Планер или кораблик для троллинга

Кораблики для троллинга

Многим рыболовам доводилось видеть проходящие по реке или водоему плавсредства на малой скорости с заброшенными в воду спиннингами. Это троллинговая ловля хищной рыбы. Несмотря на кажущуюся простоту ловли, у троллинга имеется много нюансов, которые влияют на успех рыбалки.

При одновременном использовании нескольких удочек появляется необходимость распределять приманки по глубине и ширине. В одних случаях это делается, чтобы избежать перехлестывания лесок спиннингов. В других случаях это необходимо для облавливания разных горизонтах. Одним из таких приспособлений является кораблик или планер для троллинга.

Виды и назначение

Хитроумная снасть придумана в незапамятные времена, но тем не менее не потеряла своей актуальности и стала прототипом для современных планеров (корабликов). Она хорошо скользит по воде, уводя леску с приманками далеко от лодки, позволяет одновременно использовать сразу несколько удилищ, увеличивает границы облавливаемой территории.

Готовые конструкции имеют одинаковый принцип действия, могут отличаться по форме, размерам, технике использования, делятся на две основные группы – мини планеры и большие планеры (кораблики).

Техника ловли

Рассмотрим базовый алгоритм техники ловли с корабликом:

  1. Леска отпускается до необходимой длины и на ней фиксируется «кораблик»;
  2. Удилище вставляется в специальный держатель, фрикцион ослабляется;
  3. То же проделываем и с остальными удилищами. Расстояние между «корабликами» должно составлять 5 – 10 метров.

Предотвратить досадные спутывания и перехлесты поможет следующая схема:

  • С каждым более удаленным удилищем отпуск приманки должен увеличиваться примерно на 5 метров .
  • Чем ближе к лодке «кораблик», тем больше должно быть заглубление. Это позволяет не только предотвратить спутывания, но и позволяет обловить разные слои воды.
  • Внутреннюю катушку нужно подматывать при резких поворотах.

При использовании больших планеров нужно тщательно изучить место: в тихой и прозрачной воде рыба обычно более осторожна и боится лодки. Поэтому следует отпускать планеры на большее, нежели при волнении. Это снизит пугливость рыбы, так как приманка не будет идти в проекции кильватерной струи.

Как сделать своими руками

Иногда купить товар не представляется возможным, рука просто не может достать кошелёк, ведь минипланер — не дешёвое удовольствие. Тогда надо просто изготовить минипланеры для троллинга самому. Для того чтобы сделать это устройство, понадобится:

  • две доски, которые изготовлены из лиственной породы дерева;
  • две пластины, изготовленные из алюминия;
  • две прищепки;
  • два карабина, которые имеют вертлюжки;
  • пруток, который сделан из особого материала — нержавеющая сталь. Толщина данного прутка должна быть не менее двух миллиметров;
  • полоса из свинца;
  • детали крепежа.

Для изготовления необходимо сделать следующие действия:

  1. Отрезать доски. Длина досок должна быть не менее 25 см. Что касается ширины, то она должны быть не менее 10 см. Носовую часть необходимо заострить. Расстояние заострения должно быть от пяти до восьми сантиметров. Что касается задней части, то там надо сделать специальный выпил, который имеет п-образную форму.
  2. Просверлить определённые отверстия для установки шпильки. Их необходимо высверлить в «образовавшихся ушках».
  3. Используя алюминиевую пластинку сделать г-образный держатель, который понадобиться для прищепки.
  4. Около восьми см от самого края носовой части прикрутить держатель. Прикручивать надо саморезами.
  5. Смонтировать шпильку в хвостовую часть. Шпилька должна иметь вертлюжок и карабин.
  6. Все деревянные детали покрыть лаком.
  7. Прикрепить прищепку к держателю. Использовать болт и гайку.
  8. Прикрепить полоски из свинца к нижней части минипланера для троллинга. Для этого использовать саморезы.

Условно планеры можно разделить на две группы. Первая группа — маленькие. Вторая группа — большие. Однако они отличаются не только из-за размера.

Итак, рассмотрим более детально большие планеры. Им необходимо больше снаряжения, чем для маленьких. Для того чтобы их использовать необходимо установить троллинговые катушки на катере. Троллинговые катушки крепятся на специальной троллинг-мачте, либо на тарге — держателе удилищ.

Задачей планеров является разведение линейки оснастки по сторонам от лодки. Используя специальную клипсу, большой планер крепят к шнуру, который замотан на троллинговой катушке и затем отводят её в сторону от плавательного средства. Используя прищепки к шнуру крепят лески удилищ. Что касается расстояния и последовательности, то они выбираются самим рыбаком. Это зависит от целей, которые задумал осуществить рыбак, а также от погодных условий, течения и других сопутствующих рыбалке факторов.

