Быстрый ремонт удилища

Ремонт спиннинговых удилищ

6 минут Автор: Иванов Александр 0

Реже по причине заводского брака и чаще при неправильной транспортировке и использовании спиннинга, может произойти поломка колена или вершинки. Только 5% неисправных удилищ не подлежат ремонту. Практически любой сломавшийся спиннинг можно отремонтировать, в том числе и своими руками, если знать какие использовать материалы и соблюдать последовательность действий.

В каких случаях может понадобиться

Самостоятельный ремонт спиннинговых удилищ можно осуществить если:

  • наблюдается надлом или перелом в какой-либо части вершинки;
  • раздроблена или сломана часть колена;
  • повреждены или требуют замены пропускные кольца;
  • рукоять утратила внешний вид или частично испорчена.

Чтобы починить разные части удилища, требуются определенные виды работ. Используя подручные средства легко можно исправить повреждения и избежать лишних трат на покупку нового спиннинга.

Ремонт вершинки

Игнорирование данных о тесте, использование более тяжелых, чем требуется, оснасток, неправильное выуживание рыбы – это самые частые причины надлома и перелома вершинки посередине или у тюльпана. Ремонт вершинки спиннинга может стать альтернативой приобретения нового кончика, при этом починенная часть не потеряет основные характеристики, в том числе и чувствительность.

Поломка полой вершинки

Полая вершинка потребует усиления конструкции изнутри.

МатериалыИнструменты
швейная игла или жесткая проволокамелкая наждачная бумага
эпоксидная смоланадфиль
капроновая нить
водостойкий лак
  1. При помощи надфиля необходимо обработать торцы сломанных частей. Важно, чтобы на поверхности не было продольных повреждений более 3 мм.
  2. Свернув небольшой узкий отрезок наждачной бумаги в трубочку, обработать внутренние части полых половинок вершинки для улучшения адгезии.
  3. Швейную иглу, которая подходит по размеру (диаметру) и может плотно закрепиться в более толстой части, также необходимо обработать наждачкой.
  4. Иглу смазываем эпоксидкой и плотно вставляем в толстую часть вершинки. Сверху надеваем более тонкую часть. Важно, чтобы размер иглы (или плотной проволоки) был не менее 10 см. После соединения сломанных частей проверьте ровность их установки и, поставив удочку в вертикальном положении, оставьте его на сутки до полного высыхания смолы.
  5. Через сутки нанесите на место стыка и вокруг него водостойкий лак и плотно намотайте поверху капроновую нить.
  6. После высыхания еще раз покройте отремонтированное место лаком.

Этот метод подходит при повреждении вершинки между заводными кольцами – примерно в центре.

Поломка монолитной вершинки

Монолитная вершинка потребует усиления конструкции снаружи.

МатериалыИнструменты
тонкостенная металлическая трубкамелкая наждачная бумага
эпоксидная смоланадфиль
капроновая нить
водостойкий лак
  1. Тонкостенную металлическую трубочку (идеальный вариант – кусок антенны со старого радио) внутри обработать наждачкой.
  2. Торцы сломанных частей вершинки обработать надфилем. Концы, которые будут вставляться в трубочку, обработать наждачкой, сняв слой заводского лака.
  3. Надеть трубочку на более толстую часть и щедро залить эпоксидной смолой или клеем на ее основе.
  4. Вставить с другого конца вторую часть и также обработать эпоксидкой. Обратите внимание, что наличие полостей в месте соединения может привести к очередной поломке в том же месте. Старайтесь полностью залить место соединения (внутри трубочки) смолой/клеем.
  5. Выровнять обе части и оставить до полного высыхания/отвержения эпоксидки – примерно на сутки. Удилище при этом оставить в вертикальном положении.
  6. Покрыть место соединения водостойким лаком и плотно обмотать капроновой нитью. После этого намотку еще раз покрыть лаком.

Поломка кончика (тюльпана)

При надломе у самого кончика можно выполнить несложные действия, немного укоротив вершинку.

МатериалыИнструменты
эпоксидная смоламелкая наждачная бумага
водостойкий лакстроительный или канцелярский нож
зажигалка
  1. Чтобы починить сломанный кончик, необходимо сначала снять тюльпан. Для этого при помощи зажигалки необходимо нагреть его крепление, чтобы расплавить заводской лак. Отломанный кусок выбрасывается.
  2. Прикрепленный к удилищу кусок вершинки, который сломался, при помощи строительного или острого канцелярского ножа подгоняем под диаметр тюльпана.
  3. Обрабатываем кончик наждачной бумагой, смазываем эпоксидным клеем и надеваем тюльпан. Отправляем сушиться на сутки.
  4. Место соединения тюльпана с вершинкой обрабатываем влагостойким лаком.

Ремонт колена

Отремонтировать спиннинг со сломанным коленом можно, если поврежденное место не имеет длинных (свыше 3 см) продольных повреждений поверхности.

МатериалыИнструменты
трубка подходящего диаметрамелкая наждачная бумага
углетканьскотч
капроновая нитьнадфиль
водостойкий лакалмазная пилка
  1. Края поломанных частей необходимо подготовить к основному ремонту. Если они неровные, необходимо отпилить при помощи алмазного инструмента (именно он рекомендован для обработки углепластика) все неровности.
  2. Ровные торцы обоих частей колена обрабатываем при помощи надфиля, удаляя мелкие шероховатости.
  3. Подготавливаем трубку, которая будет служить ребром жесткости в месте скрепления. Это может быть кусок подходящего размера и диаметра из любого другого старого спиннинга или даже новой дешевой удочки. Она должна плотно входить внутрь обеих сломанных частей. Трубку необходимо отшлифовать снаружи мелкой наждачкой и обезжирить.
  4. Смазываем трубку эпоксидной смолой/клеем и с обеих сторон надеваем части колена. Максимально выравниваем части, чтобы не было изломов.
  5. Углеткань необходимо обильно смочить эпоксидкой и намотать на место соединения. Для более тонких частей сломанного спиннинга достаточно будет 3–4 оборотов, а для толстой части (ближе к рукоятке) – 6–8 оборотов. Перед намоткой, углеткань тщательно отжимается для удаления излишков клея.
  6. Поверх углеткани плотно наматывается скотч и виток к витку капроновая нить. На этом этапе уплотнение позволит вытеснить излишки эпоксидки, которую можно сразу удалить с поверхности при помощи чистой тряпки.
  7. В вертикальном положении удилище оставляется на сутки для просыхания клея. Лучше разместить его в теплом месте или возле радиатора.
  8. Через сутки капроновую нить и скотч необходимо снять. Место соединения шлифуется наждачной бумагой и покрывается влагостойким лаком.

Для того чтобы добиться больше эстетичности, перед покрытием лаком можно окрасить отремонтированное место влагостойкой акриловой краской в тон удилища.

