Подача сигналов бедствия

Виды сигналов бедствия и символы международной кодовой таблицы

Согласно предписаниям, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками. Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния, поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь.

Разновидности сигналов

Сигналы бедствия по ОБЖ изучают в школе с 6 класса. Они могут подаваться различными способами как с использованием технических средств, так и без них.

Сигналы делятся на следующие разновидности:

  1. Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.
  2. Дымовые. Используются столбы дыма от зажженных костров.
  3. Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолет, приблизившийся к земле.
  4. Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.
  5. Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.
  6. Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.
  7. Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, ее участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

    Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

  1. Радиостанция. Этот прибор действует только на равнине.
  2. Палочка-фонарик. Работает часов 10. Свет виден только вблизи.
  3. Сигнальный буй. Нужен, если бедствие произошло на воде.
  4. Водный маркер. От него вода становится насыщенно-зеленой или оранжевой.
  5. Зеркало-гелиограф. Пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии в 20 000 метров .
  6. Отсутствие технических средств

    У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

    Разжигание костров

    Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

    По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров. Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

    Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

    Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

    Дымовой столб

    В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

    После заката внимание лучше привлечет яркий свет. Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

    В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

    Международные коды

    Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.

    Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину. Пробельное пространство между знаками — не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.

    Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.

    В пустынях знаки можно изобразить с помощью песка. Его нагребают в небольшие валы. Такие символы хорошо видны утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Песчаные валы отбрасывают густые тени, отчетливо заметные с воздуха.

    Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной — светлыми.

    Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия — «S.O.S.». Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле. Другой экстренный международный радиосигнал — это «Mayday», который означает «Помогите!». В качестве сигнала бедствия используют оранжевый дым, непрерывный звуковой сигнал или перевернутый государственный флаг.

    Авиационные и информационные знаки

    Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

    Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне — белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

    Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

    Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

    1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
    2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
    3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
    4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
    5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
    6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

    Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

    Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

    Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

    Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

    Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение. Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.

    Читайте также:  Безопасное преодоление трудностей на туристическом маршруте

    Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы

    В настоящее время существует немало специальных техни­ческих средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС — САРСАТ), автомати­ческие радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широ­кое распространение получили различные пиротехнические сиг­нальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ра­кеты. Однако в ситуации вынужденного автономного существова­ния вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому необходимо рассмотреть способы подачи сигналов бедствия, осуществ­ление которых возможно без наличия специальных техничес­ких средств.

    Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые про­странства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если вы­бранное для костров место находится на возвышенности. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположен­ные на одной линии или в вершинах равностороннего треуголь­ника. Такие фигуры являются международными сигналами бед­ствия. Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

    В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии. Этот вариант можно использовать в случае, если у по­терпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют. В крайнем случае, можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

    Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходи­мые действия или имеются сво­бодные люди. У каждого кост­ра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо распо­ложить на настилах из бревен. Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками.

    Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветрен­ные дни, видны на расстоянии до 80 км. Для увели­чения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые вет­ки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать ре­зину, пластик или автомобильное масло.

    Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

    Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

    Спасателями разработана и используется Международная ко­довая таблица.

    Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с возду­ха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомен­дуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использо­вать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадав­ших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предме­ты одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д. Сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутым рядом с траншеей, увеличивая ширину знака.

    Когда необходимо покинуть зону бедствия, используют информационные сигналы. Надо оставлять хорошо заметный знак – стрелу, указывающую направление, в котором ушли пострадавшие. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

    Вопросы для самопроверки

    1. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.

    2. Расскажите о способах подачи сигналов бедствия с помощью костров.

    3. Расскажите о способе подачи сигналов с помощью зеркала.

    4. Нарисуйте наиболее употребляемые сигналы Международной кодовой таблицы. Как их можно обозначить на местности?

    Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

    Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок. 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др. Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в «Международных правилах предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.

    Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:

    SOS — один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:

    • · радиотелеграф
    • · клотиковый фонарь;
    • · прожектор.

    Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио

    Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море — это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

    Световые сигналы бедствия на море

    • · горящие красные фальшфейеры;
    • · красные ракеты с парашютом;
    • · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
    • · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).

    Визуальные сигналы бедствия на судне

    В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:

    • · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
    • · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
    • · оранжевые дымовые шашки.

    В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

    Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

    Звуковые сигналы бедствия на корабле

    Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:

    • · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
    • · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

    Международные сигналы бедствия на море: правила применения

    Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.