Когда происходит поклёвка, то рыба, выдернув леску, помещается в кильватор лодки. Следует отметить, что лодка продолжает своё движение. Но данное устройство имеет существенный минус — оно не слишком мобильно. Также следует отметить, что оно достаточно дорого и потребует в деле от рыболова — дополнительные действия.

Что касается маленьких планеров, так называемых минипланёров, то они имеют ряд преимуществ. Которыми является — дешевизна, небольшой размер, минимальное сопротивление и простота в управлении. Для них нет необходимости сооружать мачты и катушки. То есть нет необходимости в сооружении мощных снастей.

Кораблики для троллинга

Многим рыболовам доводилось видеть проходящие по реке или водоему плавсредства на малой скорости с заброшенными в воду спиннингами. Это троллинговая ловля хищной рыбы. Несмотря на кажущуюся простоту ловли, у троллинга имеется много нюансов, которые влияют на успех рыбалки.

При одновременном использовании нескольких удочек появляется необходимость распределять приманки по глубине и ширине. В одних случаях это делается, чтобы избежать перехлестывания лесок спиннингов. В других случаях это необходимо для облавливания разных горизонтах. Одним из таких приспособлений является кораблик или планер для троллинга.

Принцип работы

Кораблик на первый взгляд является простым устройством для отвода приманок. Они продаются в рыболовных магазинах, но некоторые любители троллинга предпочитают делать самодельные кораблики.

Принцип работы этих устройств одинаков. Кораблик имеет несимметричную форму, благодаря которой он и отходит от фарватера лодки. К нижней части кораблика монтируется груз, который удерживает его в вертикальном положении. Он крепится к основной леске и в зависимости от расстояния до лодки и натяжения снасти смещается в сторону.

Повлиять на проводку приманки рыболов практически не может, при поклевке рыба выдергивает леску из прищепки кораблика.

Не путайте кораблик для троллинга с прикормочными корабликами для рыбалки, они выполняют разные функции.

Виды корабликов

Существует несколько вариантов корабликов, которые отличаются конструкцией или способом крепления к леске.

  1. Независимый кораблик представляет собой обычную конструкцию, оснащенную ярким флажком. После поклевки или зацепа леска освобождается от устройства, и кораблик отправляется в свободное плавание. Поэтому после вываживания рыболову необходимо отправляться на поиски своего помощника.
  2. Отдельная снасть требуется для второго вида кораблика. Конструкция крепится на отдельном шнуре, к нему при помощи прищепок монтируются лески от спиннингов (2-3 удочки). При поклевке леска с определенного удилища освобождается от зажима, а кораблик с остальными снастями продолжает работать.
  3. Интересная конструкция предложена американской фирмой “BigJon”. Кораблик оснащается дополнительным карабином, а на основную леску устанавливается стопор. Благодаря такому монтажу при вываживании не теряется приспособление, а рыба без помех подводится к лодке.
  4. Разновидностью кораблика являются планеры. Они могут состоять из 2-3 пластин, снабженных поплавками, или иметь широкую базу с нагруженным килем. На такое устройство легко помещаются оснастки из нескольких спиннингов. Планер крепится на отдельном шнуре, который крепится к мачте или стойке с катушкой. Обычно применяется два устройства (с обоих бортов) для устойчивости лодки.

Спиннинг для троллинга – каким должно быть удилище, основные параметры и советы по покупке.

Как правильно выбрать катушку для троллинговой удочки – читайте в подробном руководстве.

Подробнее об спиннинговой оснастке дроп-шот вы можете узнать пройдя по ссылке на Приманки.ком.

Самодельный кораблик для троллинга своими руками

Классический троллинговый кораблик достаточно легко и просто изготовить своими руками. Хорошо работает устройство длиной 23 см, высотой 8 см и толщиной 1,5-2 см. Лучше сразу сделать несколько заготовок, тогда можно будет сделать 2 конструкции с небольшими изменениями. Чтобы приступить к работе понадобится:

  • 2 доски лиственных пород дерева;
  • 2 алюминиевые пластины;
  • 2 прищепки для лески (рыболовные);
  • 2 карабина с вертлюжками;
  • пруток из нержавеющей стали толщиной 2 мм;
  • свинцовая полоса;
  • крепежные детали.

Последовательность операций следующая:

  1. Отрезаются деревянные заготовки длиной 25 см и шириной 10 см. Носовая часть заостряется плавно на расстоянии 5-8 см. В задней части делается п-образный выпил.
  2. Сквозь образовавшиеся “ушки” сверлятся сквозные отверстия для шпильки.
  3. Из алюминиевой пластинки делаются г-образные держатели для прищепки.
  4. Коротким отрезком держатель прикручивается саморезами к кораблику, примерно в 8-10 см от края носовой части.
  5. В хвостовой части монтируется шпилька с вертлюжком и карабином.
  6. Детали из дерева покрываются лаком.
  7. Прищепка крепится к держателю болтом с гайкой.
  8. Свинцовые полоски крепятся к нижней торцевой части кораблика саморезами. При правильной огрузке конструкция должна выступать из воды на 1/3.