Заключение

Результат ремонта спиннинга своими руками зависит от степени поломки, качества удилища и правильности выбора материала для починки. Все работы требуют аккуратности действий и тщательного подхода. Те, кто планируют ремонтировать телескопический или штекерный спиннинг должны делать это в домашних условиях, а не на берегу.

Прежде чем использовать подручные средства, поинтересуйтесь, предоставлены ли в рыбацких магазинах интересующие вас комплектующие, которыми можно заменить поломанную часть и не будет ли замена дешевле самостоятельного ремонта.

Использовать для ремонта необходимо легкие по весу материалы и тонкостенные трубки, чтобы чрезмерно не увеличить вес удилища и не повлиять на его базовые характеристики, заявленные производителем.

РЕМОНТ УДИЛИЩ В «ДОМАШНИХ» УСЛОВИЯХ

Сломанное любимое удилище – это всегда большое расстройство. Ведь после поломки рыболов теряет «рабочий инструмент».

Во многих, но не во всех случаях, можно провести сносный по качеству ремонт непосредственно дома, своими силами.

Прежде чем приступить к ремонту, нужно оценить как техническую возможность самого ремонта, так и его целесообразность. Сначала нужно оценить именно целесообразность. Может получиться так, что материальные и трудовые затраты на ремонт превысят стоимость самого удилища. Если вы проживаете в крупном городе, в котором функционирует несколько рыболовных магазинов, то приобрести недорогую удочку вместо поломанной не составит большого труда, да и не нанесет ощутимого финансового удара. Иное дело, если вы поломали длинное маховое или штекерное удилище, приобретенное на выставке, по каталогу или по случаю и за приличные деньги. Тогда первым вопросом становится замена сломанного колена.

Теоретически это возможно, но только если сильно повезет. Во-первых, повезет, если вы приобрели удилище непосредственно у производителя, который позаботился о запчастях. Во-вторых, может повезти, если вдруг удастся подобрать колено от другого удилища. Даже если брать колена от одного удилища и заменять ими колена другого удилища, сделанного на одном и том же производстве, то все равно должно повезти, чтобы они стыковались. Хотя такие случаи и бывают.

Прежде чем приступить к ремонту, нужно точно оценить его возможность. Для того чтобы помочь это сделать, рассмотрим несколько наиболее распространенных типов поломок поплавочных удилищ и методов
ремонта.

На первом месте, безусловно, стоят поломки, которые произошли из-за неаккуратного обращения с удилищем.

Чаще всего на удилище наступают. Наступают обычно на середину колен. Если сломано одно колено, то проще, а вот если наступили и продавили несколько колен, то дешевле удилище выбросить и купить новое. Очень часто удилище придавливают дверью автомобиля. Такие случаи характерны, когда рыбалка плавно перетекает в расслабленный отдых, а сборы домой проводятся уже в темноте. Я лично видел колено удилища, сломанное в семи местах. Колено никак не хотело «залезать» в автомобиль и его постепенно пропихивали, каждый раз пытаясь закрыть дверь. И так – семь раз.

На втором месте стоят поломки, которые произошли во время перегруза удилища. Перегруз удилища возникает тогда, когда используются очень тяжелые оснастки, когда длинным и недостаточно мощным удилищем пытаются забросить оснастку против сильного ветра, а также во время попытки заброса оснастки с зацепленным за кусты крючком и во время попыток оборвать оснастку после «мертвого» зацепа с помощью удилища.

Во время перегруза излом колена происходит обычно в нижней его трети. Такие поломки подлежать достаточно простому ремонту. Для этого алмазным инструментом (любой другой инструмент не режет углеродное волокно, а ломает его) торцуют срез. Получают укороченную нижнюю часть колена. Верхнюю часть сломанного колена вставляют в нижнюю часть и подгоняют заход. Заход подгоняют, укорачивая нижнюю часть верхнего обрезка до тех пор, пока длина сопряжения не будет составлять три диаметра в месте стыка. Так стыковать сломанное колено можно даже на рыбалке.

В том случае, если колено сломано практически в середине, есть одна тонкость в ремонте. Для того чтобы максимально снизить вес колена после ремонта, нужно торцевать тонкий обломок и уже после этого обрезать торец толстого обломка до тех пор, пока заход обломков не станет нужной длины.

После подгонки обрезков их лучше склеить между собой капелькой водостойкого клея, но можно и не клеить.

Отремонтированное таким образом удилище имеет несколько другой строй, но ловить им можно неограниченно долго, то есть до второго непредвиденного случая.

Хуже обстоит дело, если произошло расщепление колена в верхней его части, с торца колена или если сломано комлевое колено. В этом случае применяется бандаж. Бандажирование сломанного колена также применяется при ремонте колен штекерных спиннингов и матчевых удилищ.

Провести самостоятельный ремонт в домашних условиях можно по следующей технологии. Сломанное колено нужно насадить на какую-либо оправку. Реально это может быть более тонкое колено удилища.

Для того чтобы потом отремонтированное колено снять с оправки, ее следует покрыть разделительным слоем.

В качестве такого слоя можно использовать полиэтиленовую пленку, но лучше воспользоваться смазкой.

Наилучшие результаты получаются, когда используется воск. Но достать натуральный воск относительно сложно, намного проще запастись восковой натиркой для полов. Смазка наносится на оправку по всей длине. На оправку со смазкой одевается колено, и можно приступить к ремонту. Берется тонкая, не толще 0,12 мм, стеклоткань. Можно взять кусочек стеклоткани, которая используется как электроизоляция или как теплоизоляция. Стеклоткань нужно обязательно отжечь на электроплите. Во время отжига происходит удаление парафиновых замасливателей с поверхности стеклоткани. Отжигать можно и на открытом огне, нужно только не перегреть стеклоткань, чтобы стекловолокна не начали плавиться. Если вы все же нечаянно прожгли ткань, то ее нужно заменить, иначе прочность бандажа будет низкой. После подготовки ткани можно приступить к изготовлению связующего. В качестве такового лучше использовать эпоксидную смолу, причем смолу, которая рассчитана на полимеризацию в течение не менее 10–12 часов. Чем медленнее пойдет полимеризация, тем прочнее будет соединение. Смола смешивается с отвердителем в той пропорции, которая рекомендуется в инструкции к ней. Смешивать очень удобно в крышечках из полиэтилена, которые используются для закрывания банок. Смолу тщательно перемешивают. Делать это лучше, поставив крышечку на теплую батарею отопления. Подогретая смола будет иметь меньшую вязкость и лучше пропитывать стеклоткань.