    Способы подачи сигналов бедствия


    Оказавшись в экстремальной ситуации не ставит покидать место несчастья. Всегда есть шанс, что за вами отправят поисковую экспедицию. Необходимо дождаться спасателей при этом рекомендуется оставлять сигналы бедствия.
    В зависимости от ситуации, в которой вы оказались, необходимо подавать соответствующий сигнал.

    Средства подачи сигналов бедствия

    Существуют специальные средства для подачи сигнала бедствия:
    — Зеркало. С помощью зеркала можно направлять солнечный зайчик, который будет виден на очень дальние расстояния.
    — Свисток. Достаточно простое средство для подачи сигнала. Звук свистка слышен на дальнем расстоянии.
    — Фонарик. С помощью фонаря можно обозначить свое местоположение, либо передавать сигналы азбукой Морзе.
    — Сигнальная ракета. Сигнальная ракета поднимается на большую высоту и видна издалека. Идеально подойдет для горной местности.
    — Сигнальный факел. Дает яркий свет, заметный на большом расстоянии.
    — Радиостанция. С помощью радиостанции можно принимать передавать сигналы. Радиус действия может быть сильно ограничен из-за рельефа.
    — Морской маркер. Представляет себя вещество, окрашивающее в воду.

    Подача сигнала бедствия подручными средствами

    Если вы оказались в чрезвычайной ситуации без спецсредств для подачи сигнала, то всегда можно воспользоваться подручными средствами. Всегда найдется что-то, что обозначает ваше местоположение, главное — проявить фантазию.

    Читайте также:  Страховка и самостраховка на туристическом маршруте

    Сигнал бедствия с помощью огня. Если разжечь большой костер, то в темное время суток его будет видно издалека, что облегчит ваши поиски. Необходимо заранее заготовить дрова и в случае необходимости поджечь их. Как вариант, можно найти дерево с дуплом и развести огонь там. При этом необходимо убедиться, что огонь не перекинется дальше.

    Сигнал бедствия с помощью дыма. В отличие от огненного сигнала бедствия, дымовой виден в светлое время суток. Дым может подниматься на большую высоту, что будет дополнительным плюсом. Днем желательно подавать дым черного цвета, для этого подойдет резина. В вечернее время дым должен быть белого цвета, для этого идеально подойдут зеленые листья, влажные дрова.

    Сигнал бедствия с помощью бликов. Если у вас нету под рукой зеркала, то сигнал можно подать любой полированной поверхностью. В ясную погоды солнечный зайчик будет виден на расстоянии до 60 километров. В пустыне расстояние может увеличиться до 160 км. При подаче сигнала не стоит направлять зайчик в кабину транспорта больше чем на 3 секунды, это может ослепить водителя.

    Сигнал бедствия с помощью тени. Иногда можно оставить сигнал с помощью тени. Построив сооружение, которое откидывает тень, можно заняться другими делами. Тень будет постоянно видна в солнечный день.

    Как подать сигнал СОС летательным аппаратам

    Чтобы подать сигнал СОС летательным аппаратам следует учитывать следующее:
    — размер знака
    — контрастность сигнала
    — пропорции букв
    — знак должен быть виден со всех сторон
    — для лучшей видимости знак стоит обвести камнями

    Оставляя знак всегда стоит представить, как он будет выглядеть с высоты.
    В свою очередь, летательные аппараты при виде вас могут подать свой сигнал.

    Международные сигналы бедствия на море

    В случае чрезвычайной ситуации на море, экипаж судна может подать сигнал бедствия. Для этого существуют международные сигналы бедствия:
    — открытый источник пламени
    — дымовая шашка оранжевого цвета
    — красный фальшфейер
    — флаг, перевернутый вверх ногами
    — флаг November Charlie
    — движение вытянутыми руками вверх и вниз

    Из перечисленных знаков морской флаг November Charlie поднимает в самую последнюю очередь. Если такое флаг поднят, то это означает что надежда на спасение нет.

    Международное радиосигналы бедствия

    Существует несколько видов подачи радиосигнала бедствия:
    — Мэйдэй (Mayday). Представляет из себя сокращённую фразы на французском языке «venez m’aider m’aidez», что означает «придите мне на помощь, помогите мне». Данный сигнал используется при очень большой опасности.
    — СОС (SOS). Данная аббревиатура с английского означает «save our souls». В переводе это означает Спасите наши души.
    — Пэн-Пэн (Pan-Pan). Данный сигнал исходит от французского слова panne (в переводе — поломка). Данный сигнал подается при не самой большой опасности.

    Для подачи сигнала не обязательно иметь под рукой специальные средства. Достаточно проявить смекалку и фантазию. Всегда из подручных средств можно выложить знак, развести костер. Даже можно сделать воздушный змей, который привлечет внимание спасателей. Оказавшись в неблагоприятных условиях, главное не унывать.

