Виды якорей и их применение

Якорь для лодки ПВХ

в Советы 0 717 Просмотров

Для любого корабля или лодки якорь является очень важным элементом, в т.ч. и для ПВХ лодки. Якорь для лодки ПВХ выполняет единственную функцию – останавливает и фиксирует судно в месте рыбалки. Фиксация лодки должна быть прочная, вне зависимости от течения или ветра, а для этого якорь должен плотно сидень на дне.

Главные особенности такого типа якорей:

  • Малый вес,
  • Не большой размер,
  • Удобный в использовании,
  • Высокое сопротивлении коррозии.

Виды якорей и их конструкция

Самые распространенные виды якорей

Якорь Кошка

Среди десятки известных и проверенных конструкций якорей для лодок ПВХ, самым популярным среди рыбаков является якорь-кошка. Вес такого якоря обычно не превышает 10 кг. и чаще всего по конструкции он складной. Фиксация лап у такого якоря бывает двух типов: лапы распрямляются с помощью поворотной муфты или механизмом по типу зонтика. В плюсы такого якоря можно записать компактность легкость. Главным минусом является плохое сцепления с каменистым и илистым дном. Хорошо цепляется за коряги и затопленные деревья, но если такая коряга очень крепко лежит на дне, то есть большая вероятность того, что якорь придется подарить этому водоему, а себе купить или сделать новый.

Якорь Данфорта

Этот якорь чем то напоминает плуг. Он зачастую совсем не легкий и не малогабаритный, но большим его плюсом является хорошее сцепление с илистым и каменистым дном. Его плоские лопаточки зарываются глубоко в дно до плотного грунта и обычная лодка ПВХ и течение его уже не сдвинет с места. Якорь Данфорта с массой около 2-х килограмм сможет держать на тячении лодку массао до 80 кг. Еще одним его преимуществом является то, что он легко снимается с зацепа.

Якорь Матросова

По форме и конструкции чем то напоминает якорь Данфорта, но отличается от него лучшим сцеплением с дном за счет штоков. Сцепление не теряется даже если лодку или катер развернет на все 360 градусов, что может случиться в плохую погоду. Но такое хорошее сцепление является и его минусом, т.к. якорь Матросова иногда бывает очень проблематично извлечь со дна. Такой якорь хорошо работает на илистых и мелко каменистых участках.

Якорь Холла

Еще одна конструкция якоря для лодок и катеров, которая похожа на два предыдущих. Принцип работы якоря Холла выглядит следующим образом: упав на дно он ложится плашмя, когда веревка или цепь протянет его, нижний прилив лап зацепится за грунт, лапы повернуться и начнут забираться грунт и погружаться в него. Для надежного зацепа якоря Холла его нужно отдавать на ходу. Сила удерживания якоря напрямую зависит от грунта. Рыхлый и не однородный грунт не для него. Мягкие и илистые поверхности тоже его не удержат.

Грибовидный якорь

Еще одни достаточно известный речной якорь, грибовидным его называет благодаря его форма, напоминающей гриб. Вес его редко превышает 10 кг. Он отлично подходит для каменистого дня. Компактный и удобный в использовании якорь.

Якорь Брюса

По форме этот якорь выглядит как огромный крюк, на конце которого в разные стороны торчат две лопатки. С помощью этих лопаток он и зарывается в грунт при забрасывании.

Вильчатый якорь

По своему названию этот якорь похож на двузубчатую вилку, между зубьями которой установлена треугольная лапа. При забрасывании такого якоря именно эта лапа и цепляется за грунт, а вилка обеспечивает надежность сцепления. Но недостаток этого якоря в том, что его трудно вытаскивать из грунта обратно.

Якорь Нортхилла

Такой якорь редко встретишь на лодках пвх. Он представляет собой четырехконечную звезду, на двух концах которой есть лапки для зарывания в грунт, а два других “луча” звезды усиливают сцепления с грунтом. Но это большой и тяжелый якорь, цена на него обычно очень высокая, да и вытаскивать его из воды то еще приключение.

Якорь Кобра

Это монолитный якорь с очень большой удерживающей силой (порядка 25 кг. на 1 кг веса якоря). У него широкая и острая лапа, за счет которой он крепко цепляется за каменистое или песчаное дно и даже при выскакивании быстро находит себе новое место зацепа. Модель якоря сама по себе хорошая, но это большой якорь и для маленьких ПВХ лодок не подходит.

Якорь Плуг

По конструкции он похож на “Кобру”, но уже не является монолитной конструкцией. Состоит из двух, соединенных друг с другом частей. Если этот якорь хорошо зарылся в грунт, то даже развороты катера или лодки не смогут вытащить его из зацепа.

Якорь Портера

Лапы у этого якоря крепятся болтами перпендикулярно штоку. Такое крепление позволяет якорю колебаться из стороны в сторону. При погружении на дно одна лапа якоря Портера цепляется за грунт, а вторая за веретено, от сюда получается большая удерживающаяся сила. Такая конструкция практически исключает зацепления якорного троса за лапы.

Адмиралтейский якорь

На вид это самый привычный для нас якорь, который мы часто можем видеть в качестве экспонатов в портовых городах. Это якорь уже совсем не для ПВХ лодок, он используется исключительно на кораблях. Состоит он из веретена, транца, двух рогов, штока и скобы с рымом. Это самый универсальный якорь из всех. Тип дна для него не имеет никакого значения. Коэффициент его удерживания очень большой, не зря же его используют на больших и дорогостоящих кораблях. Да и конструкция у него очень простая, но зато и очень надежная. Это большой, тяжелый и очень дорогой якорь.