Из стеклоткани вырезается раскрой. Размеры раскроя делаются такими, чтобы бандаж перекрывал трещину колена по длине на 3–4 сантиметра с каждой стороны. Ширина стеклоткани должна быть такой, чтобы обернуть колено в месте излома приблизительно четыре раза. Раскрой ткани пропитывают подготовленной смолой и аккуратно обматывают излом. На следующем этапе стеклоткань нужно закрепить и уплотнить. Для этого используется лавсановая пленка. Удобно использовать старую магнитофонную ленту, причем узкую. Ленту нужно обязательно класть на стеклоткань той стороной, на которой нет магнитного слоя, иначе потом ее будет очень трудно снимать. Лента кладется виток к витку, причем с нахлестом и при постоянном натяжении. При этом избыток смолы будет выдавливаться на поверхность. После обмотки, которая называется опрессовкой, избыток смолы снимают тряпкой. На следующий день, прежде чем снять ленту, имеет смысл прогреть отремонтированное место. Для этого можно использовать фен или другой источник горячего воздуха. После прогрева прочность соединения возрастет. Можно поступить и по другому. Снять ленту, просто смотав ее, прогреть ремонтное место. В этом случае колено можно греть уже до температуры 100–120 градусов в течение получаса. При более высокой температуре смолы бытового назначения могут поменять прочностные характеристики, и лучше не рисковать.

Читайте также:  Ловля хищников с тирольской палочкой

Нужно отметить, что ремонт колена в домашних условиях не обеспечит полного восстановления прочности материала. Смолы холодного отверждения боятся воздействия влаги, поэтому придется после каждой рыбалки колено сушить. Но в целом такой способ ремонта обеспечивает нужную прочность и надежность.

Отдельные проблемы возникают, когда происходит излом самого верхнего колена. Если кончик не пустотелый, то его следует или заменить, или укоротить до места излома. Попытки ремонтировать с помощью бандажа приносят удовлетворительные результаты лишь в тех случаях, если удается состыковать обломки с помощью кусочка очень тонкостенной и легкой трубки. Но, как правило, ничего хорошего из такого ремонта не получается.

Все дело в той дополнительной массе, которая заключена в самой трубке. Каждый грамм лишнего веса на конце удилища очень сильно изменяет строй. Если происходит слом кончика спиннинга, а обычно место слома находится близко к тюльпану, лучше всего укоротить спиннинг до места излома и переставить тюльпан. Очень редко требуется еще переставить и следующее, ближнее к тюльпану пропускное кольцо. То же можно сказать и об удилищах с кольцами.

Ремонт спиннинговых удилищ при различных поломках

Динамичный спиннинговый лов для многих рыболовов является любимым хобби и основным видом рыбалки. Разнообразие интересных приманок, зачастую настырный, хитрый и крупный хищник в трофее, с которым приятно бороться на вываживании, постоянно вовлекают в ряды спиннингистов новых приверженцев стиля. Но как известно, кроме приятных и радостных моментов ловли бывают и форс-мажорные ситуации, одной из которых является поломка удилища. В этом случае спиннингисту не стоит отчаиваться, ведь ремонт спиннинга вполне реальная процедура, которую при знании некоторых приёмов можно самостоятельно произвести в домашних условиях.

Независимо от конструктивных особенностей удилища ремонт сломанного телескопического спиннинга или более распространённой штекерной снасти схож по своей сути и требуют одного и того же инструмента и ремонтных расходных материалов. В предлагаемой читателю статье мы рассмотрим основные виды поломок снасти с дельными и проверенными практикой подходами для их устранения.

Как отремонтировать спиннинг своими руками

Прежде чем приступить к ремонту спиннинга своими руками стоит запастись набором нехитрого инструмента, в состав которого входят: ножовочное полотно, канцелярский нож и небольшие по размеру плоскогубцы. Под рукой должна быть газовая горелка, обычно для этих целей используют самую маленькую конфорку бытовой газовой плиты, и зажигалка. Для работ понадобится мелкоабразивная наждачная бумага, алмазный надфиль с мелкой насечкой, а также эпоксидный клей и водостойкий прозрачный лак. На роль обезжиривателя склеиваемых поверхностей сгодится растворитель. Клеить и выполнять лакировку поверхностей удобно жёсткой рисовальной кистью.

В перечень материалов, помогающих отремонтировать спиннинг, входит капроновая нить диаметром от 0,5 до 1,5 мм, углепластиковые, отслужившие свой век, старые колена бывших в употреблении удочек (необязательно спиннингов). Также будут востребованы пробки с бутылок сухого или шампанского вина и комплекты разнообразных по диаметру пропускных колец. Ремонтные операции удобно производить на обычном письменном столе с наличием яркой настольной лампы. Хорошее освещение помогает заметить мелкие трещины, которые оставшись упущенными, негативно влияют на качество ремонта.

С представленным выше комплектом оборудования и материалов можно достаточно быстро и надёжно произвести мелкий ремонт бланка снасти. В случае же серьёзной поломки есть варианты замены колена на новое или передачи снасти в руки мастера-родбильдера, специализирующегося на восстановлении современного рыболовного оборудования.

Ремонт полой вершинки спиннинга

Заломы вершинки — наиболее частый дефект спиннинговой снасти. Рассмотрим частный случай, когда сломался кончик спиннинга полой структуры. Суть ремонтной операции заключается в соединения отломавшейся части с остальным бланком. Для реализации восстановления залома потребуется отыскать подходящий по диаметру шпигот. Шпигот — это отрез длиной 13–15 см от старого колена. При этом диаметр подбираемой вставки, должен плотно входить в оба полых конца залома. Выбрав удовлетворяющий условиям качественного соединения шпигот, проводят подготовительную операцию, суть которой заключается в торцевании кромок залома. В процессе торцевания кромок ножовочным полотном их подрезают до ровных плоскостей и шлифуют наждачной бумагой.

Подготовленный отрез углепластиковой заготовки обильно смазывают клеем и вставляют в сломанное колено, стягивая залом как можно плотнее, до минимальных размеров зазора, получаемого в результате соединения. Ремонт спиннинга продолжаем нанесением на стык водостойкого лака и намоткой поверх этого слоя капроновой нити. Аккуратно наложенную на стык нить остаётся пропитать всё тем же лаком, а дождавшись полного застывания клея и покрытия, что произойдёт не ранее чем через одни сутки, зашлифовав неровности и заусенцы приступать к испытанию снасти. Как правило, такого рода работа полностью восстанавливает функционал снасти, немного жёстче делая её строй.

Как починить монолитный кончик спиннинга

Некоторые модели спиннингов имеют монолитное окончание квивертипа. Заломы таких колен нередки, но и отремонтировать сломанный спиннинг не составит больших затруднений. Если кончик заломался на расстоянии в 5–10 см от тюльпана, применяют методику соединения стыка посредством трубки. Как и в случае с восстановлением полого бланка потребуется углепластиковая вставка от старого колена. Только в варианте с монолитным строением вершинки диаметр подбираемой трубки должен позволять отрезанной по размеру заготовке одеваться поверх деформированных частей колена.

Отторцевав концы залома, далее, для лучшей адгезии, поверхность проходят наждачной бумагой до получения видимой бархатистости и обезжиривают растворителем. После высыхания растворителя наносят клей и кончики вставляют в подготовленную заранее трубку, плотно прижимая торцы. После высыхания клея края ремонтной трубочки подчищают надфилем, покрывая стык водостойким лаком. На практике бывает так, что сломался спиннинг непосредственно у последнего колечка, прямо у окончания тюльпана. Эта поломка вообще не вызывает затруднений в последующем восстановлении.