Теперь один из корабликов можно сплавить по левому борту, а другой – по правому.

Видео по запуску кораблика-планера для троллинга

Рыбная пещера

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке

Троллинг: плавание на кораблике или полет на минипланере?

Троллинг – осовремененный вариант «дорожки», старого русского способа ловли рыбы с лодки. Первоначально «дорожкой» ловили с помощью деревянного мотовила, на которое наматывали леску с привязанной приманкой. Приманку опускали позади лодки и она двигалась вслед за плавательным средством.

В наше время такой способ уже не используют: сейчас все большее распространение получают «моторки» и спиннинги. В современном варианте для троллинга используют мощные бланки, прикрепленные к борту моторной лодки.

Активных действий как таковых от рыболова не требуется. Достаточно вовремя распознать поклевку и вытащить рыбу (или приманку, если рыба сорвется).

Как заняться троллингом?

Наиболее оригинальные тролллингисты приспособили для подобной ловли такие устройства, как «кораблик» и «планер».

Ширина облавливаемой с помощью таких приспособлений зоны превосходит таковую при ловле спиннингом.

Троллинговый спиннинг отличается от классического наличием большего числа колец, которые, к тому же имеют одинаковый диаметр. На комле удилища имеется крестообразная нарезка, позволяющая крепить удилище в «подстаканник».

Также неплохо, если на катушки будет счетчик расхода лески. Дабы сделать подсчет более удобным, лучше взять счетчик в метрах – это избавит от необходимости перевода одной единицы в другую. Подробнее о них речь пойдет ниже.

Кораблик и планер для троллинга

Кораблик, также называемый планером – устройство для отвода спиннинговой оснастки от лодки. Они бывают «правые» и «левые», в зависимости от того, в какую сторону они отводят оснастку.

Как таковых отличий не имеется. Различают планеры большие и маленькие. Большим требуется большее количество экипировки. Для таких планеров нужно иметь троллинговую катушку и мачту либо таргу – крепление для удилища.

После поклевки лодку не останавливают, таким образом, рыба вскоре оказывается в кильватере лодки. Однако, собственно планеры достаточно громоздки – после поклевки на среднее приспособление требуется двигать остальные, поэтому существуют более мобильные варианты этой снасти – так называемые «кораблики».

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Малый (мини) планер

Минипланер, по-другому называют «корабликом», несколько удобнее своего большого собрата, так как не требует мачты или аналогичных приспособлений, а крепится непосредственно на леску. В случае поимки рыбы на средний спиннинг не нужно совершать лишних движений, а достаточно просто немного сместить систему и отпустить леску на ответствующее расстояние. Однако, это ведет к удорожанию снасти. Так если большой планер находится в пределах 4000-6000 рублей, а также нужны дополнительные приспособления, общая сумма доходит до 10-15 т.р.

«Кораблик» стоит 600-1000р. Хотя нет дополнительных расходов на устройства, малые планеры часто теряются, не намного уступая эту участь приманкам. Поэтому, если взять за среднюю стоимость «корабля» 800 рублей, затем умножить ее на количество удилищ, то, несмотря на то, что сумма выходит меньше, чем у планера, но после нескольких замен в результате интенсивной рыбалки, сумма может даже перекрыть стоимость большого планера.

Читайте также:  Лучший отечественный производитель эхолотов

К счастью, «кораблик» можно сделать своими руками:

  1. В деревянных заготовках примерно 25Х10 см делается в П-образный выпил, это будет задняя часть. С противоположной стороны конец плавно заостряется, начинаясь примерно в 5-8 см от края;
  2. В задней части сверлятся отверстия в «рожках» справа и слева от пропила. Туда будет крепиться шпилька;
  3. Держатели для прищепки изготавливаются из алюминиевой пластины;
  4. На расстоянии примерно 8 – 10 см от носовой части держатель прикручивается саморезами к «кораблику» коротким отрезком;
  5. В задней части приспособления устанавливается шпилька, к которой крепятся вертлюжок и карабин;
  6. Лакируются деревянные детали;
  7. При помощи болта и гайки к держателю прикрепляют прищепку;
  8. Устройство огружают свинцовой лентой, крепя ее саморезами к нижней торцевой части. Правильно огруженный «кораблик» должен выглядывать из воды на треть.

