого участники похода могут подтянуть лямки рюкзаков, переложить вещи в рюкзаке, переодеться, переобуться. В дальнейшем в зависимости от рельефа местности, от физической подготовки и возраста туристов 10-минутные привалы делаются через 30—50 мин. Во время преодоления высоких подъемов делают минутный отдых не снимая рюкзаков.

Необходимо уделить большое внимание темпу передвижения группы. В начале движения темп должен быть несколько замедленным. После 1 ч движения темп можно постепенно увеличить. Нужно помнить, что самым трудным для участников похода является первый день похода. Как показали многолетние наблюдения за туристскими группами школьников в пеших походах, их частота сердечных сокращений в первый день похода самая высокая и порой 10 мин привала оказывается недостаточно для возвращения пульса к исходному уровню. А. Г. Нагорный 3 считает, что в первый день похода у детей происходит врабатывание организма, приводящее к соответствию в работе двигательного аппарата и вегетативных функций. Поэтому в первый день похода темп должен быть ниже, чем в последующие дни. В первый день походе необходимо чаще давать минутный отдых. В практике туризма широко практикуется этот вид отдыха. Он заключается в том, что по команде руководителя: «Минута!»—ребята останавливаются и отдыхают, не снимая рюкзаков. Чаще отдыхают в наклонном положении, упираясь ладонями выше колен. Применение таких «минут» замедляет развитие утомления.

Исключение минутных перерывов в первый день похода в экспериментальных группах вызывало более быстрое утомление. Уже к обеду сила кисти левой и правой руки у всех участников статистически достоверно снижалась на 5—6% по сравнению с исходным уровнем, в то время как в группах, где минутный отдых на сложных участках давался детям через каждые 20 мин, снижение на 2,5—3,1% наблюдалось только у некоторых участников похода. В конце первого дня похода у детей контрольных групп многие физиологические показатели лучше. В последующие дни похода у детей контрольных групп наблюдалось более заметное улучшение некоторых физиологических показателей по сравнению с детьми экспериментальных групп. Так, пульс был реже, время простой двигательной реакции значительно короче, частота движения кистью выше, сильнее мощность выдоха, больше жизненная емкость легких.

Во время передвижения руководитель следит за ритмичностью дыхания туристов (вдох и выдох должны следовать ритмично через определенное количество шагов). Следует осторожно ограничить разговоры в пути и особенно на сложных участках маршрута. Скорость движения по ровной местности для туристов с хорошей физической подготовкой может быть 3,5—4 км/ч, со слабой физической подготовкой —до 3 км/ч. На подъемах частота шага остается той же, но его длина уменьшается на две трети, что помогает сохранить ритмичность дыхания. На подъемах минутные перерывы для отдыха обязательны (как показали исследования, для детей 13—14 лет желательно давать два перерыва, для детей 15—17 лет достаточно одного). С увеличением крутизны до 40° в зависимости от физической подготовки можно увеличить минутные привалы до трех для детей 13—14 лет и до двух для детей 15—17 лет.

1 См.: Верба И. А. Туризм в школе.—М., 1983.—С. 79.

2 Там же.— С. 80.

3 См.: Нагорный А. Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и нормы нагрузки в туристских походах старших школьников.— М., 1969.

Правила движения по маршруту в велопоходе Ч. 3

Правила движения по маршруту в велопоходе (Часть 3)

— Сегодня мы заканчиваем изучение теоретической части «Правил движения по маршруту в велопоходе и выезжаем для его закрепления на местность,- сказал нам руководитель велогруппы Владимир,-готов выслушать ваши предложения по прокладке маршрута велопохода по Харьковской области, а пока продолжим наше занятие. Итак:

Естественно, при остановках, допустим, возле магазина, кафе, рынка и т.п. каждый должен ставить свой велосипед так, чтобы он не мешал проходу покупателей и посетителей и к каждому (каждому!) велорюкзаку был свободный доступ, дабы велотурист мог положить купленное в свой велорюкзак и не ждал, пока хозяин соседнего велосипеда не уберет своего двухколесного «коня».

То есть ваш велосипед не должен загораживать подход к велорюкзакам соседей. Естественно, без присмотра «коней» бросать нельзя – обязательно нужно оставлять возле них кого-нибудь из группы.