    Способы подачи знаков и сигналов бедствия

    При попадании в экстремальную ситуацию все предписания единогласно гласят о том, что нельзя покидать место, в котором оказался человек, и о необходимости подавать знаки бедствия. Так как бывают различные экстремальные ситуации, то и количество существующих сигналов SOS очень велико.

    Следует знать, что при попадании в сложную обстановку, будь то обрушение здания, сход лавины, ураган, оползень и так далее, не рекомендуется самостоятельно покидать место заточения или район нахождения. Если есть шанс получить помощь, сразу после анализа обстановки следует начать подавать знаки бедствия.

    Спецсредства для подачи сигналов бедствия

    1. Приемопередатчик – с его помощью можно отправлять сигналы и получать их.

    Если человек попал в чрезвычайную ситуацию не имея этих приспособлений, то он может подавать знаки бедствия другими способами.

    Подача сигналов бедствия без спецсредств

    В случае отсутствия необходимого снаряжения можно всегда прибегнуть к подручным средствам. Здесь особенно важно нестандартное мышление, однако существует «костяк» определенных рекомендаций, поэтому стоит рассмотреть варианты, проверенные временем.

    Огненные сигналы бедствия

    Подобные сигналы следует подавать либо вечером при сумерках, либо ночью. Для этого необходимо собрать большой костер из сухих веток или подпалить высокое дерево. Такой сигнал с большого расстояния будет виден достаточно долго, чтобы его обнаружили. Процесс поджога можно облегчить, если подыскать ствол с дуплом. Главное помнить, что следует выбирать одинокое дерево, дабы не устроить пожар.

    Дымовые сигналы бедствия

    Сигналы с помощью дыма наиболее эффективны с утра и до самого вечера. Смог может подниматься очень высоко, и поэтому заметен с высоты. Стоит помнить, что желаемый цвет дыма должен максимально выделяться из окружающей среды. Например, ясным днем виднее черный дым (шины, резина), вечером – белый (зеленые листья, мох и сырые поленья).

    Световые сигналы бедствия

    Даже если под рукой нет зеркала, можно воспользоваться любой полированной поверхностью (стекло, металл). Солнечный «зайчик» в ясную погоду можно увидеть за 60 км на обычной местности, а в пустыне – на 160 км. Важно помнить, что свет нельзя направлять в кабину автомобиля или вертолета более чем 2-3 секунды, иначе возникает риск ослепить водителяпилота.

    Теневые сигналы бедствия

    При должной сноровке такие знаки могут быть достаточно эффективны – они используются преимущественно в удаленных районах. Плюсом является самодостаточность метода – сооруженная на совесть конструкция больше не будет занимать время создателя. Чем прочнее и заметнее она будет, тем лучше, главное – подобрать наиболее открытое место.

    Таблица сигналов бедствия

    Сигналы SOS летательным аппаратам

    Подавая знаки бедствия летательным аппаратам, нужно представить, как это будет выглядеть с воздуха. Необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность сигнала:

    Внезапно появившемуся вертолету или низколетящему самолету есть смысл подавать сигналы бедствия руками. Если пилот поймет жесты, то качнет крылом, либо включит зеленые огни. Если же летчик не разберет значение знаков, то скорей всего, он зайдет на второй круг.

    Международные знаки бедствия на море

    Шторм, буря или чрезвычайное происшествие может поставить жизни экипажа судна под угрозу, если им не будет оказана сторонняя поддержка. Для этого жизненно важно передать сигнал о помощи, который может привлечь внимание береговых служб или проходящих кораблей. Таковыми являются:

      оранжевая дымовая шашка;

    Таблица жестов бедствия

    Международные радиосигналы бедствия

    Подача сигнала бедствия посредством радио осуществляется путем троекратного повторения кодового слова:

    1) Mayday (Мэйдэй) – сокращенная вариация французской фразы venez m’aider m’aidez (придите мне на помощь, помогите мне), используется при очень серьезной опасности;

    2) SOS (СОС) – английская аббревиатура save our souls (спасите наши души);

    3) Pan-Pan (Пэн-Пэн) – производная от французского слова panne (поломка), применяется при менее серьезной опасности.

    Важно осознавать, что главное спецсредство для подачи сигналов бедствия – острый ум и смекалка. Когда речь заходит о выживании, неординарное мышление и развитая фантазия сослужат неоценимую службу. К примеру, многие люди используют в качестве опознавательного знака воздушного змея, сооруженного в кустарных условиях. Но в любом случае, рецепт достаточно прост – способ подачи сигнала бедствия должен быть минимально затратным и максимально заметным.