Что нужно учитывать при выборе якоря для лодки ПВХ

  • Главное назначение якоря – это удерживание судна на воде, сопротивляясь течению и погодным условиям.
  • Коэффициент силы удерживания якоря, всегда указывается в инструкции или паспорте якоря.
  • Масса, которая должна соответствовать массе лодки. Вес якоря должен быть не большим и не слишком маленьким. Оптимальный вариант для надувной лодки порядка 7-8 кг.
  • Нужно учитывать тип грунта, за который якорь будет цепляться, т.к. каждый вид якоря предназначен для разных типов грунтов.
  • Место и погодные условия. Есть ли сильные течения, часто ли дует сильный ветер, все это так же нужно учитывать.
  • Материал изготовления якоря и защите его от коррозии. Идеальный вариант – это оцинкованный якорь.

Как сделать якорь своими руками

Если вы не хотите покупать готовый якорь, нет лишних денег или не устраивает конструкция, то якорь для лодки ПВХ можно сделать своими руками. Сегодня будем делать самодельный якорь, внешне похожий на якорь Холла.

Чертеж якоря

Схематический чертеж якоря

Все размеры и подробная инструкция что и как делать есть на видео.

Видео

Правильное крепление и постановка якоря

Якорь должен надежно фиксировать лодку на поверхности воды, но одного я коря в этом не достаточно. Тут важно, что якорный трос был качественным и надежным, именно он соединяет якорь с лодкой. Тросы, которые сейчас есть в продаже, делают либо из натуральных материалов или из синтетики. Из преимуществ синтетических можно выделить то, что при одинаковым диаметре, такой трос превосходит натуральный по стойкости к истиранию, он более прочный и не подвержен воздействию окружающей среды, т.е. он не гниет очень долго. Прочность на разрыв якорного троса должна превышать массу якоря в 80 раз. Длина троса определяется в зависимости от глубины водоемов, в которых вы собираетесь рыбачить, все это подбирается экспериментальным путем. Только не берите длину в притык или совсем чуть чуть больше глубины. Нужно иметь достаточно большой запас по длине, т.к. чем дальше лодка от места касания якоря с дном, тем надежнее будет зацепление.

Лодка поставленная на якоря в растяжку

Если вы решили использовать цепь вместо троса на надувной лодке, то это не лучший выбор, т.к. это значительно увеличивает вес лодки, хотя цепь и более надежная.

Виды якорей

Наверное, каждый человек имеет представление о том, что такое якорь, а те, кто серьезно увлекается морским транспортом, смогут без труда рассказать о разновидностях и особенностях якорей всех видов. Якорь является важнейшей составляющей судна: именно он обеспечивает сохранность корабля и безопасность пассажиров. Сегодня мы поговорим о типах якорей. Здесь вы сможете узнать о разновидностях морских якорей для кораблей.

История появления якоря

Прежде чем уходить в дебри классификации якорей и обзора их конструкции, для начала неплохо было бы понять для чего в принципе нужен якорь? Ответ довольно простой – якорь призван обеспечить устойчивую стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных для него глубинах. Но это еще не все: якорное устройство также незаменимо во время швартовки в условиях крайне неблагоприятной погоды, например, шторма.

Появился якорь в том виде, в каком мы его себе представляем еще в далеком Vст. о н.э. Плиний приписывает изобретение якоря греку Евлампию, а другие говорят, что его изобрел царь Мидас.

В античное время якоря делали из дерева. Деревянное тело якоря – веретено вставляли в середину деревянной поперечины – штока, по всей длине которого проходило отверстие его выжигали раскаленным металлом и заполняли свинцом.

Иногда на конце штока, тоже заполненного свинцом, делали железный рог. Позднее были введены (возможно, Плинием или философом Анахарсисом) второй рог на якоре и треугольные стрелообразные накладки на рогах – лапы.

Шток нужен был для того, чтобы рога якоря не ложились на дно слишком горизонтально.

Римляне делали его из сплава свинца и сурьмы а потом закрепляли на веретене при помощи двух прямоугольных отверстий. Такой якорь нашли в озере Неми. Сейчас известно много экземпляров похожих штоков. Предполагается, что якоря похожего типа применялись довольно длительное время.

С развитием техники выплавки железа якорь начинают делать железным, хотя штоки могли быть и металлическими или деревянными. На обоих концах веретена у этих якорей было по рыму. Предназначение нижнего рыма до сих не найдено, считают что он служил для крепления якоря у борта. На озере Неми был найден якорь который был полностью изготовленный из железа а шток его был подвижным, как на более поздних, адмиралтейских якорях.

Развитие якорей

В средние века изготовляли только железные якоря у которых были деревянные штоки. Смотря на изображения на миниатюрах старинных рукописей, монетах, печатях и картинах, можно с уверенно сказать, что практически до XVIII в. форма якорей совершенно не менялась. Происходили лишь мелкие изменения в технике их изготовления. В XIV в. появляется четырехрогий якорь, который, однако, для больших судов был не очень пригоден. Такие якоря использовали в основном на галерах.

После ковки сечение веретена приобретало почти прямоугольную форму с закругленными краями. Верх веретена, равный 1/16 его длины, имел квадратное сечение. Эта часть – шейма – служила для закрепления штока, поэтому на ней с двух сторон имелись выступы – заплечики – или орехи, на которых лежал шток.

