Узел «проводник»

Узел проводник: как завязать, простая и понятная схема

Замысловатый на первый взгляд, но очень простой узел проводник является довольно распространенным и используется в самых разных областях. Изучение технологии его вязания не окажется лишним, поэтому представляем вашему вниманию историю этого узла. Кроме того, мы научим как завязать узел проводник.

Согласно Книге узлов Эшли, проводник является самым простым стопорным узлом. Понимание того, как завязать этот узел и его основополагающую роль имеет важное значение для понимания многих других узлов.

Эффективность узла – 50%

История узла проводник

История проводника до сегодняшних дней остается загадкой, но можно предположить, что появился он довольно давно. Моряки по определенным причинам (о которых мы расскажем позже) не пользовались данным узлом, поэтому версия с морскими суднами отпадает. В Книге узлов Эшли говорится, что первое появление проводника датировано 19 веком.

Как выглядит узел проводник?

Проводник − это простой узел, образующий фиксированную петлю из веревки. Обычно узел завязывается прямо вдоль веревки, то есть на любом ее месте. Для этого вам не понадобится окончание веревки. Своим внешним видом он напоминает крендель, потому можно подумать, что он очень тяжело завязывается. Но на самом деле это не так: изящный узел проводник очень простой.

У проводника есть еще один вариант вязания – двойной проводник или заячьи уши, но он намного массивнее и тяжело развязывается.

Для чего применяется узел проводник?

Узел можно использовать для крепления зажимов, крючков, другой веревки и т. д., то есть узел довольно распространен в быту. Он также предотвращает изнашивание и распутывание концов веревки или пряжи.

Также узел используется альпинистами в виде страховки и является одним из самых используемых в этой сфере. С помощью проводника вы можете без проблем поставить палатку при любых условиях.

Что касается рыболовства, то проводник входит в топ-10 узлов, о которых должны знать все рыболовы. Начинающие рыбаки всегда пользуются проводником, а настоящий рыболов не осмелился бы выйти с таким ограниченным арсеналом. Разные ситуации требуют разных узлов. Проводник идеально подойдет для привязки лески к крючку и соединения двух секций лески вместе.

Преимущества и недостатки узла проводник

Рыболовы и альпинисты знают, что несмотря на достаточное количество преимуществ, проводник также имеет ряд недостатков. Однако, это не мешает ему быть самым узнаваемым и популярным узлом. Рассмотрим преимущества узла:

  • безопасный;
  • неизменный и универсальный;
  • можно связать плотно против предмета или другого узла.

Ряд преимуществ затемняется недостатками, из-за которых можно столкнуться с кое-какими проблемами, используя данный узел:

  • уменьшает прочность пряжи;
  • трудно развязать;
  • становится прочным только при наличии грузила (при недостаточном его весе веревка может лопнуть на месте узла);
  • иногда заклинивается.

Как завязывать узел проводник?

Изучив историю и предназначение узла, важно перейти к самому важному шагу – схеме узла проводник. Она очень проста и состоит всего лишь из нескольких шагов:

1. Сформируйте петлю из веревки хорошего качества, которая будет хорошо скользить.

2. Пропустите через петлю конец веревки.

3. Затяните петлю, чтобы сформировать узел.

4. При натягивании он может функционировать как простой стопорный узел.

5. Готово! Всего лишь несколько движений, и вы умеете завязывать узел проводник.

Мы уверены, что теперь вы сможете использовать узел по назначению, и наша статья увлекла вас. Кроме того, это беспроигрышный вариант для рыболовов, у которых теперь в копилке узлов еще один узел для подготовки снастей. Теперь можно выбираться на рыбалку за новыми и крупными трофеями.

Итак, узел проводник является одним из самых востребованных узлов, даже несмотря на его недостатки. Надеемся, что когда-нибудь он спасет вас или вытащит из неловкой ситуации. Не забывайте, что после изучения теории мы всегда настаиваем сразу переходить к практике!

Узел проводник: простой, двойной, срединный (австрийский)

Узел проводник – простой, практически самый востребованный морской узел на сегодня и является выходцем из семейства петлевых креплений. Он легко завязывается обычным узлом ближе к концу фала. Вязать его получится как одним окончанием веревки, так и сразу петлей.

Данный альпинистский прямой узел применяется в точках крепления на главной веревке или тросе.

Его используют при:

  • креплении в зависимости от местонахождения;
  • необходимости использования страховки;
  • самостоятельной страховке;
  • связывании двух веревок или тросов;
  • креплении к веревочным лестницам.