Методика ремонтных работ начинается с нагрева отломанной вершинки, на которой надет тюльпан. При нагреве клей выгорит, и соединительная трубочка конечного кольца станет свободной. Сам же кончик квивертипа зачищают наждачной бумагой, приводя диаметр в соответствии с диаметром соединительной трубочки тюльпана. Соединительные элементы обезжиривают и склеивают между собой.

Важно! Тюльпан должен с натягом садиться на кончик квивертипа.

Если это условие не соблюдается, предварительно на вершинку накладывают слой пропитанной эпоксидным клеем капроновой нити и уже после высыхания подмотки осуществляют монтаж кольца. Насаженный на клей тюльпан, вернее место стыка, закрывают витками всё той же капроновой нити и покрывают слоем влагостойкого лака. После такой манипуляции спиннинг остаётся работать на прежних параметрах, практически не теряя в чувствительности с полностью восстановленной первоначальной заводской надёжностью.

Ремонт рукоятки

Обрадуем спиннингиста таким фактом, что восстановление рукоятки намного проще, чем ремонт кончика спиннинга. На самом деле, большинство моделей спиннингов снабжаются комфортной по тактильным ощущениям пробковой рукоятью. Пробка — довольно мягкий и крохкий материал и в процессе эксплуатации снасти происходит выкрашивание, растрескивание и сколы на поверхности рукоятки, которые не только портят внешний вид снасти, но и доставляют неудобства во время ведения лова. Отремонтировать возникающие дефекты можно пробковой крошкой, которую получают, дробя винную пробку на, как можно меньшие по своим размерам фракции.

Ремонт спиннингов начинают с обработки сколов и иных дефектов рукояти очисткой поверхности от загрязнений и нанесением слоя обезжиривателя. Пробковую крошку засыпают в небольшую по объёму ёмкость и тщательно перемешивают с водостойким клеем до густой пластичной массы. Полученный состав пластиковой лопаткой наносят на дефектные места, плотно вдавливая ремонтную смесь в структуру рукоятки. После высыхания клея поверхность приводят в идеальный вид шлифовкой мелкоабразивной наждачной бумагой. Исправленные дефекты, устранённые по данной методике, на долгий срок продлят комфортную и удобную эксплуатацию отреставрированной снасти.

Как починить колено спиннинга

Ремонт колена спиннинга производят в двух случаях: при полной поломке нижней части штекера и при появлении на бланке продольных трещин. Устранение поломки бланка более серьёзная восстановительная операция, но по принципу исполнения схожая с методикой ремонта вершинки спиннинга своими руками. Для начала определяемся со структурой строения колена, которое может быть полым или монолитным по конструктиву. Полые бланки восстанавливаются внедрением вставки во внутреннюю часть хлыста. Монолитный бланк ремонтируют, надевая из подобранной по диаметру углепластиковой трубки наружную муфту. Проклеенные клеевым составом соединения усиливают армированием.

Важно! Армирование выполняют из капроновой нити двухслойной намоткой.

Перед первым слоем, место соединения внутренней трубкой, промазывают клеем и плотно мотают нить виток к витку на длину, перекрывающую стык не менее чем на 5 см с каждой стороны дефекта. После высыхания наносят второй слой нити, опять-таки, пропитывая армирующий слой клеевым составом. С наружной муфтой данные манипуляции выполняют на границах обоих стыков. После просушки, ремонт хлыста заканчивают лакировкой восстановленной поверхности. Трещины устраняются выполнением операции армирования. Пропитанную клеем нить наматывают на дефектную поверхность, выходя за границы трещины не менее чем на 3 см, после полного высыхания накладки, подвергая зону ремонта шлифовке и чистовой лакировке.

Ремонт пропускных колец

Ремонт спиннинга может быть связан с дефектом пропускных колец. В кольцах частой поломкой является истирание поверхности вкладышей, выводящих со строя шнур, а также деформация опорной ноги или всех ножек с полным отламыванием кольца от бланка. Для замены вкладыша потребуется покупка подходящего по диаметру и типажу вставки кольца. Дефектное кольцо при помощи нагрева зажигалкой аккуратно извлекают из металлической обоймы острым кончиком ножа. Обойму очищают от остатков старого клея, элементарно выжигая лишнее содержимое, и заливают свежим клеевым составом, после чего вставляют новый вкладыш. Остатки клея удаляют, не допуская шероховатостей на поверхности кольца, и комфортно продолжают использовать спиннинг.

Кстати, точно по такой же методике производят и ремонт тюльпана, с деформированной поверхностью вкладыша. Полная замена кольца начинается с удаления старого элемента бланка. Для этого применяют открытый огонь, нагревая и выжигая с поверхности хлыста лак и армирующий слой, прижимающий ножки кольца к бланку. Удалив дефектное кольцо, поверхность подвергают полной очистке от остатков армирования, завершая процесс шлифовкой. После обезжиривания, место крепления пропускного кольца покрывают эпоксидным клеем и устанавливают кольцо. При установке нового пропускного кольца в обязательном порядке контролируют соосность установки элемента с остальными кольцами.

Важно! Расположение колец должно находиться на одной прямой линии бланка.

Крепление опор кольца с бланком осуществляют капроновой нитью, пропитанной эпоксидкой. Ножки к бланку туго притягивают ниткой плотным наложением ровных витков. После застывания клея, места крепления обрабатывают мелкоабразивной наждачной бумагой и покрывают водостойким лаком.

Действия, приводящие к поломке удилищ

Чтобы исключить ремонт спиннинговых удилищ, обратим внимание рыболова, на ряд наиболее часто возникающих ситуаций, приводящих к поломке снасти. Не всегда сам процесс ловли приводит снасть в негодность. В большей мере этому способствует неосторожность при транспортировке и хранении спиннинга. Так довольно-таки часто рыболов ломает коленья спиннинга прямо в автомобиле при складировании вещей и невнимательности при закрывании дверей, когда снасть попадает в зону зажима боковой двери или багажника. При движении спиннингиста по берегу наклонённая к земле снасть наверняка станет лёгкой жертвой залома квивертипа от соприкосновения её с любым из препятствий не замеченных рыбаком на пути, будь то ветки или даже небольшой бугорок земли.

Трещины на хлыстах появляются в результате падения удилища на твёрдый борт лодки, удара о бетон дамбы или перила мостка с которого ведут лов. Графитовые и углепластиковые удилища особенно боятся такого рода резких нагрузок. Бывает обидно, когда в суматохе ещё не успев даже разобрать спиннинг, до этого небрежно брошенный при выгрузке на берегу, рыболов сам же и наступает на снасть, приводя её в негодность. При осуществлении ловли больше всего деформируют спиннинги неграмотно подобранные избыточные массы приманок и захлёсты, возникающие от технических ошибок при забросах. Нередко, особенно начинающие рыболовы, обламывают вершинки снасти пытаясь поднять из воды увесистый и сильно сопротивляющийся трофей.