На маршруте, хоть и редко, но случаются и досадные незапланированные остановки, вызванные поломкой чьего-то велосипеда. Бывают и приятные внеплановые, скажем, получасовые привалы в лесных дебрях или тундре с целью полакомиться ягодами, нарвать липового цвета для заварки чая, запастись лесными или грецкими орехами, насобирать молодых белых грибов для разнообразия вечерней трапезы, нарвать плодов шиповника или боярышника и т.д.

Но в любом случае группа должна располагаться так, дабы чувствовать себя в полной безопасности, находиться в пределах видимой и слышимой связи друг с другом и не заблудиться «в трех соснах». А если остановка произошла на дороге, то устраиваться нужно на безопасном расстоянии от полотна дороги, чтобы при этом водители машин издалека видели велотуристов.

Если в пути группу застал ливень, то при отсутствии рядом крыши велотуристы останавливаются в безопасном месте и каждый накрывается своей полиэтиленовой накидкой либо все прячутся под общим полиэтиленом.

Во время грозы нельзя прятаться под высокими (особенно одиноко стоящими) деревьями, стоять у возвышающихся над окружающей местностью строений, возле опор линий электропередач, металлических конструкций и т.п. Если местность открытая, то безопаснее присесть на «сидушках» или ковриках в лощине в стороне от велосипедов, укрывшись от дождя полиэтиленом.

Изредка случаются очень длительные привалы с плавным переходом в ночлеги. Это когда гостеприимные местные жители зазывают в гости (или даже на свадьбу), а отказаться не представляется возможным. («Заходите, дорогие – уважаемыми гостями будете! Не зайдете – жених с невестой обидятся, их родители обидятся, все их родственники обидятся, все старики обидятся!»).

Что касаемо режима движения, то до обеденного привала желательно пройти большую половину запланированного на день пути. Юмористы утверждают, что до обеда велотуристы едут сколько надо, а после обеда – сколько могут. Понятно, что норма дневного пробега может корректироваться в зависимости от обстоятельств.

Руководитель должен регулярно информировать подчиненных, дабы каждый постоянно знал, в какой точке маршрута он находится. И не «среди здесь и среди тут» или «между тут и между там», а с привязкой к карте. Естественно, каждый участник обязан уметь ориентироваться по карте, атласу, компасу, Солнцу, звездам, GPS-навигатору и т.д. (И по командам шефа – добавляют велоюмористы ).

Группа также должна быть в курсе того, какие задачи стоят перед ней на ближайший час-другой и на сегодняшний день в целом, какие препятствия ждут впереди и т.д. Творческое и сознательное отношение к походным реалиям –важное условие сплоченности людей.

Знание о предстоящих сложностях и трудностях значительно повышает готовность каждого «велокурортника» к успешному их преодолению, делает действия туристов слаженными, наиболее целесообразными и адекватными данной обстановке, что положительно сказывается на безопасности похода.

Подъем, отбой и все такое

С целью рационального использования походного времени утренний подъем обычно происходит в 7 часов, а выезд опытной группы – через полтора часа после него. Как выразился один велоюморист, новичкам поначалу это будет трудно, но потом так и останется. Растягивать же утренние хлопоты более чем на два часа – непозволительная роскошь. В жару утренний подъем группы производится с таким расчетом, чтобы выехать пораньше и крутить педали, когда еще более-менее прохладно.

Самое большое пекло лучше переждать в тени возле воды, где устроить обеденный привал. Останавливаться на ночлег нужно не позже чем за 1–2 часа до наступления темноты. (Но обычно после 6 часов вечера уже начинают присматривать подходящее место для бивака, а в пол-седьмого уже становятся на ночлег). Все ходовые часы нужно именно ехать, а не тратить время на ремонт велосипеда. А чтобы продвигаться по маршруту без досадных задержек надо, как уже говорилось ранее, не только самому к походу готовиться, но и тщательно готовить велосипед.

Еще важен такой момент. Не нужно тупо следовать плану похода, который записан в маршрутной книжке, ибо на первом месте всегда должна быть безопасность группы, а не выполнение плана по километражу и набору высоты. Например, если даже отстаете от плана похода (переоценили свои силы до похода и составили непосильный план похода), то нельзя ехать в темноте, наверстывая упущенное. И не следует выходить на штурм сложного пешеходного перевала после обеда, поскольку в лучшем случае можно не успеть до темноты спуститься вниз к подходящему для бивака месту.