Помимо вышеописанного есть еще один недостаток: «крыло» после поклевки не отцепляется, а остается на леске. В результате это приспособление оказывает не меньшее сопротивление, чем рыба.

Даже если эти стопоры присутствуют, то это делает снасть более уязвимой, создавая лишние точки для зацепов и перехлестов.

Техника ловли

Рассмотрим базовый алгоритм техники ловли с корабликом:

  1. Леска отпускается до необходимой длины и на ней фиксируется «кораблик»;
  2. Удилище вставляется в специальный держатель, фрикцион ослабляется;
  3. То же проделываем и с остальными удилищами. Расстояние между «корабликами» должно составлять 5 – 10 метров.

Предотвратить досадные спутывания и перехлесты поможет следующая схема:

  • С каждым более удаленным удилищем отпуск приманки должен увеличиваться примерно на 5 метров
  • Чем ближе к лодке «кораблик», тем больше должно быть заглубление. Это позволяет не только предотвратить спутывания, но и позволяет обловить разные слои воды.
  • Внутреннюю катушку нужно подматывать при резких поворотах.

При использовании больших планеров нужно тщательно изучить место: в тихой и прозрачной воде рыба обычно более осторожна и боится лодки. Поэтому следует отпускать планеры на большее, нежели при волнении. Это снизит пугливость рыбы, так как приманка не будет идти в проекции кильватерной струи.

Преимущества корабликов и достоинства минипланеров

Использование небольших планеров («корабликов») имеет ряд преимуществ:

  • Дальний заброс даже невесомой приманки при любых погодных условиях;
  • Отсутствие необходимости менять всю схему при повторных забросах;
  • Даже в волнах приманка проводится более равномерно;
  • Система быстро разбирается и собирается.

Большие планеры также имеют свои достоинства:

  • Большая площадь облова;
  • Отсутствие лишних приспособлений;
  • Возможность увеличить скорость или огрузку;
  • Можно облавливать более низкие горизонты;
  • Возможность использования большего количества удочек.

Такие не стучатся друг о друга, а жесткий строй удилища позволяет выдернуть леску из прищепки, когда попадается некрупная рыба, неспособная сама выдернуть леску или необходимо осмотреть снасть.

  • С воблером на сома: лучшие троллинговые приманки для ловли усатого;
  • Как собрать спиннинг на щуку — все об оснастке;
  • О том как поймать леща на спиннинг в нашей статье.

Заключение

Троллинг – вообще довольно затратный вид ловли. Учитывая, что жители провинции если и могут найти специальные снасти в фирменных магазинах, то они, скорее всего будут выходить за рамки категории «бюджетные».

Помимо этого, этот вид ловли не обходится без плавательного средства, а обучение на соответствующее удостоверение тоже стоит денег; на лодке обязательно должен быть мотор, если он выходит за рамки допустимой мощности, это тоже влечет расходы.

Кроме того, как говорилось выше, дополнительные расходы может наложить и потеря кораблей либо планеров. В итоге сезон может «вылиться» если не «кругленькую», то чувствительную сумму.

Если же вы твердо решили заняться именно такой ловлей, то остается пожелать терпения и, по традиции, ни хвоста ни чешуи.

Представляем Вашему вниманию видео о том, как используя минипланер можно поймать щуку. Приятного просмотра!

Как поймать много рыбы?

Рыбалка доставляет удовольствие своим процессом – об этом знает каждый из нас. Но ведь, помимо этого, нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке. Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька? Конечно знакомо. Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Такая прикормка есть и это не миф – Фишхангри. Да, да, именно она. Многие ее знают, многие любят, но лишь единицы умеют пользоваться, вот почему так много гневных отзывов о ней в интернете. Кто-то просто не умеет читать инструкцию.

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Скорее заказывайте Фишхангри!

Мои снасти для «дорожки» и для троллинга

Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.

Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете – работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».

Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.

Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» – по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги – я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость – от 2 максимум до 6 – 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 – 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.

И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное – это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.

А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.

На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина – чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.

При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую – предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.

Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг – и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» – кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.

В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко – и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей – я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление – разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».

Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один – два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов – ан нет, их довольно много.

Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 – 3 и до 10 – 15 м, а может – и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.

Читайте также:  Костюм для зимней рыбалки Хито: обзор достоинств

Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.

Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 – 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.

И это всё, не тормозя лодку – нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 – 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» – и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело – поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие – и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).

Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю – он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».

Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.

К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.

Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 – 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.

Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.

При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.

Минипланер – кораблик для троллинга

Многие рыбаки замечали как по реке либо водоёму передвигаются некие плавсредства, которые имеют небольшую скорость и заброшенные в воду спиннинги. Это приспособление, с помощью которого осуществляется троллинговая ловля хищных рыб. На первый взгляд кажется, будто ловля таким способом осуществляется легко, но и у него есть некоторые нюансы, влияющие на успех ловли.