    Как подать сигнал бедствия

    Поход

    ПолезныеСоветы

    АктивныйОтдых

    Обучение

    К сожалению, порой экстремальные ситуации настигают нас в самый неожиданный момент. Именно поэтому каждому туристу следует знать, как подают сигнал бедствия при чрезвычайных обстоятельствах.

    Прежде всего, перед тем как отправиться в путешествие или на природу, необходимо сообщить родным и близким, куда и на какой срок вы собираетесь отлучиться. В таком случае ваше невозвращение в указанное время уже станет сигналом о помощи.

    Как подать сигнал бедствия, если вас настигла неожиданная авария или другая беда? В первую очередь, при наличии заряженного телефона постарайтесь позвонить и сообщить о своем местонахождении, описав чрезвычайную ситуацию.

    Читайте также:  Ориентирование на местности

    Если же телефон и другие средства связи отсутствуют, то следует использовать пиротехнические средства, входящие в набор снаряжения туристов. В их числе – сигнальные дымовые патроны, ракетницы, патроны-ракеты. Их нужно использовать только при уверенности, что сигнал будет кем-то замечен и понят.

    Кроме этого, в качестве сигнала бедствия можно использовать костер. В светлое время необходим дымовой костер – для этого в него нужно добавить сырой травы или мха. Ночью же следует разводить яркий костер или светить фонарем. Постоянный сигнальный костер имеет смысл, если вы находитесь на возвышении. В этом случае лучше развести три костра, выложив ими треугольник. Заслышав звук вертолета или самолета, нужно немедленно зажечь костры, чтобы подать сигнал бедствия с земли или в лесу.

    Для подачи сигнала бедствия спасателям необходимо использовать свист, который слышен в несколько раз дальше, чем крик человека. Более того, этот звук также отпугнет диких зверей.

    Для общения со спасателями, если помощь прибыла с воздуха, существует международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли. Такие сигналы в виде геометрических фигур необходимо выложить на хорошо просматриваемой с воздуха местности. Буквы должны быть большими и контрастными. Вот некоторые сигналы международного кода:

    • II – нужны медикаменты;
    • F – нужны пища и вода;
    • K – укажите направление следования;
    • N – нет;
    • Y – да;
    • Δ – тут возможна посадка.
    • ⸥⸤ – не понял

    Можно подать сигнал бедствия сигнальным зеркалом. В качестве зеркала может служить любая отражающая поверхность – фольга или отполированная крышка жестяной банки. Такой сигнал самолет, летящий на высоте 1-1,5 км, заметит очень быстро, так как его обнаружение возможно на расстоянии до 25 км.

    Если в воздухе появился самолет или вертолет, а возможности подать один из перечисленных сигналов нет, то следует начать размахивать чем-то контрастным – например, светлым предметом на темном фоне.

    Услышав звуки двигателя, не спешите тратить все сигнальные средства одновременно! Помните, что каждый сигнал бедствия – это ваш шанс на спасение.

    Помимо всего прочего, существуют сигналы бедствия, подаваемые жестами, которые видны с воздуха. В этом случае человеку следует принять нужную позицию, лежа на земле. Рассмотрим некоторые фигуры:

    • Лежащий лицом кверху человек – находимся на месте, не можем двигаться, нужен врач;
    • Сидящий на карточках человек – нужны продукты и вода;
    • Сидящий на карточках человек с вытянутыми вперед руками – покажите безопасное направление;
    • Стоящий человек с опущенными вдоль тела руками – требуются карта и компас;
    • Стоящий человек, обе руки вытянуты в стороны – утеряно или сломано специальное снаряжение;
    • Стоящий человек, обе руки подняты вверх и немного разведены в стороны – здесь возможна посадка.

    Знание о том, как подают сигналы бедствия, безусловно, необходимо каждому путешественнику. Помните, что главное правило при возникновении чрезвычайной ситуации – это сохранение спокойствия. Старайтесь изо всех сил заявить о своем местонахождении, при этом не тратьте впустую энергию и сигнальные средства.

    Сигналы бедствия: 5 способов дать знать о себе подручными средствами.

    Собираясь в многодневную вылазку, конечно же, лучше будет предусмотрительно упаковать в рюкзак ракетницу с сигнальными зарядами и сообщить в местное отделение МЧС о своем маршруте, а еще лучше иметь с собой рацию для связи с цивилизацией.

    Но, как известно, нельзя предусмотреть все возможные ситуации. Поэтому, если Вы оказались на пересеченной местности и нуждаетесь в спасении, то вот несколько советов, которые помогут привлечь внимание и просигнализировать о Вашем бедственном положении.