В шейме было отверстие – ухо , через которое пропускали рым. Лапы у якоря имели форму равнобедренного треугольника: боковые стороны были приблизительно на 1/3 длиннее основания Шток делали из двух дубовых брусков, которые надевали на шейму и скрепляли четырьмя или шестью железными бугелями, поставленными на брусья в горячем состоянии.

Существовали якоря с изогнутыми рогами, которые применяли в основном на торговых судах, но наиболее распространенными были якоря с прямыми рогами. Они находились на вооружении военных-судов вплоть до 1820 г.

Позднее от них отказались вследствие частых аварий судов, возникавших при их использовании. К началу XIX в. относятся первые исследования, которые привели к значительным изменениям в конструкции традиционных якорей. Важнейшими из них были появление подвижного штока, затем поворотных рогов, отказ от штока.

Кроме того, стали применять стальное литье для изготовления якорей. В 1830 г. лейтенант английского военно-морского флота Роджер после многолетних исследований и опытов предложил новую конструкцию якоря, который стали называть его именем. Якорь Роджера, который применяли до последнего времени, можно отличить от других по наличию железного штока с квадратным отверстием посредине. Этим отверстием шток надевали на шейму веретена и затем шплинтовали.

Для того чтобы снять шток, необходимо было удалить рым, поэтому позднее его заменили скобой. Шток мог быть и деревянным.

Для чего нужны якоря

До изобретения парового двигателя якоря были нужны не только для того, чтобы удерживать судно на месте. Специальные якоря (верпы) помогали снимать корабль с мели и были единственным способом передвигаться по рекам против течения в безветренную погоду.

Современные якоря в зависимости от назначения делятся на 4 типа:

Становые якоря нужны непосредственно для удержания судна на стоянке. Они располагаются в носовой части судна. Вес становых якорей может достигать 30 тонн: такими закрепляют огромные авианосцы.

  • Вспомогательные якоря располагаются на корме и предназначены для предотвращения разворота судна, которое стоит на становом якоре.
  • «Мёртвые» якоря закрепляют плавучие объекты для длительного удержания на одном месте (маяки, буи, буровые суда).
  • Завозы служат для удержания специализированных плавучих средств (например, судна технического флота для дноуглубительных работ или добычи ископаемых).
  • Читайте также:  Все о рыболовных узлах. Как соединить шнур и леску разного диаметра?

    Условно всю конструкцию можно разделить на 4 функциональные части:

    1. Веретено – основа всей конструкции.
    2. Рым (кольцо) и скоба обеспечивают крепление якоря к якорной цепи или канату.
    3. Рога отвечают за «зарывание» и удержание в грунте. Рога заканчиваются лапами. Острие лапы называется носок. Рога крепятся на веретене двумя способами: неподвижно (тренд) или на шарнире в коробке.
    4. Шток присутствует в конструкции лишь некоторых видов якорей. Его роль – перевернуть якорь на дне сразу после погружения. Это нужно, чтобы рога якоря не легли на дно горизонтально: иначе они не смогут зацепиться за грунт. Шток расположен перпендикулярно веретену и рогам.

    Назначение якорного устройства

    Основное назначение якорного устройства – обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах.

    Кроме того, якорное устройство используется в ряде других случаев, в частности: при швартовке судна к причалу или другому судну в, неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.).

    Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна; для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и т. д.).

    Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот; для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном; для снятия судна с мели.

    Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирается с помощью шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

    Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) могут использоваться при буксировке судна. Частями якорного устройства являются: якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей — брашпили или шпили.

    Якорное устройство размещается в носовой части судна. На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме, что позволяет улучшить условия обработки судов.

    Как выбрать якорь для катера

    От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

    Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

    Какие характеристики нужно учитывать при выборе якоря

    • Удерживающая сила. Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм веса якоря. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
    • Поверхность дна. Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю неважна поверхность: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не работать на другом.

    Конструкция якоря

    В конструкции классического якоря, например, адмиралтейского, присутствуют следующие элементы: продольный стержень (веретено), которое является основой якоря. В верхней части веретена есть скоба, предназначенная для крепления якоря к якорной цепи, а также рога в нижней части, которые переходят в лапы с остриями — носками.

    Рога неподвижно крепятся к основанию якоря, а сам узел крепления называется тренд. Нижняя грань тренда называется пяткой. В некоторых якорях для увеличения сцепления с грунтом присутствует шток — стержень, ориентированный поперёк веретена.

    Виды якорей

    Якорь-кошка

    Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся “подарить” якорь-кошку коряге.

    Якорь Данфорта

    Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
    Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.

    Якорь Матросова

    Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360″, что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.

    Якорь Холла

    Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.

    Адмиралтейский якорь

    Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои, хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность.

    Одинаково крепко удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.

    Якорь Кобра

    Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.

    Якорь Плуг

    Конструкция схожа с якорем “кобра”, но, в отличие от последнего, не является монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким образом, что “плуг” качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180″.

    Интересные факты

    Изобретатель наиболее известного якоря конструкции якорь-плуг был англичанин Тейлор, назвал его «CQR», что произносится как английское слово «secure» — безопасный или надёжный.

    Возле Португалии среди песчаных дюн острова Тавир, есть интересное зрелище – кладбище якорей (The Cemiterio das Аncoras). Якоря были изготовлены не для кораблей, а для удержания на дне рыболовных сетей, предназначенных для ловли тунца.

    Якорь-плуг состоял из веретена и только одной лапы-лемеха, связанных друг с другом шарнирным соединением. Оно рассчитано таким образом, чтобы если даже якорь упадет на дно острием лапы вверх то чтобы под натяжением якорного каната он обязательно перевернулся и достаточно углубится в грунт. «CQR» обладает очень хорошей держащей силой — 18 кг на каждый килограмм веса на плотном песчаном и 13,5 кг на илистом грунте. Якорь до сегодняшнего дня выпускается 2 до 250 кг.