Когда используются несколько удочек, необходимо распределение приманок как по ширине, так и по глубине. Это необходимо для того, чтобы лески спиннингов не смогли перехлестнуться. Также это надо в тех случаях когда происходит облавливание разных горизонтов. Для осуществления такой ловли и приспособлен минипланер. Это приспособление называют мини планер для троллинга.

Такой кораблик выглядит, как простое устройство для отвода приманок. Их можно приобрести в рыболовном магазине, либо сделать самому.

Как работает минипланер

Подобные устройства имеют единый принцип работы. У кораблика имеется несимметричная форма, из-за которой он имеет возможность отходить от фарватера лодки. Нижняя часть минипланера имеет прикреплённый груз, благодаря которому удерживается вертикальное положение. Груз прикреплён к основной леске. В зависимости от того, какое расстояние от лодки, а также натяжение снасти — может смещаться в сторону. Что касается влияния на проводку, то рыбак не может на неё повлиять. Когда рыба клюёт, то просто выдёргивается леска из прищепки минипланера.

Виды минипланеров

На сегодняшний день можно встретить разные варианты минипланеров для троллинга. Все они могут иметь различную конструкцию и способ крепления к леске. Рассмотрим более детально некоторые варианты минипланеров.

  1. Кораблик, у которого имеется обычная конструкция. Кораблик имеет ярко оснащенный флажок. После того как произошла поклёвка, либо зацепа — от устройства освобождается леска. После этого кораблик свободно плывёт. По этой причине рыбак должен держать в поле зрения свой кораблик. Потому что отправившись в свободное плавание, кораблик может слишком далеко заплыть.
  2. Кораблик, имеющий отдельную снасть. Конструкция прикрепляется на отдельный шнур. Также при помощи определённых прищепок прикреплены лески от спинингов. Когда происходит поклёвка — леска освобождается от своих зажимов, в свою очередь, минипланер для троллинга продолжает свою работу.
  3. Кораблик, который имеет дополнительный карабин. На основной леске установлен стопор. Из-за такого монтажа рыба без каких-либо проблем подводится к лодке.

Самостоятельное изготовление минипланера

Иногда купить товар не представляется возможным, рука просто не может достать кошелёк, ведь минипланер — не дешёвое удовольствие. Тогда надо просто изготовить минипланеры для троллинга самому. Для того чтобы сделать это устройство, понадобится:

  • две доски, которые изготовлены из лиственной породы дерева;
  • две пластины, изготовленные из алюминия;
  • две прищепки;
  • два карабина, которые имеют вертлюжки;
  • пруток, который сделан из особого материала — нержавеющая сталь. Толщина данного прутка должна быть не менее двух миллиметров;
  • полоса из свинца;
  • детали крепежа.

Для изготовления необходимо сделать следующие действия:

  1. Отрезать доски. Длина досок должна быть не менее 25 см. Что касается ширины, то она должны быть не менее 10 см. Носовую часть необходимо заострить. Расстояние заострения должно быть от пяти до восьми сантиметров. Что касается задней части, то там надо сделать специальный выпил, который имеет п-образную форму.
  2. Просверлить определённые отверстия для установки шпильки. Их необходимо высверлить в «образовавшихся ушках».
  3. Используя алюминиевую пластинку сделать г-образный держатель, который понадобиться для прищепки.
  4. Около восьми см от самого края носовой части прикрутить держатель. Прикручивать надо саморезами.
  5. Смонтировать шпильку в хвостовую часть. Шпилька должна иметь вертлюжок и карабин.
  6. Все деревянные детали покрыть лаком.
  7. Прикрепить прищепку к держателю. Использовать болт и гайку.
  8. Прикрепить полоски из свинца к нижней части минипланера для троллинга. Для этого использовать саморезы.

Условно планеры можно разделить на две группы. Первая группа — маленькие. Вторая группа — большие. Однако они отличаются не только из-за размера.

Итак, рассмотрим более детально большие планеры. Им необходимо больше снаряжения, чем для маленьких. Для того чтобы их использовать необходимо установить троллинговые катушки на катере. Троллинговые катушки крепятся на специальной троллинг-мачте, либо на тарге — держателе удилищ.

Задачей планеров является разведение линейки оснастки по сторонам от лодки. Используя специальную клипсу, большой планер крепят к шнуру, который замотан на троллинговой катушке и затем отводят её в сторону от плавательного средства. Используя прищепки к шнуру крепят лески удилищ. Что касается расстояния и последовательности, то они выбираются самим рыбаком. Это зависит от целей, которые задумал осуществить рыбак, а также от погодных условий, течения и других сопутствующих рыбалке факторов.