Как защитить спиннинг от поломки

Несмотря на то, что иногда починить спиннинг достаточно просто, лучше всего предотвратить поломку, выполняя некоторые несложные правила хранения и эксплуатации снасти. При транспортировке к месту лова и хранении спиннинга в межсезонье спасти снасть от поломок поможет наличие твёрдого тубуса. Приспособление надёжно защищает удилище от микроударов и заломов кончика. Затраты на приобретение тубуса с лихвой окупятся спокойствием за сохранность снасти.

Читайте также:  Рыбалка с острогой и фонарём ночью на мелководье

В остальном же, рыболову стоит следить за допустимыми параметрами бланка нагрузками, исключая применение критичных по массе приманок. При забросах обращать внимание на расположение шнура, исключая захлёсты. Выбирать места лова с возможностями свободного, не стеснённого ветками или иными препятствиями заброса. Передвигаясь по береговым линиям в поисках перспективного для охоты места, держать снасть с поднятым к верху квивертипом, исключая случайные зацепы.

Ремонт фидерного удилища Часть 1

Приветствую вас дорогие читатели, сегодня мы будем говорить о ремонте фидерного удилища, а точнее о среднем колене фидера, хотя разница небольшая. Сразу оговорюсь, рассказ получился довольно длинным, и по этому я разделил его на несколько частей(я думаю в две части уложусь).

Совсем недавно со мной приключилась беда, при резкой подсечке, мой фидер сложился пополам, причем в таком месте, от которого я точно этого не ожидал. Да, я задумывался, что может сломаться вершинка, но что бы среднее колено, это было для меня чем-то из ряда вон выходящим.

Возможно при забросе, я зацепил его за куст, или не заметил, как ударил о подставку, в любом случае это произошло, и гадать теперь ни к чему, так что начнем.

Я долго шарил по интернету, смотрел видео, читал статьи, и в моей голове, наконец, сложилась целая картина ремонта. Для ремонта нам понадобятся следующие инструменты: штангенциркуль (у кого нет, сойдет обычная линейка), надфили различных калибров, мелкий напильник, или как в моем случае брусок, нож, немного изоленты и маркер.

Так же у меня было старое китайское удилище из стеклопластика длиной 6 метров, и второе колено, отлично подошло для моих целей. Что бы вы сразу не принялись ломать китайские удочки, для начала расскажу как «безболезненно» снять кольца с колен такого удилища.

Снятие пропускных колец с китайской удочки

Для этой процедуры нам понадобиться зажигалка, и пассатижи, что бы ни обжечься (хотя я обошелся без них).

Нагреваем кольцо в месте его крепления. Долго греть не нужно, достаточно несколько секунд. После этого пассатижами (или руками) снимаем его, немного проворачивая.

Таким не хитрым способом можно снять и тюльпан со спиннинга или любой другой удочки, главное не перегреть. Теперь перейдем собственно к ремонту.

Ремонт среднего колена удилища

Для начала, необходимо удалить треснувшую часть колена, для этого нужно тщательно осмотреть его, и определить, как далеко разошлась трещина. Немного дальше трещины наматываем несколько витков изоленты.

Изоленту следует наматывать с усилием, она выполняет две функции, во первых по ней очень удобно отпиливать, получается ровный срез. Во вторых изолента не даст нашему удилищу расщепиться дальше. Не снимайте изоленту до последнего момента!

Теперь берем надфиль, и начинаем аккуратно отпиливать по нашей метке. Не нужно брать какие либо пилы по металлу и лобзики, надфиль пилит намного аккуратнее, и по времени это занимает не больше 1 минуты.

Точно так же поступаем и со второй частью трещины, после чего выкидываем злосчастный кусок, который испортил нам рыбалку.

Далее берем подходящее колено от китайской удочки(не забудьте померить диаметр), и тонким концом вставляем его в нижнюю часть фидерного сломанного колена с той стороны, где у нас изолента, до тех пор, пока оно не будет сидеть там плотно.

Теперь нужно сделать пометку маркером ( я делал аккуратно ножом, что бы на фото было виднее, вам советую пользоваться маркером его нормально видно) в месте состыковки китайского и фидерного колена. Вытаскиваем китайское колено, отступаем от нашей пометки сантиметров 10-15 в сторону утолщения, делаем еще одну пометку

отрезаем на этом месте и выкидываем более толстую часть, она нам не нужна.

Теперь берем оставшуюся часть, и вставляем ее с нижней стороны фидерного колена. Операция очень схожа с заменой колен телескопических удилищ.

Смотрим, болтается ли китайский кусок в нашем колене вот здесь:

Если не болтается, то вам повезло, и основная часть работы закончена. Мне не повезло, и пришлось укорачивать колено по несколько сантиметров, пока я не добился нужного результата. Нужно сделать так, что бы получилось как на телескопической удочке. Вот фото, насколько мне пришлось укоротить эту деталь:

Сравните с фото 6, я отрезал около 6-7 сантиметров.

После того как вы добились нужного результата, нужно с силой(в разумных пределах) дернуть китайское колено, что бы оно хорошо зафиксировалось. Больше вытаскивать мы эту часть не будем.

Теперь займемся верхним обломком, для начала прикинем, хорошо ли фиксируется наш обломок на вставке, примерно в этом месте обломок должен начинать идти туго:

Внимание. Не загоняйте с силой этот кусок, и не пытайтесь состыковать его с нижней частью, он заклинит и придется попотеть, что бы вытащить его. Если все же это произошло, возьмитесь за обломок, поднимите всю конструкцию над полом, и ударьте по торчащему кончику китайской вставки какой ни будь доской.

Итак, если все нормально, можно приступить к следующему шагу. Для этого нам понадобиться верхняя часть фидерного удилища( та которая не сломалась). Вставляем эту часть в наш обломок, точно так же как мы делаем на рыбалке.

Если длина глубиномера штангенциркуля позволяет замерить, насколько глубоко входит верхняя часть фидера в обломок, вам повезло, и делается это вот так:

После чего мы отнимаем 1-2 сантиметра от этой глубины, и переносим наш размер на китайскую вставку:

Вариант второй, более печальный и требующий небольших математических расчетов. Допустим, у вас не оказалось штангенциркуля, или его размера не достаточно, в этом случае делаем следующее: ставим пометку маркером на верхней части фидера в месте где стыкуется обломок и верхняя часть ( видно на фото 12).

Теперь вытаскиваем верхнюю часть фидера, и прикладываем к обломку:

Видите стрелку на фото? Сделайте там пометку маркером. Примерно досюда должна доходить наша вставка, что бы ни мешать верхней части фидера.

Теперь точно так же переносим размер на вставку как на фото 13, только вместо штангенциркуля прикладываем обломок с пометкой.