    Для начала успокойтесь, оцените ситуацию, осмотрите свое снаряжение.

    Если у вас имеются сигнальные ракеты, то не спешите ими палить во все стороны – так их никто не заметит, а ценный ресурс будет истрачен. Сигнальную ракету будет заметнее ночью, нежели в светлое время суток. Однозначно трактуемым сигналом бедствия будут три выстрела с небольшим промежутком времени между ними.

    Если же ракетниц у Вас с собой нет, то попробуйте следующие способы сигнализирования.

    Способ 1 – звуковой.

    Постараться привлечь внимание можно и нужно попробовать с помощью громких звуков. Если у вас есть свисток, то подавайте сигналы бедствия с помощью условного сигнала SOS с помощью азбуки Морзе, т.е. три коротких свиста, три длинных и снова три коротких.

    Если свистка с собой нет, то можно попробовать сделать его самостоятельно.

    Для этого Вам потребуется небольшой пластиковый контейнер (например, от соли). Ножом прорежьте крупное отверстие на дне контейнера, а сбоку сделайте отверстие поменьше. Получится довольно громкий свисток, который будет слышен на расстоянии до 10 км.

    Если у Вас есть топор, то те же сигналы SOS можно подавать морзянкой, отбивая их топором об стволы. Для этого подойдет не каждое дерево – чтобы звук не был глухим, нужно найти гнилое дерево или дерево с дуплом. Такой сигнал будет слышно с расстояния до 5 км.

    Способ 2 – дымный.

    Этот способ активно использовался еще североамериканскими индейцами для подачи сигналов далеко за пределы слышимости и видимости.

    В солнечный день при хорошей погоде будет хорошо заметен белый клубящийся дым. Для получения такого дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву и мох. Если погода пасмурная или наступили сумерки, то лучше будет виден темный дым. Для его получения добавляем в костер пластик, хвою, зеленые листья, любую резину. Лучше подавать комбинированные сигналы и темным, и белым дымом от нескольких костров.

    Больше всего внимания привлекают костровища, расположенные в одну линию или треугольником – это является международным сигналом бедствия

    Способ 3 – световой.

    В ночное время горящий на открытой местности костер может быть заметен с расстояния до 20 км. Но, чтобы Ваш сигнал был принят, необходимо, так же как и с дымом, располагать костровища в линию или в форме треугольника. Чтобы сигнал был более заметным, костровища желательно располагать друг от друга на расстоянии 30-50 метров.

    Всегда держите рядом с костром запас дров. Для того, чтобы иметь возможность быстро добыть огонь, рекомендуем всегда держать под рукой запасенный сушняк или трут и кремень

    Если для разведение крупных костров нет возможности, то можно использовать один костер, прикрывая свет от него пучком лапника или своим телом, создавая прерывистый свет, который привлекает больше внимания. Таким же способом можно подавать сигнал SOS.

    Если у Вас есть фонарик, то подавайте сигналы им.

    Способ 4 – визуальный.

    Напишите SOS на земле на открытой, хорошо просматриваемой местности – чем крупнее, тем заметнее. Как это сделать?

    • Выложить надпись из веток, бревен, своих вещей.
    • Выжечь надпись на траве.
    • На снегу можно вытоптать ногами, хорошо будет видна надпись, сделанная ярким красителем (например, балончиком).

    Избегайте плавных линий: чем больше острых углов и прямых линий, тем сложнее надпись будет спутать с естественным ландшафтом.

    Способ 5 – солнечный.

    К сожалению, этот способ работает только в ясную погоду и на возвышенном месте, но зато он менее энергозатратен, чем предыдущие.

    Вам пригодится все, что отражает солнечный свет: фольга, рефлектор фонарика, отполированная посуда, пряжка ремня, зеркало и даже консервная банка. Также хорошо отражает свет саперная лопатка или топор. Для организации стационарного отражателя отлично подойдет термоодеяло, которое можно растянуть на колышках на открытой, хорошо освещенной местности.

    Суть этого метода очень проста – отраженный свет бликует и хорошо заметен издалека (как с воздуха, так и с земли) и может быть замечен с расстояния в 25 км.

    Чтобы подать сигнал таким способом необходимо поймать солнечный свет на отражатель (например, зеркало), прицелиться с помощью большого пальца вытянутой вперед руки и держать отраженный блик на кончике своего пальца.

    Если Ваш сигнал не был замечен, не отчаивайтесь и будьте в полной готовности к повторению сигнала.

    Добавить комментарий