Когда происходит поклёвка, то рыба, выдернув леску, помещается в кильватор лодки. Следует отметить, что лодка продолжает своё движение. Но данное устройство имеет существенный минус — оно не слишком мобильно. Также следует отметить, что оно достаточно дорого и потребует в деле от рыболова — дополнительные действия.

Что касается маленьких планеров, так называемых минипланёров, то они имеют ряд преимуществ. Которыми является — дешевизна, небольшой размер, минимальное сопротивление и простота в управлении. Для них нет необходимости сооружать мачты и катушки. То есть нет необходимости в сооружении мощных снастей.

Американские минипланеры

Особой популярностью пользуются следующие минипланеры для троллинга, которые изготавливает компания Church Tackle:

TX-6 Magnum

Очень маленький планер. Данный минипланер отводит приманку на расстояние от двух до четырёх метров от лодки. Но большие приманки на него лучше не ставить. Лучше всего устанавливать маленькие воблеры. Неплохо подходят колебалочки, которые имеют небольшую весомость. С таким минипланером можно использовать спиннинги, имеющие границу теста около тридцати граммов.

TX-12

Планер имеющий средний размер. Этот минипланер наиболее распространён среди рыболовов. Также следует отметить, что он очень удобен в использовании. В отличие от модели TX-6 Magnum, этот планер может держать почти любую приманку. Но нельзя использовать глубокие воблеры. Что касается верхней границы теста спиннинга, то она составляет больше чем пятьдесят граммов. Это устройство способно отвести приманку в сторону на расстояние до шести метров.

Walleye

Самый большой минипланер из этой серии. Способны выдержать даже крупных воблеров и больших заглубителей. Они могут отвести приманку на расстояние порядка десяти метров. Что касается границы теста спиннинга, то она должна быть более пятидесяти грамм. В магазине рука так и тянется приобрести данный товар.

Читайте также:  Электроника и навигационное борудование для троллинга

TX-22

Новая модель минипланера для троллинга. Этот планер отличается особой универсальностью. Главная особенность этого планера заключается в том, что он способен отводить приманку на расстояние до пятнадцати метров. Что касается применения, то его можно использовать как с левой, так и с правой стороны лодки.

Данный планер используют, когда необходимо отвести приманку в сторону. Также когда есть желание в увеличении количества спиннингов, которых запускают с одной лодки.

Приманки, которые используют с минипланером

Идеальная приманка — мелкий воблер, который имеет собственное маленькое заглубление. Именно такая приманка способна оказать минимальное сопротивление. С ней планер будет идеально работать.

Хорошим вариантом будет и колеблющиеся блесны. Что касается вертушек, то их использовать опытные рыбаки не рекомендуют. Также в качестве приманки используют изделия из силикона, которые имеют небольшую подгрузку.

Следует помнить, что чем больше сопротивления создаёт приманка, тем хуже работает минипланер. Дело в том, что при большом сопротивлении его прибивает к кильватерной струе. В данном случае практически невозможно отвести приманку на большое расстояние от лодки.

Если рыболовля происходит на глубине порядка трёх метров, то необходимо использовать пассивные заглубители. Говоря простым языком, это обычные свинцовые грузы, которые устанавливаются перед непосредственной приманкой.

Троллинг с планерами

Троллинг с планером — это искусство с применением технических средств, которое не имеет пределов совершенствования, но и требует заметных финансовых затрат.

Любители троллинговой ловли делятся на две группы. Представители первой, не уставая, все время меняют приманки, выпуск лески и глубины проводки с точностью до миллиметра, облавливая места отмелей и придонной зоны. Представители второй группы распускают спиннинги с приманкой, лентяйничают в свое удовольствие и наслаждаются природным окружением.

Представление

Троллинговая ловля с помощью планеров является возможностью одновременного использования нескольких троллинговых спиннингов для облова широкой полосы водной поверхности. Ширина облавливаемой зоны во много раз превышает длину любого спиннинга, при помощи которого производится ловля.

Например, на кокпите нашего РИБа для троллинга установлен держатель (гребёнка с «подстаканниками») для десяти троллинговых спиннингов, которые разбиты на две группы по 5 штук для планеров ЛБ и ПБ.

В принципе, нормальный набор спиннингов может насчитывать 16 единиц, и даже 20, в зависимости от того, какого хищника и где вы собираетесь ловить! Например, в Швеции законодательство позволяет устанавливать не более 10 спиннингов на катере, а в Финляндии не более 14 штук.

Троллинговый спиннинг, по сравнению с обычным, имеет большее количество колец, причём одного диаметра и крестообразную нарезку на торце рукоятки для его фиксации в стакане держателя.