Как завязывается академический узел, смотрите по ссылке.

Плюсы и минусы узла

Основные достоинства узла:

  1. Простота завязывания.
  2. Вязка узла без труда выполняется одной рукой.
  3. Нет проскальзывания узла по главной веревке.

К недостаткам узла можно отнести:

  1. В центе троса работает плохо, нежели по краям.
  2. Петля находится под наклоном к главному фалу.
  3. При использовании без карабина или крюка сложно развязывается после больших нагрузок.

На фото изображен данный узел.

Как вязать узел проводник

Есть несколько способов вязания узла.

Простой проводник

Трос нужно сложить петелькой необходимого радиуса.
Подвижная часть проворачивается на половину круга от петли.
Затем просовывается через получившуюся петельку (заячье ухо).

Получившуюся удавку затягивают с небольшим усилием. Некоторые путают его с узлом булинь, австрийским или восьмеркой.

Проводник с контрольным узлом

Проводник используется альпинистами и применяется, как правило, в связках. Вязать его нужно вместе с фиксирующим узлом.​

Когда петля выполнена и остался один ходовой конец, им обматывают по кругу основной трос.
Затем заводят в петельку.
Затягивают впритык к главному узлу, что позволяет сделать прочную систему.

Двойной проводник

Двойной проводник – это обычный узел. Он используется, когда существует необходимость строить перголы или перевозить груз. Также им можно подвязать стремя лошади к опоре на водопое. По окончании вязания узла образуются две петли.

Из-за жесткой фиксации не требует специального фиксирующего узла.

Как завязывать дубовый узел, читайте по ссылке.

Альпийский (срединный) проводник

Более прочный альпийский проводник – хорошая замена простому проводнику, который образует фиксирующую петлю в центре веревки или стропы.

Его можно найти под разными наименованиями, такими как «мотыль» или «пчелка».

Он является качественным и надежным альпинистским креплением. Если его завязать в середине веревки или троса, он будет воспринимать нагрузку абсолютно равномерно, причем это не вызовет смещения узла.

Этот узел используется для:

  • связывания страховочных тросов в середине веревки;
  • страховочных систем;
  • закрепления к крюкам;
  • изготовления веревочных переносных конструкций;
  • связывания двух оборвавшихся тросов.

Схема вязки узла: пошагово

Веревка или трос сгибается петлей вокруг пальцев.
Подбирается необходимый размер петельки.
Затягивая ее, заводится под основание веревки.
Петля заводится через центр будущего узла.
Связанный узел затягивается с небольшим усилием.

Срединный проводник можно вязать и альтернативным вариантом.

В необходимом месте веревки делается двойная закрутка петли.
Подбирается необходимая длина верха петельки.
Верхняя петля проводится через обхват и низ закрутки.
Нижняя часть сдвигается. Нижняя петля заводится в полученную петельку. Узел затягивается.

На видео пошагово рассказывается, как вязать проводник своими руками.

Чтобы вся система наверняка и исправно работала, узел нужно затянуть, потянув сразу за два окончания веревки. Прочностные характеристики троса уменьшаются где-то на 35 %, если его завязать этим узлом, что служит отличным подспорьем в его применении.

Основные узлы

Узлы делятся на 4 группы:

  • Петлевые – проводник, восьмерка, австрийский проводник (“бабочка”), булинь
  • Связывающие – грейпвайн, встречный, брамшкотовый, прямой
  • Схватывающие – прусик, бахмана
  • Специальные – контрольный узел, UIAA, стремя, узел гарда и т.д.

Петлевые:

Проводник

Легко вяжется как на конце верёвки, так и в середине, может вязаться одним концом.

Под нагрузкой сильно затягивается, «ползёт», особенно на жёсткой веревке.

Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо.

При использовании узла для организации связок необходим контрольный узел.

Для облегчения развязывания после использования рекомендуется в сплетение узла вставлять крюк, вщёлкивать карабин или дру­гой предмет.

Пошаговая инструкция завязывания проводника:

Восьмёрка

Легко вяжется как на конце веревки, так и в середине, может вязаться одним концом.

Под нагрузкой сильно не затягивается, «не ползёт».

Используется для образования надежной петли.

Пошаговая инструкция завязывания восьмерки:

Булинь

Простой и надежный узел, под нагрузкой сильно не затягивается.

Читайте также:  Узел полуштык с петлей

«Ползёт» при переменных нагрузках.

Применяется для крепления веревки к кольцам, проушинам, для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень).