Тогда палатки придется ставить на склоне и ночевать без воды. В худшем случае при спуске с перевала в условиях недостаточной видимости есть опасность заблудиться или получить травму. Безопаснее устроить внеплановую полудневку, сделать, если надо, разведку пути и на следующий день ранним утром начать путь к перевальной седловине.

Поскольку для предупреждения разряда аккумуляторов мобильники в походе зачастую выключаются, то при вынужденном разделении группы нужно условиться, что, например, в начале каждого часа в течение 10 мин. телефоны всех участников похода должны быть включены для аварийной связи. По предварительной договоренности и при необходимости группа может разделиться, например, в городе. Скажем, руководитель с кем-то из туристов может поехать в контрольно-спасательную службу ставить на учет группу, а остальные в это время во главе с завхозом пополнят запас продуктов в магазине.

Понятно, всем нужно сверить часы и сразу договориться о точном месте и точном времени встречи. (После чего всем вместе ехать по городу смотреть и фотографировать достопримечательности). В «отпочковавшейся» части группы руководитель назначает старшего, который имеет необходимый опыт, карту города и все остальное. Этот опытный велотурист будет выполнять обязанности руководителя, полностью отвечая за доверенных ему людей.

ПАМЯТКА БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Общая памятка

Каждый турист, по прибытию в начальную точку маршрута, проходит инструктаж с гидом-проводником. Более детально знакомится:
*С ниткой маршрута
*Мерами безопасности на маршруте
*Предоставленным снаряжением
После ознакомления и прослушивания лекции турист обязан сделать запись в “Журнале Инструктажа”, что согласен с предлагаемыми условиями проведения маршрута. Все спорные моменты должны решаться до выхода на маршрут.
Нитка маршрута всегда остается неизменной, (запасной вариант используется только при плохих погодных условиях или аварийных ситуациях).
На туре гид-проводник является единоначальником. Он имеет право принимать любые решения, направленные на выполнение обязанностей гида-проводника, вплоть до снятия с маршрута туриста, создающего нервозную обстановку в группе, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами в ущерб окружающим. В этом случае компенсация туристу не выплачивается.
Если турист не согласен с меню на маршруте, то дополнительный закуп продуктов производится за его счет.
При получении туристского снаряжения, турист обязан сделать его осмотр и соответствующую запись в журнале инструктажа (о получении). Все спорные вопросы решаются на месте до выхода на маршрут. Во время прохождения маршрута турист несет ответственность за полученное снаряжение до сдачи его гиду-проводнику.

П А М Я Т К А
безопасности на горном и пешеходном турах

  1. При прохождении горных и пешеходных маршрутов группа в целом и каждый турист обязаны подчиняться гиду-проводнику.
    2. Турист обязан:
    – Не задерживать выход группы на маршрут утром с привалов;
    – На технически сложных участках: крутых подъемах по травянистому и осыпному склонам двигаться плотной группой;
    – На крутом горном рельефе не находиться друг над другом;
    – В случае смещение камня подать команду “камень”, если он реально угрожает кому-нибудь из группы. То же, если заметит камень вверху, летящий по склону;
    – При получении команды “камень” уклониться от него или прикрыться под скалой большим камнем или рюкзаком;
    – Не отклоняться от тропы и не терять визуального контакта с группой;
    – Следить за состоянием ног и при возникновении возможности образования мозолей, наминов, потертостей предупредить гида-проводника и прекратить движение, переобуться и защитить опасные места пластырем, бинтом и т.д.;
    – На переправах освободить поясной ремень и одну лямку рюкзака;
    – По леднику двигаться след в след за гидом-проводником и не подходить к краю трещин; без разрешения гида-проводника не выстегиваться из связки;
    – Не лазать по крутому льду без “кошек” и страховки;
    -При движении по лесу не отклонять ветки деревьев на величину, предоставляющую угрозу для идущего следом. Если это произошло, то предупредить идущего сзади.
    3. На маршруте запрещается:
    – На снегу и леднике снимать солнцезащитные очки, даже в плохую погоду;
    – Купаться в горных реках и озерах;
    – Покидать лагерь без разрешения гида-проводника на сложном рельефе, даже в пределах видимости;
    – Лазать по склонам без гида-проводника;
    – Использовать для разведения костра быстро воспламеняющиеся вещества;
    – Разводить костры в необорудованных местах;
    – Употреблять в пищу незнакомые грибы, ягоды, травы и некачественные или случайно приобретенные у местных жителей продукты питания;
    – Употреблять во время движения спиртные напитки;
    – Рубка, ломка растущих деревьев и кустарника, разбрасывание мусора, фантиков от конфет и других оберточных предметов; необходимо нести их с собой до сжигания в костре.
    4. Гиду-проводнику предоставляется право:
    Прекращать движение, изменять маршрут на запасной, возвращаться в основные и запасные базы или в ближайшие населенные пункты при резком ухудшении погоды, во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и при других обстоятельствах, делающих дальнейшее продвижение по маршруту опасным. При этом действия гида-проводника не обсуждаются и претензии по ним не удовлетворяются.
    5. Турист должен знать, что горный (пешеходный) спортивный маршрут имеет факторы риска и реальную угрозу здоровью и жизни человека, находящегося в условиях горной природной среды. В горах возможны повышенные или пониженные температуры, с резкими их перепадами и перепадами барометрического давления, грозы, камнепады, обвалы льда, лавины и селевые потоки.
    6. Горы воздействуют на туристов ультрафиолетовым излучением, от которого на снегу и леднике нужно защищать не только глаза, но и открытые части тела. Их стоит покрывать защитным кремом или применять марлевые маски.
    На привалах не злоупотреблять солнечными ваннами.