    Массовым производством якоря Хейна занималась фирма «Грюзон» (англ. Gruson)она уменьшила длину штока коробки якоря (конечно же с согласия изобретателя). Принципы конструкции Хейна стали основой для остальных типов становых якорей с повышенной держащей силой.

    Якорь

    конструкция используемая для держания на месте плавсредств за счет сцепления его с подводным грунтом . Эффективность якоря оценивается коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу якоря.

    Величина якоря у военных кораблей определяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной части площади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу, равна весу якоря в пудах).

    Содержание

    История появления якоря

    Появился якорь в том виде, в каком мы его себе представляем еще в далеком Vст. о н.э. Плиний приписывает изобретение якоря греку Евлампию, а другие говорят, что его изобрел царь Мидас.

    В античное время якоря делали из дерева. Деревянное тело якоря – веретено вставляли в середину деревянной поперечины – штока, по всей длине которого проходило отверстие его выжигали раскаленным металлом и заполняли свинцом.

    Иногда на конце штока, тоже заполненного свинцом, делали железный рог. Позднее были введены (возможно, Плинием или философом Анахарсисом) второй рог на якоре и треугольные стрелообразные накладки на рогах – лапы.

    Шток нужен был для того, чтобы рога якоря не ложились на дно слишком горизонтально.

    Римляне делали его из сплава свинца и сурьмы а потом закрепляли на веретене при помощи двух прямоугольных отверстий. Такой якорь нашли в озере Неми. Сейчас известно много экземпляров похожих штоков. Предполагается, что якоря похожего типа применялись довольно длительное время.

    С развитием техники выплавки железа якорь начинают делать железным, хотя штоки могли быть и металлическими или деревянными. На обоих концах веретена у этих якорей было по рыму. Предназначение нижнего рыма до сих не найдено, считают что он служил для крепления якоря у борта. На озере Неми был найден якорь который был полностью изготовленный из железа а шток его был подвижным, как на более поздних, адмиралтейских якорях.

    Схема расположения мест на якоре

    Развитие якорей

    В средние века изготовляли только железные якоря у которых были деревянные штоки. Смотря на изображения на миниатюрах старинных рукописей, монетах, печатях и картинах, можно с уверенно сказать, что практически до XVIII в. форма якорей совершенно не менялась. Происходили лишь мелкие изменения в технике их изготовления. В XIV в. появляется четырехрогий якорь, который, однако, для больших судов был не очень пригоден. Такие якоря использовали в основном на галерах.

    Веретено делали из нескольких железных стержней (или полос) которые сваривали вместе. По стандарту на сердцевину веретена шло четыре стержня, к которым добавляли более тонкие для достижения необходимой толщины. После ковки сечение веретена приобретало почти прямоугольную форму с закругленными краями. Верх веретена, равный 1/16 его длины, имел квадратное сечение. Эта часть – шейма – служила для закрепления штока, поэтому на ней с двух сторон имелись выступы – заплечики – или орехи, на которых лежал шток. В шейме было отверстие – ухо , через которое пропускали рым. Лапы у якоря имели форму равнобедренного треугольника: боковые стороны были приблизительно на 1/3 длиннее основания Шток делали из двух дубовых брусков, которые надевали на шейму и скрепляли четырьмя или шестью железными бугелями, поставленными на брусья в горячем состоянии.

    Существовали якоря с изогнутыми рогами, которые применяли в основном на торговых судах, но наиболее распространенными были якоря с прямыми рогами. Они находились на вооружении военных-судов вплоть до 1820 г. Позднее от них отказались вследствие частых аварий судов, возникавших при их использовании. К началу XIX в. относятся первые исследования, которые привели к значительным изменениям в конструкции традиционных якорей. Важнейшими из них были появление подвижного штока, затем поворотных рогов, отказ от штока. Кроме того, стали применять стальное литье для изготовления якорей. В 1830 г. лейтенант английского военно-морского флота Роджер после многолетних исследований и опытов предложил новую конструкцию якоря, который стали называть его именем. Якорь Роджера, который применяли до последнего времени, можно отличить от других по наличию железного штока с квадратным отверстием посредине. Этим отверстием шток надевали на шейму веретена и затем шплинтовали.

    Для того чтобы снять шток, необходимо было удалить рым, поэтому позднее его заменили скобой. Шток мог быть и деревянным.

    Виды якорей по конструкции

    По конструкции якоря различаются на якоря с неподвижными и поворотными лапами, по способу крепления на судне после съёмки судна с якоря — на заваливающиеся (со штоками) и втяжные.

    Виды якорей по назначению

    Становые — размещается в носу для держания техники на стоянке.

    Вспомогательные — размещается в корме чтобы не дать судну развернутся пока оно стоит на становом якоре.

    Мёртвые — для продолжительной стоянки на одном месте чаще всего используется на буровых судах, маяках, буях. Мёртвые якоря часто устанавливают специализированными судами, а при съёме с якоря попросту бросают. В свою очередь, мёртвые якоря бывают направленными и круговыми, последние намного тяжелее.

    Завозы — для удержания специализированных плавсредств наподобие земснарядов. Якорь устанавливается специальным судном (завóзней), зачастую на несудоходную мель, поэтому требуется хорошая держащая сила при малой массе. Часто завозы делают однорогими. К завозам относятся папильонажные якоря, рассчитанные на надёжное удержание в широком секторе.