Пошаговая инструкция завязывания булиня:

Связывающие:

Грейпвайн

Под нагрузкой сильно затягивается.

Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

Брамшкотовый узел

Под нагрузкой не затягивается, «ползёт» при переменных нагрузках.

Используется для связывания верёвок как одинакового, так и разного диаметров.

Обязательны контрольные узлы.

Пошаговая инструкция завязывания брамшкотового узла:

Прямой узел

Под нагрузкой сильно затягивается.

Самопроизвольно развязывается – «ползёт», особенно на мокрых, жёстких и обледенелых верёвках.

Используется для связывания верёвок одинакового диаметра.

Использование без контрольных узлов недопустимо.

При больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк).

Пошаговая инструкция завязывания прямого узла:

Схватывающие:

Узел Пруссика

Узел свободно перемещается, при нагрузке затягивается, после снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние.

Плохо держится на жёстких веревках, совершенно не держится на обледенелых верёвках.

Не любит рывков, так как из-за проскальзывания витки узла могут оплавиться.

Используется в альпинизме для организации самостраховки.

Узел вяжется веревкой диаметром 5-6 мм на верёвке диаметром 9-12 мм.

При использовании узла на обледенелой верёвке необходимо закончить вторую (верхнюю) половину узла одним оборотом.

Австрийский схватывающий узел

То же, что и для узла Пруссика.

Используется для натягивания верёвки при организации переправы.

Специальные:

Заячьи уши

Начинают вязать так же, как и проводник (восьмёрка-проводник).

Второй вариант предпочтительнее, так как в данном случае верёвка не так сильно затягивается.

Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв.

«Не ползёт», под нагрузкой сильно затягивается.

Используется везде, где нужна прочная петля.

Петля Гарда

Используется для страховки, торможения и натягивания веревки.

Применяется при любом состоянии веревки.

Хорошо фиксирует нагруженную веревку.

Плохо держит динамическую верёвку при натяжении переправы.

Силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.

Выбленочный узел («Стремя»)

Под нагрузкой не затягивается.

При переменных нагрузках «ползёт», при постоянной нагрузке работает надёжно.

Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор (столбов, деревьев и так далее).

Для повышения надёжности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры (г).

Легко вяжется и развязывается.

Петли узла используют в качестве опоры для ног при подьёме по закреплённой веревке – 1.

Удобен при спасательных работах для обеспечения торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Может использоваться для предотвращения скольжения (перетирания) верёвки – 2.

Саморазвязывающийся узел

Используется при наведении переправы.

Вяжется из отрезка основной верёвки.

Надёжен, хорошо развязывается даже под большой нагрузкой (1 – направление затягивания, 2 – направление развязывания).

Чтобы избежать случайного развязывания петлю контруют через карабин или рифовым узлом.

Контрольные узлы (скользящий, глухой, карабинный)

Препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов.

Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла (особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках).

Для предотвращения сползания контрольного узла к основ­ному используется глухой (в, г, д) контрольный узел.

Карабинные контрольные узлы (слева направо):

одинарный (1 – карабин, 2 – конец основной верёвки под нагрузкой, 3 – конец верёвки для развязывания узла),

с контрольным узлом (второй узел из петли первого узла),

использование карабина в качестве контрольного узла

Маркировка верёвки

Простой удобный узел, позволяет держать веревку в компактном состоянии.

Незаменим при транспортировке веревки.

Короткие верёвки удобно маркировать способом (1), длинные верёвки – способом (2).

Вяжется на любых верёвках, лентах.

Блокировка ИСС (порядок связывания грудной обвязки и беседки)

а, б, в – последовательность вязки узла и прохождения концов верёвки в ушках (петлях) обвязки и беседки;

г – готовый узел.

1 – петли грудной обвязки,

2 – петли беседки,

3 – кусок основной верёвки длиной не менее 5 м,

4 – самостраховочные петли, вывязывае­мые из концов куска связывающей верёвки (длину самостраховок можно регулировать при завязывании узла),

5 – пряди связывающей верёвки, на которые пристегивается соединительный карабин связочной верёвки, прищёлкиваемый слева или справа от узла.

Для получения дополнительной информации по узлам предлагаем скачать презентацию

Узел «простой проводник»

Узлы в туризме

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж­дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «пря­мой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «брамшкотовый», «академичес­кий».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой про­водник»,«восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

Узлы для связывания веревок одинакового диаметра:

«Прямой» узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не­правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

«Ткацкий» узел

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).