В итоге у нас получится вот такое:

Еще раз повторюсь, не надевайте обломок на вставку, если вы сделаете это сейчас, то уже вряд ли снимите его.

На этом, пожалуй, закончу первую часть своего рассказа, ну а вторую буду писать в ближайшее время, как только куплю клей. Да да, я еще не доделал свое удилище, так что подписывайтесь на обновления блога, что бы ни пропустить самое интересное. Я еще сам не знаю получиться ли у меня что то или нет, но на мой взгляд, я выбрал правильное направление. Ремонт фидерного удилища Часть 2

Пробуйте, чините, а лучше бережно обращайтесь со своими снастями! Ни хвоста вам, ни чешуи!

Ремонт спиннинга своими руками

При поломке спиннингового удилища не нужно торопиться и заказывать вышедшие из строя части: коленья, вершинку, катушкодержатель. Часть повреждений можно устранить самостоятельно, сделав ремонт спиннинга своими руками.

Как отремонтировать сломанный спиннинг

Для того чтобы сделать ремонт спиннинга своими руками, необходимо прежде всего приготовить инструменты и материалы:

  • острый малярный нож;
  • газовая горелка;
  • зажигалка;
  • плоскогубцы;
  • мелкий надфиль;
  • наждачная бумага размером 1000;
  • полотно по металлу;
  • отрезки углепластикового удилища различной длины и диаметра для ремонта колена спиннинга, поврежденного или сломанного;
  • клеи — водостойкий ПВА, эпоксидный, «Супер-клей» гель, для фиксации бандажей, пропускных колец, ремонта рукояти;
  • водостойкий прозрачный лак;
  • капроновая нить для закрепления на бланке устанавливаемых пропускных колец, маскировки места в котором сломался спиннинг;
  • набор пропускных колец;
  • пробки из-под бутылок от вина или шампанского.

Приготовив все необходимое, можно починить как вышедшее из строя последнее пропускное кольцо, так и сломавшийся около комля бланк.

Ремонт бланка

В современных двусоставных штекерных спиннингах из высокомодульного графита случаются такие виды поломок как:

  • трещины или поломки первого (комлевого) колена хлыста спиннинга;
  • растрескивание или поломка верхнего колена.

Ремонт бланка в обоих случаях не требует значительных расходов. Он состоит из следующих шагов:

  1. Осматриваем удилище в месте поломки на предмет продольных трещин. Если они есть, ремонту колено не подлежит — под нагрузкой трещина неминуемо будет увеличиваться в длину и приведет к полному выходу из строя всего колена.
  2. Если трещин не обнаружено, полотном по металлу торцуем края поврежденного колена.
  3. Из старых, но не расщепленных графитовых коленьев от другого сломанного удилища выбираем и выпиливаем кусочек 10−15 см длиной, плотно заходящий внутрь частей сломанного колена — шпигот.
  4. При необходимости кусочек немного обтачиваем наждачной бумагой, мелким надфилем.
  5. Вставляем шпигот в одну из частей ремонтируемого колена, так чтобы он плотно зашел внутрь него на 7−8 см. Край колена и вставленный в него шпигот обильно смазываем эпоксидным клеем. При ремонте комлевого колена шпигот можно пропустить внутри него, сняв пробку, находящуюся в торце рукояти после катушкодержателя спиннинга.
  6. Второй конец шпигота вставляем внутрь другой части сломанного колена таким образом, чтобы зазор между двумя стыкуемыми частями сломанного колена был минимальным.
  7. Место стыка покрываем эпоксидным клеем.
  8. Поверх соединения наматываем тонкую капроновую нить, стараясь подобрать ее цвет в тон покрытия бланка.
  9. Бандаж из капроновой нити покрываем водостойким лаком.
  10. Если одно из колец спиннинга находится очень близко к месту поломки, то для усиления бланка и маскировки бандажа его снимаем, крепим над местом стыковки сломанных частей колена капроновой нитью.
  11. Если поломка затронула лак колец спиннинга или повредила намотку которой кольцо крепиться к бланку то его проще снять и установить заново.

В результате такого ремонта удилище сохраняет свою прочность, гибкость, незначительно изменяет строй, но в тоже время позволит избежать покупки дорогостоящего эксклюзивного колена. По затраченным же деньгам для любого рядового спиннингиста такой ремонт обойдётся в ничтожно малую сумму

Всегда необходимо учитывать целесообразность восстановления описанным выше способом — например, при поломке телескопических спиннингов из стекловолокна или композита, имеющих меньшую толщину стенки, прочность и гибкость, лучше всего подобрать взамен поврежденного колена новое. Ремонт не вернет бланку первоначальную прочность, значительно его утяжелит, при поклевке серьезного хищника отремонтированное колено сломается в месте прошлого повреждения.

Ремонт вершинки

Поломка кончика — очень серьезное повреждение удилища, влияющее на его функциональные свойства.

При ловле на джиговые легкие приманки для спиннинга вершинка очень важна. Благодаря ей рыболов делает дальние точные забросы миниатюрных твистеров, виброхвостов. Она позволяет делать игру приманок наиболее привлекательной. Кроме того кончик способен сигнализировать о самой слабой, неуверенной поклевке раньше, чем рыболов ее почувствует рукой.

Ремонт кончика спиннинга по ряду причин отличается от устранения аналогичного повреждения комлевого или второго колена. Его внутренний диаметр либо очень мал (подобрать подходящую вставку крайне сложно), либо же вершинка цельная (не имеет полости для шпиготного ремонтного соединения). Любое увеличение жесткости вершинки приведет к изменению ее чувствительности, ухудшит дальность заброса, негативно повлияет на игру приманки. Установленная в вершинку вставка при нагрузке ломает тонкие стенки изнутри, полностью выводит эту часть удилища из строя.

Поэтому для того чтобы устранить данную поломку следует прибегнуть к другому более деликатному способу ремонта:

  • Сломанные части осматриваем на предмет продольных трещин;
  • Если трещины не найдены, части вершинки в местах поломки обрабатываем мелким надфилем на длину 15−20 мм от края. При обработке снимается лак, незначительно уменьшается толщина стенки вершинки;
  • Обе части соединяем шпиготом — трубочкой из плотной бумаги, которую предварительно смазываем быстросохнущим эпоксидным клеем. При соединении частей вершинки необходимо следить за тем, чтобы пропускные кольца располагались по одной оси;
  • В 20−25 мм ниже и выше места стыка наматываем бортики из изоленты, которые при дальнейшем устройстве бандажа не дадут образовываться потекам клея;
  • Для устранения поломки вершинки используют углеволокно. Так как купить его в магазине очень сложно, то чаще всего его выжигают из кусочков старых высокомодульных удилищ. Для выжигания углеволокна возьмем отрезок из углепластикового колена длиной 20−25 мм и диаметром 10−12 мм. Зажав кусочек в плоскогубцах, выдерживаем его над пламенем газовой горелки до тех пор, пока не перестанет идти дым. Трубочку с выжженными связующими аккуратно раскручиваем, разделяя на полоску углеткани и карбоновую сеточку (подложку);
  • Место стыка двух частей сломанной вершинки смазываем медленно сохнущим эпоксидным клеем, разведенным в пропорции 10:1 с отвердителем;
  • Поверх клея наматываем подложку, плотно прижимая ее к месту стыка;
  • На подложку наматываем углеткань. Каждый виток углеткани промазываем эпоксидным клеем;
  • Поверх бандажа с усилием наматываем слой скотча;
  • После того как клей затвердел, острым ножом снимаем скотч и бортики из изоленты;
  • Бандаж шлифуем под струей воды надфилем, а затем мелкой наждачной бумагой;
  • Покрываем бандаж водостойким лаком.