Троллинговые катушки имеют мультипликатор для усиления момента и оборудованы щётчиком стравливаемой лески. Для вашего удобства рекомендуем покупать катушки со счётчиком в метрах, а не в футах.

Желанию установить побольше спиннингов для троллинга с планерами есть несколько объяснений.

Во-первых

Как уже было замечено, катер, имеющий на своем борту наибольшее количество одновременно работающих снастей, имеет наибольшее количество шансов на успех. Именно планеры и дают нам такую возможность.

Во-вторых

Что важно, многие рыбы весьма боязливы. Они пугаются шума мотора идущего катера и это особенно актуально при ловле на глубинах до 13 метров, в прозрачной воде и, особенно в то время, когда рыба неактивна. Использование планеров позволяет решить эту проблему — приманка, заведенная при помощи планера, идет достаточно далеко от корпуса катера, а не в проекции его кильватерной струи.

В тех местах, где велик рыболовный прессинг, а рыба осторожна и приучена к постоянной угрозе со стороны человека на катере, ловля с планерами будет наиболее успешной. Таким образом, если Вы запускаете два планера — по одному с каждого борта судна, и каждый из них, с удалением на 45 метров от борта, тащит приманки, минимум, от пяти спиннингов, то Вы получаете зону облова шириной более 90 метров. Теперь представьте, что с этим «боекомплектом» Вы пройдете под мотором расстояние в несколько десятков километров. Умножив, Вы легко получите площадь облова, которая впечатляет!

Ловля троллингом с планерами, тем более, не сравнима ни с какой другой в самом начале и в конце сезона, когда условия ловли не являются самыми оптимальными, а обнаружить и поймать достойный экземпляр довольно затруднительно.

Добавьте к вышесказанному, что при ловле троллингом с планерами Вы имеете возможность одновременно воспользоваться самыми разными приманками, включая воблеры, блёсны, снасточки с мёртвыми рыбками, одинаковые или разные по размеру и цвету, с возможностью проводки на разных горизонтах — Вам станет очевидно, что, если близи Вашего катера окажется достойный внимания экземпляр, то Вы будете иметь реальный шанс по его поимке.

Катер, оснащенный современными эхолокационными приборами, типа рыбопоисковых эхолотов, дающих троллингисту полную картину рельефа дна, температуры воды и наличия рыбы и её размеров, при использовании планеров становится супер оснащенным агрегатом для эффективной ловли на нашем водоёме трофейных экземпляров кумжи, озёрного лосося, форели или глубинной щуки.

Основы техники троллинга с планером

Как только Вы приблизитесь к месту, с которого собираетесь начать троллинг, сбавьте обороты своего мотора или перейдите на мотор для троллинга. В качестве оптимальной стартовой скорости вполне подойдет 2 км/ч. В зависимости от волнения на акватории зацепите карабином, который надёжно закреплён на конце буксировочного шнура планера, за соответствующее отверстие на планере. Как правило, планер имеет 3 (три) таких отверстия. Если на акватории штиль или лёгкая зыбь, то цепляйте карабин за первое к носу отверстие планера, если есть волнение, то за второе, а при сильной волне за последнее третье отверстие планера. Это нужно для того, чтобы планер, при движении катера, не выскакивал из воды или, наоборот, не зарывался в волну. После этого, раздвиньте корпуса планера, который имеет форму катамарана, и аккуратно опустите его через борт на воду.

Планер для тролинга

Именно на этой скорости в 2 км, при стравливании шнура со шкивов, планеры наилучшим образом отойдут от борта катера и выйдут в своё «рабочее положение». Поскольку, в это же самое время Вам придется готовить свои спиннинги и заводить оснастки, эта скорость будет оптимальной с той точки зрения, что Вы не проскочите известное вам перспективное место и, не будете особенно торопиться, рискуя запутать снасти.

Глубина водоема является величиной критической — всегда используйте эхолот для того, чтобы знать глубину и рельеф дна, и отслеживать тенденцию по изменению глубины, ведь для разворота катера с распущенными планерами нужно достаточно много времени.

Если погода хорошая, солнечно и нет ветра или водоём подвергается приличному рыболовному прессингу, отпускайте планеры на максимальное расстояние от борта и, соответственно, используйте максимально длинные выпуски лески от прищепок. Если троллинг проводится в узкостях или вдоль бровки затопленного русла реки, то отпускайте планер на минимальное расстояние, например, 30 метров и, соответственно выпуск лески от прищепки должен быть минимальным, например, 40 метров. На обоих шнурах планеров рекомендуем заранее нанести цветные метки на расстоянии 30, 35, 45 метров, чтобы, при троллинге одновременно с двумя планерами, отпускать их с обоих бортов на одинаковое расстояние, тогда ваш катер будет идти ровно на скорости троллинга и им будет легче управлять, если у вас не установлен авторулевой. Рабочую скорость катера для троллинга с планерами рекомендуем держать, в зависимости от глубины, силы ветра и высоты волны, в диапазоне от 3,5 до 6,0 км/час.