«Встречный» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя­жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные сто­роны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Узел «грейпвайн»

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на дру­га, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной сто­роны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правиль­ный рисунок узла показан на рисунке 57, г.

Узлы для связывания веревок разного диаметра:

Узлы для связывания веревок разного диаметра:

«Брамшкотовый» узел

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправля­ется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).

«Академический» узел

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем пет­лю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляет­ся, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).

Узлы для страховки (незатягивающиеся петли):

Узел «простой проводник»

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).

Узел «восьмерка»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завя­зывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел рас­правляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

Рекомендованные узлы

Узлы – основа основ альпинизма, а умение вязать узлы правильно – своего рода искусство. Хорошо завязанный узел – основа безопасности на маршруте.

Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов;
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.

ВНИМАНИЕ!

Узел, завязанный на веревке, ослабляет ее прочность примерно на 30 %.

Читайте также:  Узел «баррел» с петлей

Узел “восьмерка”

Основной узел для прищелкивания к веревке карабином, фиксации веревки на станции, организации перильной страховки и т.д. Главный минус “восьмерки” – этот узел затягивается под нагрузкой.

Узел «восьмерка» одним концом

Используется для привязывания к веревке без использования карабина. Порядок действий: вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».

Узел «проводник»

Используется для прищелкивания к веревке карабином, блокировки стационарной петли.

Узел “Стремя”

Служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего.

Его преимущество: легко освобождается после нагрузки (не затягивается). Его недостаток: при нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.

Узел “булинь”

Служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю.

Для этого узла обязательно требуется контрольный узел!

Узел «UIAA» (другие названия – «Мунтер» и «Итальянский» узел)

Используется для организации торможения веревки и организации страховки и при спуске, и при подъеме.

Узел «грейпвайн»

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7–11 мм). Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении. Благодаря цилиндрической форме и вращению узла, снижается риск разрушения узла при его трении о рельеф.

«Простой» / «плоский» узел

Другие названия — «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел.
Используется для организации спуска по двойной веревке (при условии длины концов не менее 30 см), для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.

Узел «прусик»

Этот узел был изобретен в 1931 г. доктором Карлом Прусиком, президентом Австрийского клуба альпинизма.Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать узел в три оборота вокруг веревки. Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5–11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм.

Французский схватывающий узел

Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узел вяжется из репшнура диаметром 6–7 мм в 5–6 оборотов. В отличие от “прусика”, легко и быстро завязывается и развязывается.

«Контрольный» узел или «полу-грейпвайн»

При необходимости завязать «контрольный» узел рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». При организации спуска на конце веревки узел завязывается в одном метре от ее окончания.

Любой контрольный узел всегда завязывается вплотную к основному узлу.

Активный туризм на Юге России

Не секрет, что в период перехода к рынку альпинистская и туристская система подготовки кадров переживает кризис в связи с сокращением (а по сути полным отсутствием) дотаций и переходом на самоокупаемость, что делает ее для многих малодоступной. Однако, несмотря ни на что, многие люди планируют совершение спортивных путешествий, а для этого нужна подготовка. Получить подготовку по такой важной теме, как узлы, самостоятельно, и поможет эта брошюра.

Кроме того, в современных условиях изменяется роль преподавателя. Из основного источника знаний он превращается (или, по крайней мере, должен превратиться) прежде всего, в организатора деятельности. Помощь в организации самостоятельной деятельности по изучению узлов окажет эта брошюра. Авторы старались написать ее не просто в форме учебного пособия, а в форме самоучителя.

Нужно отметить, что последняя известная нам печатная работа, посвященная непосредственно узлам, выходила более десяти лет назад и давно уже стала библиографической редкостью (к тому же и посвящена была морским узлам, а не узлам в горовосхождении).

Авторы приносят свои извинения за цену брошюры, к сожалению, сделать ее сейчас дешевле оказалось невозможно.

Авторы выражают благодарность за помощь в написании и издании этой брошюры Захарову П. П., Одинцовой Т., Кожину В., Ворожцову А., Лянге С. и другим. Мы будем рады всем откликам, любым конструктивным замечаниям и пожеланиям. Пишите нам по адресу: 107078, г. Москва, а/я 430, туризм, Ахапкину.

На первый взгляд предлагаемая читателю методическая разработка всего лишь на одну, да к тому же очень узкую тему, может показаться и неполной, и слишком краткой.

Не будем спешить с выводами.