При таком способе ремонта место, где сломалась вершинка спиннинга, почти незаметно, а само удилище сохраняет прочность, гибкость и другие свои важные свойства.

Ремонт рукоятки

Среди всех материалов, применяемых для производства рукояти в спиннинге одним из наиболее распространенных является пробка. Обладая множеством преимуществ (мягкостью, приятной на ощупь поверхностью, способностью не застывать в холодную погоду), этот материал имеет один большой недостаток — при длительном использовании на нем образуются ямки, трещины, сколы, приводящие со временем к разрушению ручки.

Читайте также:  Как ловить раков

При небольших трещинах:

  • Пробку от винной бутылки измельчаем на мелкой терке до состояния мелкой стружки;
  • Полученную стружку смешиваем с клеем ПВА, заполняем полученным составом все дефекты;
  • После высыхания клея шлифуем поверхность мелкой наждачной бумагой;

Вместо этого состава можно использовать подходящую по цвету шпатлевку для древесины

При больших ямках, трещинах:

  • Поврежденный кусок вырезаем, делая в пробковом покрытии рукоятки прямоугольную выемку;
  • Из пробки, не имеющей внутренних полостей, вырезаем кусочек (вставку) по размерам чуть больше выемки;
  • Выемку и вставку смазываем водостойким клеем ПВА;
  • Вставку под усилием вжимаем в выемку, фиксируем изолентой;
  • Через 12−14 часов изоленту снимаем, выступающий над поверхностью ручки часть вклеенной вставки срезаем острым ножом;
  • Рукоять зачищаем мелкой наждачной бумагой.

Ремонт пропускного кольца

Часто в пропускном кольце выходит из строя внутренний металлокерамический вкладыш. Процесс ремонта такого элемента очень прост:

  • Закупаем набор колец разных диаметров с внутренними вставками из того же или лучшего качества что на удилище;
  • Подбираем пропускное кольцо с подходящим диаметром;
  • Аккуратно при помощи острого ножа вынимаем из его металлической рамки внутренний металлокерамический вкладыш;
  • Поврежденный вкладыш при помощи плоскогубцев удаляем из рамки, внутреннюю поверхность ее зачищаем мелким надфилем;
  • Новый вкладыш вставляем в подготовленную рамку пропускного кольца, фиксируем проклеивая с двух сторон в местах соединения с рамкой супер клеем.

При такой поломке, как трещина опорной ножки или проволочной рамки, кольцо лучше заменить на новое.

Замена колец

Замена колец состоит из следующих простых манипуляций:

  • Начинать замену лучше нижнего крупного кольца, постепенно продвигаясь к вершинке;
  • Для того чтобы снять кольцо, нагреваем над зажигалкой место его крепления к бланку до размягчения лака, покрывающего крепежную намотку из тонкой капроновой нити;
  • Острым ножом надрезаем слой намотки параллельно плоскости бланка;
  • Удаляем намотку и кольцо;
  • Зачищаем место от остатков лака, намотки, обезжириваем;
  • Наносим немного эпоксидного клея;
  • Устанавливаем новое кольцо, плотно фиксируем его, наматывая поверх ровными витками капроновую нить;
  • Поверх нити наносим слой бесцветного водостойкого лака;
  • Для того чтобы снять последнее кольцо — тюльпан — к нему цепляют тонкую проволочку, прогревают его над пламенем свечи, одновременно пытаясь проволочкой стянуть кольцо с вершинки.

Ремонт катушки для спиннинга

Среди наиболее распространенных неисправностей катушки и способов их самостоятельного устранения можно выделить:

  • Шум внутри. Разберите катушку, удалите из приводного механизма песок, грязь, проверьте подшипники в ручке и шпуле, при необходимости замените.
  • Заклинивание механизма вращения под нагрузкой. Замените шестерни приводного механизма на новые;
  • Дужка лескоукладывателя самопроизвольно защёлкивается при забросе. Зажмите винты крепления дужки. Если это не устранило неисправность — поменяйте пружину, отвечающую за защелкивание дужки, на более жесткую;
  • Не работает стопор обратного хода. Необходимо смазать обгонную муфту, отвечающую за работу механизма;
  • Скрип. Необходимо добавить смазку внутрь корпуса катушки;
  • Леска попадает под гайку переднего фрикциона, обрывается. Необходимо поменять фетровую толстую прокладку под гайкой на более тонкую пластиковую.

Данные способы позволят эффективно ремонтировать катушку своими руками, устраняя серьезные неполадки, продлевая срок эксплуатации данной дорогостоящей составляющей спиннинговой снасти.


Ремонт и тюнинг современных удилищ

Мало у кого из рыболовов ни разу в жизни не ломалось удилище. Современные углепластиковые удилища — довольно хрупкие инструменты, чувствительные к ударам и перегрузкам, а серьезная рыбалка — это не прогулка по парку. Нештатные ситуации на рыбалке встречаются сплошь и рядом, а в результате подчас удилище ломается, выходит из строя. После поломки следует по возможности оставить «все как есть» и обратиться в серьезную мастерскую с квалифицированным персоналом, который выполнит высококачественный ремонт (или, может быть, отсоветует ремонтировать удилище, если игра явно не стоит свеч). Рассмотрим некоторые типичные ситуации, с которыми нам приходится сталкиваться в сервисном центре компании «Мир рыболова». Но сначала несколько слов об общих принципах восстановительного ремонта.

Почти как у дантиста

Ремонт удилищ с использованием специальных коронок и вставок уместно сравнить с восстановлением сломанных зубов в стоматологии. На полуразрушенный зуб можно поставить большую пломбу, но это лишь временная мера, которая впоследствии обернется полной потерей зуба (вот вам хороший пример неоправданной экономии!). Если же сделать качественную вкладку и коронку, то, при благоприятном раскладе, зуба этого может хватить на всю оставшуюся жизнь.

То же самое относится и к удилищам. Такой способ ремонта позволяет не только сохранить прочность удилища, но и увеличить ее. Но тут многое зависит от того, сможет ли мастер правильно рассчитать размеры коронки, толщину стенок, подобрать материал (титан, нержавейка или другой металл), а затем изготовить коронку в точном соответствии с расчетами (до сотых долей миллиметра). Коронка должна садиться очень плотно, без каких-либо зазоров. Фактически, расчет нужных параметров в соответствии с законом прочности — это инженерная задача, которая по плечу далеко не каждому (надо знать сопромат и уметь шевелить мозгами). Решив такую задачу, можно, в принципе, заказать изготовление коронки на стороне, но мы все делаем сами, обладая необходимым оборудованием, навыками и материалами. Так надежнее и быстрее.