    Судовые якоря — предназначены для удержания плавсредств на стоянке на открытой воде. В зависимости от водоизмещения, особенностей грунта в месте стоянки и ряда других факторов надо применять различные типы судовых якорей.

    Читайте также:  Лодка или катер для троллинга

    Грибовидный якорь — это грибовидный или зонтообразный якорь которого начали применять с 1850 года предназначений для заякоривания маяков, буйков и прочих.

    Виды древних якорей

    Наверное, самым ранним и наиболее простейшим типом якорей конечно же был камень, с привязанной к нему веревкой. Такой вид якоря применяют и сейчас на небольших рыбацких лодках, катерах и яхтах, особенно там, где дно плоское, каменистое и якорь с лапами совершенно бесполезен,и тогда роль камня также может выполнять любой тяжелый предмет.

    Появился приблизительно на границе 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. в районе Южно-китайского моря. Изготавливали его из твёрдого дерева а отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз(камень который специально подгоняли). Поперечный шток был внизу и он имел только один рог.

    Китайский двурогий якорь

    Появился приблизительно в конце 1-го тысячелетия до н. э. Изготовлялся из достаточно прочного дерева которое ковалось железом. Шток был расположен в нижней части.

    Римский судовой якорь

    Появился в конце 1-го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье. По принципу действия похож на адмиралтейский якорь. Его выковывали из железа или отливали из бронзы. В верхней части под скобой для каната у якоря находился деревянный шток. Были и деревянные якоря похожего принципа, с тяжелым свинцовым штоком, который требовался для затопления каната якоря. Этот якорь высоко ценился, на него даже наносили разнообразные священные надписи.

    Виды современных якорей

    Адмиралтейский якорь — Якоря, похожие на адмиралтейский, существовали до нашей эры. Однако название «адмиралтейский» якорь получил в 1820-е годы, после испытаний Британским Адмиралтейством якорей разного устройства и разной технологии ковки. Это тяжёлый кованый стальной якорь, со стальной скобой вверху и деревянным штоком над ней. Приблизительно до 1700 года шток состоял из одного куска дерева, а позже его стали изготовлять, как правило, из двух деревянных брусков, соединенных стальными полосами. Шток вставлялся в отверстие наверху веретена или охватывал его снаружи, как у римского якоря.

    Главный плюс адмиралтейского якоря— прочное стабильное удержание. Но и минусов много. Это очень громоздкая конструкция, которая, будучи подвешенной у борта, опасна как для самого судна, так и для проходящих поблизости. Так что якорь приходится переваливать через борт, а для компактности снимать шток. При меняющемся направлении ветра/течения цепь может намотаться на лапу, и якорь срывается.

    Якорь Холла — Якорь с лапами, поворачивающимися на оси. Это оптимальный якорь на песчаных грунтах который наиболее распространён в настоящее время (2008), хотя всё более вытесняется новыми и более совершенными конструкциями.

    Якорь Денна (англ. Denni`s anchor) — применяется в американском флоте. В отличие от якорей других типов его веретено упирается утолщённым концом в лапы, благодаря этому надёжность якоря не зависит от крепости соединительного болта, и в случае поломки последнего надёжность держания якоря не снижается.

    Якорь Инглефильда (англ. Inglefield`s anchor) — применяется в качестве станового якоря и верпа в немецком флоте. Он состоит из четырёхгранного веретена с двумя скобами, двух лап, скреплённых с веретеном сквозным болтом, вкладыша и скобы якоря. В скобы на веретене закладывается кат при подъёме. Вкладыш заставляет лапы углубляться в грунт и ограничивает их угол поворота. Для надёжности действия якорь необходимо отдавать с ходу.

    Якорь Марреля (англ. Marrel`s anchor) — применяется во французском флоте. По своему устройству очень похож на якорь Инглефильда. Лапы якоря выделаны каждая в отдельности и скреплены с толстым болтом, пропущенным через нижнюю утолщённую часть веретена. Для забирания лап имеются специальные приливы.

    Якорь Мартина (англ. Martin’s anchor) — якорь со штоком, четырёхгранным веретеном с утолщением внизу, где проходят лапы, сделанные из одного куска. Лапы благодаря своей цилиндрической форме могут свободно вращаться в утолщённой части веретена. Болт, скрепляющий лапы с веретеном, имеет специальное отверстие — жёлоб, ограничивает поворот. В якоре Мартина новой конструкции лапы имеют специальную коробку. При падении якоря на дно нижняя грань коробки ложится на грунт и, когда якорь под действием натяжения якорной цепи поползёт, заставляет лапы развернуться.

    Якорь Роджерса (англ. Roger’s anchor) — якорь адмиралтейского типа с маленькими заострёнными лапами и большими рогами. Шток выделывается из полосового железа с обухами по концам, служащими для уборки якоря. В тренде имеется сквозное отверстие для буйрепа. Якорь Роджерса хорошо держит в твёрдом грунте, но в мягком его держащая сила очень мала.

    Якорь Сайкса (англ. Sykes anchor) — якорь, применяемый преимущественно в Великобритании. В якоре Сайкса вместо болта имеется шарнир, позволяющий лапам двигаться в любых направлениях.

    Якорь Смита (англ. Smith’s anchor) — якорь без штока, применяемый в английском флоте. Веретено якоря Смита выделывается заодно с трендом. Лапы якоря Смита прикрепляются к концам свободно вращающегося в тренде сквозного болта. Угол поворота лап ограничивается приливами, упирающимися в тренд.