ПАМЯТКА
по безопасности на водном туре.

  1. На средствах сплава находиться только в застегнутых на пряжки спасательных жилетах. Особое внимание обращать на застегивание нижних (паховых) ремней. Снимать спас жилет на средстве сплава, находящимся на воде категорически ЗАПРЕЩЕНО.
    2. На всех участках реки иметь надежное зацепление с судном. При коленной посадке -в ремнях, при обычной посадке в стременах или за выступающие части рамы, на рафте в специальной донной обвязке. В больших валах использовать дополнительную опору одной или двумя руками, не выпуская при этом весла. В рафте можно лечь на дно и держаться за донный леер.
    3. При выпадении за борт весло не бросать, принять меры по удержанию за средство сплава (есть специальные леера). Если не удается приблизиться к средству сплава, то спокойно плыть в его направлении, используя для гребли весло. Спас жилет обеспечивает нахождение вашей головы над поверхностью воды, однако в больших волнах, сливах и бочках возможно захлестывание водой. Не паникуйте, перед опрокидывающем гребнем волны вдохните воздух и задержите дыхание. Человек может задерживать дыхание не менее чем на 15 сек., этого времени достаточно для прохождения гребня волны. При движении в сторону берега учитывайте смещение струи. Вас течением будет относить к середине реки. Используйте противотоки при подходе к берегу. Знайте, что человек в воде плывет быстрее, чем неуправляемое судно. При подходе к берегу оберегайтесь резких упоров в дно, во избежание заклинивания стопы или сильного удара.
    4. При перевороте судна постарайтесь без потери весла удержаться за судно и, оказавшись под ним, перемещайтесь в одну из сторон , одновременно отталкиваясь и удерживаясь за судно. Вылазить на перевернутое судно лучше с кормы или носа, на рафт с бортов. Вылез сам – помоги товарищу.
    5. В горной реке можно купаться под наблюдение гида-проводника, в спас жилете и месте с тихим течением или противотечением , место указывает гид-проводник.
    6. При покидании кемпинга в свободное время сообщите гиду, куда вы направляетесь. Одному можно отлучаться на расстояние прямой видимости. Длительные выходы проводить не менее чем вдвоем, при этом необходимо исключить скалолазание.
    ЗАПРЕЩАЕТСЯ в вечернее и ночное время приближаться к береговым скалам. Если вы заблудились во время радиального выхода, двигайтесь вниз по ущелью или распадку, который приведет к реке, дальше вдоль реки в сторону кемпинга.
    7. Костры разжигать только в специально отведенных для этого гидом местах, на старых костровищах. При уходе с кемпинга очистить площадку от мусора и залить угли водой.
    8. При пользовании походной баней ноги должны быть защищены обувью. Держаться на расстоянии от каменки, выбирать устойчивые положения.
    9. При посещении населенных пунктов находиться в одежде, не шокирующей местных жителей.
    10. Не оставлять без присмотра средства сплава, весла, рюкзаки, личные вещи, особенно в посещаемых местными жителями местах.
    11. При ночлегах в полевых условиях убирать все снаряжение под тенты палаток, связывать между собой и привязывать к палаткам, так как ТОО не несет ответственности за сохранность личных вещей , документов, драгоценностей, не сданных под ответственное хранение гиду-проводнику. Особенно внимательным нужно быть в последний день путешествия.
    12. Средства сплава должны быть подняты на берег и обязательно привязаны чальным концом. Они должны находиться в прямой видимости с лагерем.
    13. Надежно привязывать все вещи к средствам сплава, особое внимание уделять герметизации драйбегов и привязке к средствам сплава.
    14. Для сплава Вы должны иметь: не менее 2-х комплектов теплой одежды и обуви, куртку- защиту от дождя, солнца, не менее 4-х пар носков, чашку , ложку, кружку, нож, предметы личной гигиены, спички в гермоупаковке.
    15. Выполнять распоряжения и команды гида-проводника.
    16. Не употреблять спиртных напитков, находясь на средствах сплава или перед началом сплава.
    17. Знать , что спортивный тур представляет собой реальную угрозу здоровью и жизни человека, находящегося в условиях природной среды.