Возьмите троллинговый спиннинг в руки, зацепите за карабин на его леске приманку (блесна или снасточка с мёртвой рыбкой), опустите её в воду по нужному вам борту и стравите с катушки спиннинга 30-40 метров лески.

После чего, установите на леску груз, в зависимости от нужной вам глубины. Рекомендуем резино-свинцовые грузы, которые отличаются своей расцветкой в зависимости от веса, Например, груз для троллинга на глубине до 20 метров имеет чёрный цвет. Теперь увеличьте выпуск вашей лески до 60 метров.

При помощи металлической защёлки закрепите прищепку (line release clips) для фиксации лески Вашего троллингового спиннинга, на буксировочном шнуре планера и закрепите леску тролингового спиннинга в прищепке, после этого, вращая катушку спиннинга, позвольте прищепке, вместе с закрепленной в ней леской, скользить по буксировочному шнуру по направлению к планеру (кораблику) — до того места, которое вы сами сочтете нужным. Остановите сброс лески с катушки спиннинга и прищепка остановится. Установите спиннинг в его держатель. Приманка выйдет на рабочий горизонт и, будет следовать именно на том расстоянии от борта катера, которое Вы задали, спуская прищепку по буксировочному шнуру. До момента поклёвки прищепка будет оставаться практически на одном и том же месте. Первую к планеру прищепку рекомендуем устанавливать не слишком близко к планеру, так, чтобы она не погружалась в воду при волнении. Таким же образом закрепите и спустите по буксировочному шнуру планера прищепки с леской и остальных спиннингов с этого борта, распределив их «на глаз» равномерно между собой на буксировочном шнуре от борта катера до планера (кораблика). Аналогично, после этого или одновременно, зависит от количества помощников на борту, вооружается буксировочный шнур планера с другого борта. Учитывая оособенности троллинга на Верхнетуломском водохранилище, а именно, наличие большого количества кумжи и щуки, рекомендуем установить перед приманкой мягкие плетёные металлические поводки не менее 60 см и несколько карабинов на подшипниках “в сцепке”. Поводок сохранит вам приманку при поклёвке щуки, а хорошие карабины уменьшат возможность запутаться леске от скручивания при поклёвке кумжи, которая, как известно, при подсечке начинает бешенно вращаться вокруг своей оси и делать «свечки».

Внимательно наблюдайте за «работающими» спиннингами. Как только рыба весом более 1,5-2 кг клюнет и засечётся, спиннинг согнётся в дугу, а леска сама выскочит из прищепки. В этот момент надо будет не спеша вытащить спиннинг из держателя и, перейти с ним на корму катера для вываживания рыбы.

Если засёкшаяся рыба своим рывком не освободила леску из прищепки — ничего страшного, просто это засеклась мелкая рыба. Возьмите спиннинг из держателя, перейдите в корму катера и рывком освободите леску из прищепки, теперь аккуратно вываживайте эту «мелочь», чтобы затем отпустить её в водоём. В конце рыбалки или при смене приманок, освободите леску одного из спиннингов из прищепки и намотайте леску на катушку. Произведите замену приманки и вновь повторите процедуру «приводнения и заведения приманки». При этом, как правило, вам потребуется установить на шнур новую прищепку.

Имейте в виду, что если Вы используете несколько спиннингов на планер, то, при смене приманки после поклёвки или зацепа на любом из спиннингов одного борта, все работающие спиннинги передвигаются в держателе таким образом, чтобы запускаемая приманка пошла ближе всех остальных к борту катера. Поскольку, при поклёвке, леска выскочила из прищепки, все такие прищепки соскальзывают по шнуру и скапливаются у самого планера. Ничего страшного, пусть они там и остаются до конца троллинга в этом месте.

Если Вы заканчиваете троллинг, освобождайте лески из прищепок резким рывком спиннинга в сторону и сматывайте спиннинги по очереди. Только полностью закончив сматывание одного спиннинга, беритесь за другой. Собрав все спиннинги, сбавьте скорость катера и решительно, но аккуратно, сняв с фиксатора и вращая шкив, подтяните планер к борту судна и извлеките его из воды, снимите с буксировочного шнура все прищепки и сложите их в контейнер, где вы их планируете хранить (прищепки должны иметь постоянное место хранения, иначе Вы их все растеряете). Протрите планер сухой ветошью и так же расположите его на штатном месте. Зафиксируйте шкив с буксировочным шнуром. Аналогично, действуйте и по другому борту. Теперь можно дать полный газ и двинуться в сторону «дома».

Добавить комментарий