    Якорь Дэнфорта (англ. Danforth anchor) работает по принципу Якоря Холла, однако имеет отличную от него конструкцию. Отличие в том, что на этом якоре — у тренда есть шток. Он препятствует опрокидыванию якоря на бок при падении на грунт, являясь стабилизатором.

    Якорь Матросова отличается от предыдущего тем, что имеет шток на нижних частях лап.

    Грибовидный якорь — Грибовидный, или зонтообразный, якорь начал применяться с 1850 г. в основном для длительного и прочного заякоривания плавучих маяков и прочих судов подобного рода.

    Якорь-кошка — применяется для маломерных судов предпочтительным является складной якорь-кошка, который на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью в 0,5 кг. Для небольших, водоизмещением 200—400 кг лодок, достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.

    Интересные факты

    Изобретатель наиболее известного якоря конструкции якорь-плуг был англичанин Тейлор, назвал его «CQR», что произносится как английское слово «secure» — безопасный или надёжный.

    Возле Португалии среди песчаных дюн острова Тавир, есть интересное зрелище – кладбище якорей (The Cemiterio das Аncoras). Якоря были изготовлены не для кораблей, а для удержания на дне рыболовных сетей, предназначенных для ловли тунца.

    Якорь-плуг состоял из веретена и только одной лапы-лемеха, связанных друг с другом шарнирным соединением. Оно рассчитано таким образом, чтобы если даже якорь упадет на дно острием лапы вверх то чтобы под натяжением якорного каната он обязательно перевернулся и достаточно углубится в грунт. «CQR» обладает очень хорошей держащей силой — 18 кг на каждый килограмм веса на плотном песчаном и 13,5 кг на илистом грунте. Якорь до сегодняшнего дня выпускается 2 до 250 кг.

    Массовым производством якоря Хейна занималась фирма «Грюзон» (англ. Gruson)она уменьшила длину штока коробки якоря (конечно же с согласия изобретателя). Принципы конструкции Хейна стали основой для остальных типов становых якорей с повышенной держащей силой.

    Как выбрать якорь для катера

    От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

    Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

    Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

    – Удерживающая сила. Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм веса якоря. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
    – Поверхность дна. Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю неважна поверхность: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не работать на другом.

    Виды якорей

    1. Якорь-кошка
    Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся “подарить” якорь-кошку коряге.
    Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

    2. Якорь Данфорта
    Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
    Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.

    3. Якорь Матросова
    Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360″, что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.

    4. Якорь Холла
    Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.

    5. Адмиралтейский якорь
    Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои, хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность. Адмиралтейский якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.

    6. Якорь “кобра”
    Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.

    7. Якорь “Плуг”
    Конструкция схожа с якорем “кобра”, но, в отличие от последнего, не является монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким образом, что “плуг” качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180″.

    Улучшение фиксации, практические советы.

    1) Цепь
    Цепь с крупными звеньями, соединяющая якорь и трос, способна увеличить удерживающую силу якоря. Происходит это благодаря пригибанию веретена: цепь пригибает его максимально близко к дну (вырвать якорь, при таком положении, становится сложнее). Необходимо, чтобы длина троса превышала в семь-десять раз расстояние до дна. В таком случае, удерживающая сила будет увеличена полноценно.

    2) Поплавок
    Предусмотрительным шагом будет сделать поплавок из пенопласта, который крепится почти на краю каната, в метре от узла. Отвязавшийся или вырванный – найти его будет гораздо легче.

    3) Закрепление
    Наиболее выгодна точка, которая находится максимально низко по форштевню. Чем выше крепление, тем больше рычаг и, соответственно, тем меньшее усилие требуется для того, чтобы перевернуть плавсредство или подтопить нос. В шторм такое вполне может произойти.

    4) Количество якорей
    Хотя бы два. Помимо станового должен быть, пусть небольшой, верп (вспомогательный якорь). Это самый минимум, который должен находиться на борту. Неплохо добавить в список штормовой якорь или якорь-парашют (который почти невесом), но многие судовладельцы очень ревностно относятся к “лишним” предметам на борту.

    5) Как сохранить якорь
    Поверхность дна бывает засорена корягами и затопленными деревьями, заброшенными ловушками для крабов и прочим мусором, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком, не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10 — 25 м (зависит от глубины, на которой вы встаете на якорь) постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
    Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.
    Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.

    Читайте также:  Ледобур для зимней рыбалки. Как выбрать?

    И еще один способ спасти якорь без томбуя изображен на рисунке ниже.

    Якорь. Конструкция и основные типы | Яхт Вояж

    Прежде чем уходить в дебри классификации якорей и обзора их конструкции, для начала неплохо было бы понять для чего в принципе нужен якорь? Ответ довольно простой – якорь призван обеспечить устойчивую стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных для него глубинах. Но это еще не все: якорное устройство также незаменимо во время швартовки в условиях крайне неблагоприятной погоды, например, шторма.

    Конструкция

    В конструкции классического якоря, например, адмиралтейского, присутствуют следующие элементы: продольный стержень (веретено), которое является основой якоря. В верхней части веретена есть скоба, предназначенная для крепления якоря к якорной цепи, а также рога в нижней части, которые переходят в лапы с остриями — носками. Рога неподвижно крепятся к основанию якоря, а сам узел крепления называется тренд. Нижняя грань тренда называется пяткой. В некоторых якорях для увеличения сцепления с грунтом присутствует шток — стержень, ориентированный поперёк веретена.

    Основные типы якорей

    Далее мы предлагаем ознакомиться с самыми распространенными типами якорных устройств на сегодня, а также кратко описать их плюсы, минусы и особенности.