ПАМЯТКА
по безопасности на конном туре.

  1. Участники конного маршрута должны соблюдать следующие правила:
    – убирать и тщательно очищать места стоянок от мусора. Фантики, обертки, бумагу вести с собой и сжигать в местах ночлегов.
    – металлические банки обжигать в костре, если они не сгораемы, то после обжига расплющить камнями и уложить на месте костровища.
    – не употреблять в пищу незнакомые грибы, ягоды, травы и некачественные или случайно приобретенные у местных жителей продукты питания.
    – не употреблять во время движения по маршруту спиртные напитки.
    – не ездить на случайных лошадях, лодках, плотах.
    – не размещаться на ночлег в несогласованном гидом-проводником и специально не отведенном для этого месте.
    – не кататься на неоседланной лошади, заезжать под низко растущие ветви деревьев, бросать повод из рук, наматывать повод на руки, глубоко заводить ступни в стремена.
    2. Категорически запрещается рубка, ломка растущих деревьев, кустарника, отдельных зеленых веток, разбрасывать мусор в лесу.
    3. В движении и на остановках категорически запрещается хаотическое скопление лошадей, при необходимости сосредоточение всадников на остановке, колонна перестраивается в шеренгу.
    4. При движении по лесу не следует отводить лошадь от дерева, упираясь в него рукой. Необходимо следить за высотой ветвей, оберегая голову.
    5. Вьючную лошадь следует вести, либо держа ее повод в правой руке, либо привязанную за хвост подседельной. Запрещается при этом наматывать повод вьючной лошади на руку, захлестывать петлей, связывать с поводом подседельной и привязывать к лукам седла.
    6. При совершении лошадью движений по собственному побуждению – переходе на более резвый аллюр – необходимо спокойно, уверенно и энергично набрать повод и пресечь ее инициативу в самом начале. Позднее это сделать значительно труднее. Если лошадь вышла из подчинения необходимо стараться удержаться в седле и остановить ее, совершая движения по кругу. Руководитель похода (гид-проводник) обязан немедленно оказать помощь туристу, перехватить его лошадь.
    7. При переправе через реку необходимо освободить ноги из стремян, расстегнуть поясной ремень рюкзака. Не подгонять лошадь. Если лошадь поплыла, то необходимо спрыгнуть с нее в сторону течения и держаться за седло.
    8. Не оставлять привязанную лошадь пастись на ночь на крутом склоне.

Список личного снаряжения для активных туров:

  1. рюкзак
    2. спальный мешок
    3. туристский коврик – каримат
    4. солнцезащитные очки
    5. треккинговые ботинки
    6. сменная обувь (легкие кроссовки)
    7. ветровка (легкая балоневая куртка и штаны)
    10. теплая куртка
    11. теплый свитер
    12. носки теплые (2 пары)
    13. шапочка спортивная
    14. кепка от солнца
    15. легкие спортивные штаны
    16. шорты
    17. носки хлопок (2 пары)
    18. фонарик
    19. легкий плащ-накидка
    20. мазь от комаров
    21. крем от солнца

* Турист должен знать, что руководителю похода предоставлено право прекращать движение изменять маршрут на запасной, возвращаться на основные и промежуточные базы или в ближайшие населенные пункты при резком ухудшении погоды, во время стихийных бедствий и при других обстоятельствах, делающих дальнейшее движение по маршруту опасным.
Действия руководителя (гида-проводника) не обсуждаются и претензии по ним не удовлетворяются.

Добавить комментарий