Использование другой технологии, с наращиванием углепластика, не позволяет получить такие же результаты. На удилище образуется сильное утолщение, и внешний вид, во всяком случае, будет уже не тот.

Ремонт недорогого удилища

Однажды меня попросили выполнить ремонт недорогого удилища в «экономном варианте». Этим удилищем ловили на Кольском полуострове семгу, причем ловили по-простецки, напролом затаскивая в байдарку рыбин по три-пять килограммов. Неудивительно, что во время одного из таких «затаскиваний» удилище не выдержало и сломалось.

Ремонт я выполнил, как и просили, в «экономичном варианте», без всякой отделки и украшательств. Нужно было восстановить рабочий инструмент, внешний вид которого никого не волновал.

На следующий год, после очередной поездки на Кольский, мне принесли это же удилище, сломанное уже в другом месте. Видно, техника ловли с прошлого раза нисколько не изменилась! Я опять его отремонтировал.

На третий год история повторилась. Но этого мало — через некоторое время удилище сломалось в четвертый раз, и опять в новом месте. После четвертой поломки хозяин прислушался к моему совету и решил купить себе новое удилище, а старое оставил мне на память. Вот его фрагмент.

Дорогое исполнение

Когда важен внешний вид отремонтированного удилища (или даже требуется сохранить товарный вид), ремонт отнимает больше времени и сил. Соответственно, и стоит он дороже. Такой ремонт имеет смысл, если удилище дорогое и находится в хорошем состоянии, а владельцу по какой-либо причине хочется, чтобы оно и дальше «смотрелось, как следует». Следы ремонта в этом случае будут для неспециалиста незаметны. В некоторых случаях место слома маскируется кольцом.

Удлинение удилища

Один из самых частых видов поломки — когда по небрежности или недосмотру пользователя ломается кончик верхнего колена. Нередко обломок этот теряется в момент «катастрофы» или по пути в мастерскую. В таком случае приходится производить удлинение удилища, подбирая подходящий по геометрии и типу материала кусок колена. Если удлинение будет выполнено правильно, то строй по сравнению с удилищем до поломки практически не изменится. Если же длина отломанного кончика менее пяти сантиметров, то можно ограничиться перестановкой тюльпана, но строй при этом все же станет несколько иным.

Формирование стыка

Иногда нас просят из цельного удилища сделать двухколенное, и приходится формировать стык, так сказать, с нуля. Такие операции нередко производятся с американскими удилищами (в США цельные удилища весьма популярны, а у нас в силу объективных причин пользоваться ими не всегда удобно). Стык — один из наиболее сложных элементов конструкции удилища, и грамотно сделать его нелегко, соответственно и цена получается немаленькой. Но если удилище дорогое и редкое, не имеющее двухколенных аналогов, то деваться некуда.

Мелкий ремонт

Кроме серьезных операций, мастерской приходится заниматься и разными мелочами. В ходе эксплуатации удилищ выскакивают вставки и ломаются лапки колец, разбалтываются стыки, лопаются держатели, рассыпается пробка на рукоятке… Все это устраняется довольно элементарно. Такой ремонт не очень интересен, но тоже востребован, и мы его выполняем.

Переделка удилища (тюнинг)

Нередко клиента не устраивают штатные кольца (он просит поставить кольца побольше, поменьше, полегче, получше…), катушкодержатель (хочется изменить его тип или расположение). Разумеется, мы переставляем и кольца, и держатели, сохраняя при этом товарный вид удилища. Это не очень квалифицированная, но довольно долгая и нудная работа. Из той же оперы такие операции, как замена ЭВА пробкой или наоборот, замена или установка грибка, подгонка рукоятки под руку клиента (изменение формы рукоятки, создание лысок, срезов и т.д.).

Возможно также удлинение или укорочение удилища, усиление стыка коронками (при работе с перегрузками) или подмоткой углепластика, для получения дополнительной прочности.

Иногда клиенты хотят изменить строй удилища, получить более жесткий и прочный комель. Для этого в комлевую часть вставляется тщательно подобранная по длине, диаметру, толщине стенок и конусности углепластиковая трубка.

Экспертиза

Еще одним направлением нашей деятельности является экспертиза: мы исследуем сломанные удилища, в том числе те, по которым клиенты предъявляют претензии, проверяем, присутствует ли в сломанном удилище производственный брак и выясняем, что могло послужить причиной поломки. Бывает, кто-то наступил на удилище или грубо нарушил правила эксплуатации (например, поднимал крупную рыбу удилищем или сильно перегружал его при забросе), а хочет свалить вину на производителя. А бывает, что причиной поломки стал заводской брак.

Использование опыта ремонта и тюнинга для разработки новых моделей

Сервисный центр является индикатором успеха или неудачи той или иной модели удилища. Если нам несут удилища с однотипными поломками, то ясно, что что-то с этой моделью не так. В свое время нас захлестнул вал сломанных удилищ, сделанных под дорогую «Дайву» и даже похожих на нее названием, но не обладавших прочностью тех дайвовских моделей, которые они имитировали. Или, скажем, на одной давней дайвовской модели очень многие клиенты просили переставить кольца. Такие просьбы говорят о том, что удилище в основе своей удачное, людям нравится и они хотят заменить неважную стандартную фурнитуру на более приличную.

Информация, накапливающаяся в сервисном центре в ходе ремонта и исследования сломанных, поврежденных и бракованных удилищ, поистине бесценна при создании новых моделей удилищ (а иногда и для внесения изменений в существующие). В нашем случае речь идет об удилищах марки «Норстрим», которые задумываются и конструируются у нас в России под конкретные ситуации, встречающиеся в отечественной рыбалке. Опыт сервисного центра позволяет избежать многих ошибок, заранее определить возможные проблемы того или иного типа удилища. Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Но даже этим наши функции далеко не исчерпываются.

Работа с опытными образцами

В соответствии со спецификацией конструктора иностранный завод изготовляет опытные образцы удилищ и присылает их в Россию. Мы осуществляем исследование полученных образцов, проводим их лабораторные испытания, в том числе определение прочностных параметров. Результатом этой работы становятся рекомендации, где стоит увеличить или уменьшить толщину стенки, изменить материал. Кроме того мы занимаемся, например, подбором оптимального катушкодержателя и пропускных колец, их расположения, переделкой образцов и т.п. Параллельно с нами опытные рыболовы проверяют образцы в работе, выезжая на различные водоемы, в том числе в другие регионы страны. Опыт показывает, что без тщательной доводки образцов удачное серийное удилище получить очень трудно, а выдающееся — практически невозможно.

Добавить комментарий