    Плюсы. Неплохо держится в песке и в иле.

    Минусы. Плохо берет твердый грунт, может лечь на бок и ползти. Имеет маленький размер лап, что негативно сказывается на держащей силе по сравнению с более современными якорями.

    Плюсы. Данный якорь представляет собой прямой аналог CQR, но с одним лишь отличием – в нем отсутствует шарнир, соединяющий веретено и лапы. Несмотря на отказ от шарнира, сравнительные показатели забора данного якоря стали существенно лучше на всех типах грунта.

    Минусы. Такие же, как у CQR

    Плюсы. Отлично справляется с задачей, для которой и был разработан. А именно – постановка на якорь больших нефтяных платформ в акваториях с песчаным или илистыми грунтами.

    Минусы. Большинство тестов, в которых был задействован Bruce, зафиксировали относительно небольшую держащую силу.

    Плюсы. Долгое время Danforth занимал лидирующие позиции среди якорей с подвижными лапами. Обладает хорошим забором в песчаном и илистом грунтах, а вот с более твердыми поверхностями справляется неважно.

    Минусы. При раскачке судна, стоящего на данном якоре может произойти ситуация, при которой якорь может быть вырван из грунта якорным концом, попавшим между лап. Длинное веретено усложняет процедуру хранения Danforth на лодке.

    Плюсы. За счёт зауженных и острых лап без труда проходит большой слой водорослей, добираясь до грунта, кроме того, отлично держит каменистое дно, с которым не справляются якоря с широкими лапами.

    Минусы. Узкие лапы плохо держат в иле и песке. Длинный шток под углом 90 градусов по отношению к лапам создает неудобства в работе с ним на палубе. Необходима сборка и разборка данного якоря.

    Плюсы. К основным преимуществам данного якоря можно отнести небольшой вес, поворотные лапы и высокую держащую силу для якорных устройств подобного класса. Он отлично подходит для непродолжительного нахождения в море в условиях благоприятной погоды.

    Минусы. Как и у многих якорей с поворотными лапами, существует вероятность, что якорь может быть вывернут концом, когда судно будет раскачиваться.

    Плюсы. Среди яхтсменов Rocna получил широкое признание за высокую держащую силу и почти мгновенный забор. Основной особенностью данной конструкции является развитый бугель, который выполняет роль штока.

    Минусы. Большие габариты, за счет чего неудобно хранить.

    Состав якорного устройства

    Якорное устройство должно:

    обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;

    удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;

    служить одним из средств снятия судна с мели;

    способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.

    Рис. 2.1. Состав якорного устройства судна: 1 – становой якорь; 2 – якорная скоба; 3 – вертлюг; 4 – якорная цепь; 5 – бортовой клюз; 6 – якорная труба; 7 – палубный клюз; 8 – цепной стопор; 9 – винтовой стопор; 10 – брашпиль; 11 – цепная труба; 12 – цепной ящик; 13 – устройство экстренной отдачи якорной цепи

    Название якорных устройств на английском

    Якоря, применяемые на судах (рис. 2.2), по конструкции разделяются на три большие группы:

    I – якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского типа.

    II – якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах наибольшее применение получили якоря Холла, Грузона, Болдта.

    III – якоря повышенной держащей силы. Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.

    Рис. 2.2. Якоря: а) – адмиралтейский; б) – Холла; в) – Матросова; г) – Грузона

    К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.

    Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь (рис. 2.3). Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов (рис. 2.4); сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.

    Рис. 2.3. Якорь Холла: 1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапы; 4 – коробка

    Рис. 2.4. Процесс забирания грунта якорем с поворотными лапами

    По Правилам Регистра РФ становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения (табл. 2.1), которая рассчитывается по формуле:

    Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A,

    Δ – водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию;

    В – ширина судна, м;

    h – высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, м;

    А – площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, м2. Учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В. Определение судового снабжения по характеристике снабжения.

    Таблица судового снабжения по характеристике снабжения

    Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.

    Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.

    Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.

    Дреки – небольшие шлюпочные якоря.

    Кошки – трех или четырехлапые якоря, имеющие вес в несколько килограмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.

    Держащая сила якоря передается судну через якорную цепь, один конец которого прикреплен к якорю, а другой крепится на судне (рис. 2.5).

    Держащая сила якорной цепи невелика. В зависимости от грунта она составляет 10 – 50% от массы цепи, лежащей на грунте. Однако при динамических нагрузках якорная цепь действует как амортизатор, и поэтому чем больше длина вытравленной цепи, тем меньшую нагрузку испытывает якорь.
    Для обеспечения наибольшей держащей силы якоря минимальная длина вытравленной цепи должна быть такой, чтобы сохранялось горизонтальное положение веретена.

    Суммарная длина обеих цепей для становых якорей должна определяться согласно характеристике снабжения данного судна.

    Толщину якорных цепей измеряют по диаметру сечения звена в месте его соприкосновения с другим звеном. Диаметр указанного сечения называется калибром цепи.

    Рис. 2.5. Звенья якорной цепи

    Якорные цепи комплектуют из отдельных смычек, которые в зависимости от их расположения в цепи разделяются на:

    Якорная смычка (рис. 2.6) должна иметь вертлюг, предотвращающий закручивание цепи, и концевую скобу, соединяемую со скобой якоря.

    Рис. 2.6. Якорная смычка: 1 – веретено якоря; 2 – скоба якоря; 3 – концевая скоба; 4 – концевое звено; 5 – усиленное звено; 6 – вертлюг; 7 – нормальное звено

    Промежуточные смычки должны иметь длину 25 − 27,5 м и состоять из нечетного числа звеньев. Звенья цепей должны иметь поперечную распорку – контрфорсы. Наиболее употребительное звено для соединения смычек якорных цепей – Кентера (рис. 2.7).

    В процессе эксплуатации судна большему изнашиванию подвергаются первые смычки якорной цепи, так как судно чаще становится на якорь на небольших глубинах. Для равномерного изнашивания якорной цепи после определенного периода эксплуатации первые смычки расклепывают и переставляют к коренной. Иногда переворачивают якорную цепь. Если смычки были соединены при помощи скоб, то их необходимо переставить спинками к якорю.

    Соединительные звенья и скобы не обладают равной прочностью по всем направлениям. Это надо учитывать и не допускать, чтобы при постановках на якорь и съемках с него соединительные скобы (звенья) работали на изгиб – под нагрузкой не ложились на форштевень, не останавливались на звездочке и в подобных положениях.

    Рис. 2.7. Разборка звена Кентера

    Якорные цепи обязательно маркируют (рис. 2.8).Способов маркировки применяется несколько.

    Один из них следующий:

    на первой смычке – последнее звено с распоркой первой смычки и первое звено с распоркой второй смычки окрашивают в белый цвет, а на распорки этих звеньев кладут марки из нескольких шлагов отожженной (мягкой) проволоки;

    на второй смычке – два звена с распорками в конце второй смычки и два таких же звена в начале третьей смычки окрашивают в белый цвет, а на распорки вторых звеньев накладывают проволочные шлаги;

    на третьей смычке – окрашивают соответственно по три звена с распорками третьей и четвертой смычек, а проволочные шлаги накладывают на распорки третьих звеньев.

    Такую же разбивку производят на четвертой и пятой смычках. Начиная с конца шестой смычки, порядок разбивки повторяют . При отдаче или подъеме якоря необходимо довольно точно знать, сколько якорной цепи вытравлено за борт. Об этом находящийся на баке помощник капитана сообщает на мостик.

    Имеющуюся на звеньях краску следует подновлять при каждом удобном случае. Поврежденные проволочные марки нужно немедленно заменять новыми, при этом не следует накладывать на железную цепь марки из медной проволоки.

    Рис. 2.8. Маркировка якорной цепи

    Коренная смычка якорной цепи крепится в цепном ящике к корпусу при помощи специального устройства, имеющего привод на верхнюю палубу (рис. 2.9). Усилием, прилагаемым к рукоятке привода, освобождается откидной гак с заложенным за него концевым звеном, в результате чего якорная цепь полностью отдается.

    Якорную цепь на судах укладывают в цепной ящик – расположенный под брашпилем (рис. 2.10). На современных судах цепные ящики – узкие и высокие, что облегчает самоукладывание цепи без опасности ее заваливания. Укладка якорной цепи в такой ящик требует только надзора.

    Рис. 2.9. Крепление коренного конца цепи: 1 – переборка цепного ящика; 2 – ниша; 3 – якорная цепь; 4 – откидной гак; 5 – обух; 6 – рычаг; 7 – упорный ролик; 8 – тяга привода

    Рис. 2.10. Цепной ящик

    Каждая якорная цепь должна иметь не менее трех стопоров. Стопоры разделяются на стационарные и переносные.

    Ленточный стопор относится к стационарным и располагается на брашпиле. Палубные стопоры бывают двух типов – винтовые и с накидным палом (рис. 2.11 – 2.13). Винтовые стопоры применяются для якорных цепей, калибр которых не превышает 72 мм. Для цепей большего диаметра – стопоры с накидным палом.

    К переносным палубным стопорам относятся цепные стопоры, состоящие из куска цепи, один конец которой крепят за обух на палубе или за кнехты, а другой конец, снабженный глаголь-гаком или вилкой (каргой), закладывают в якорную цепь.

    Рис. 2.11. Палубные стопоры: а) – винтовой; б) – закладной; в) – маятниковый; г) – цепной; 1 – дуга; 2 – зажимная колодка; 3 – винтовой шпиндель; 4 – рукоятка; 5 – подушка; 6 – палубный обух; 7 – винтовой талреп; 8 – глаголь-гак; 9 – якорная цепь

    Рис. 2.12. Винтовой стопор

    Рис. 2.13. Маятниковый стопор

    Все палубные стопоры предназначены для надежного крепления якорной цепи при якорях, втянутых в клюзы. Удержание якорной цепи при отданном якоре осуществляется при помощи ленточного стопора.

    Якорные и палубные клюзы служат для пропуска якорной цепи в корпусе судна (рис. 2.14). Палубные клюзы закрываются специальными крышками для предотвращения попадания воды на палубу и в цепные ящики.

    Рис. 2.14. Палубные и якорный клюзы

    Подъемные механизмы якорного устройства бывают с горизонтально расположенным ведущим валом – брашпили, с вертикально расположенным – шпили и якорно-швартовные лебедки.

    Рис. 2.15. Брашпиль со швартовной лебедкой: 1 – турачка; 2 – ленточный стопор; 3 – маятниковый стопор; 4 – палубный клюз; 5 – барабан со швартовным тросом; 6 – пульт управления брашпилем

    Брашпиль (шпиль) – это электрическая или гидравлическая машина, служащая для отдачи и выборки якоря (рис. 2.15). Шпили на баке в основном устанавливаются на судах большого водоизмещения, пассажирских и специализированных.

    Добавить комментарий