В наше трудное время, когда такое испытанное издательство, как «Физкультура и спорт», отказалось от выпуска методической и учебной литературы по туризму и альпинизму, любая публикация на эти темы должна восприниматься как определенный успех.

Давайте договоримся и о том, что критиковать можно все, что угодно. А в это время (когда мы будем заниматься критикой) люди идут в горы. Идут в горы новички, которым нужны учебные пособия, появляются новые молодые инструктора и тренеры, которым нужны пособия для обучения тех же новичков. Вот и получается, что несвободное от мелких недостатков пособие, появившись в свет накануне очередного летнего сезона, оказалось как нельзя ко двору. Авторам вполне удались и рисунки — они наглядно иллюстрируют текст материала.

Именно поэтому стоит сказать слова благодарности в адрес начинающих авторов, которые вопреки многим предупреждениям об ожидающих их на этом пути неудачах, все же взялись, сделали и главное — выпустили в. свет, пусть малое, но полезное пособие. И пожелаем им нового успеха на этом, ныне очень тернистом, пути.

Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало в морских узлах. Тех, кто хочет ознакомиться с морскими узлами, отсылаем к специальной литературе. *

* 1) Григорьев В. В., Грязнов В. Н. Судовые такелажные работы, М, Транспорт 1967

2) Бивис Б., Джерман К. Современный трос в морской практике, Л, Судостроение 1980

3) Скрябин Л. Морские узлы, М, Транспорт 1981

4) Марквардт К. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII в, перевод с немецкого. Л, Судостроение, 1991

Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися.

Узлы, применяемые при горовосхождениях, подразделяются на три группы:

1) Группа узлов для самостраховки (сюда входят все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т. д.)

2) Основные (применяются для связывания веревок).

3) Специальные (вспомогательные).

Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д. На наш взгляд, вопрос о терминологии в данном случае не очень принципиален, т. к. многие узлы с успехом применяются в нескольких группах для решения различных задач, но приведенная выше квалификация удобна для обучения.

На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.

В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.

Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:

1) Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).

2) Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка лучше перевязать узел).

Первый путь достигается, в основном, за счет правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.

Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность веревки, на которой они завязаны. Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — под воздействием кристаллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Перевод с болгарского. Москва, ФиС, 1981 г.

Ниже приводится описание узлов с иллюстрациями и методическая разработка занятия по узлам. Рекомендуется изучать узлы именно в данной последовательности, хотя некоторые из них почти не используются на практике. Важно осуществить принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному». На практике горовосходитель использует, в основном, 6—7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.

Читайте также:  Узел для крепления стоек лесов с перекладинами

Приведенная ниже методика обучения узлам отрабатывалась московскими горными туристами в течении многих лет (в частности тур. секции МГПИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана, школа тур. подготовки при Калининском, Красногвардейском, Кировском, Гагаринском РТК.. На личном опыте авторов, их работе в этих школах и секциях написана данная работа.

Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец (тот вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот которым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем называть грузовыми концами.

Рис. 1. Встречный узел.

Сейчас применяется только на плоских лентах для их связывания. На одной ленте завязывается обычный контрольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), после чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико. На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.

Рис. 2 г. Прямой узел

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра, сейчас на практике почти не используется, т. к. недостаточно надежен. Вместо него используются новые, более надежные узлы, описанные ниже.

На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),

затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).

Возможен и другой способ завязывания прямого узла (рис. 2в).

Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла напротив друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.

Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).

Применяется для связывания веревок разного диаметра. Сейчас на практике почти не используется из-за недостаточной надежности и дается для лучшего освоения узла брамшкотовый. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают веревку меньшего диаметра (рис. 3 а),

затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли и пропускают его между петлей и рабочим концом (рис. 3б).

После этого узел очень аккуратно расправляют и затягивают, обязательно завязывая контрольные узлы (рис. З в).

Рис. 3 в. Шкотовый.

Для связывания веревок разного диаметра, надежнее шкотового из-за большего трения. Начало его вязки такое же, как у шкотового (рис. За, б), но совершается еще один обнос рабочим концом вокруг петли, затем рабочий конец пропускается между петлей и рабочим концом (рис. 4а), узел аккуратно расправляется и затягивается, завязываются контрольные узлы (рис.46).

Рис. 4 а. Рис. 4 б. Брамшкотовый

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Как и любой узел грейпвайн ослабляет веревку, но коэффициент ослабления всего 0,95 (т. е. теряется всего 5% прочности — других узлов с таким коэффициентом ослабления нет). Завязанный на лентах наоборот упрочняет их в этом месте в два раза. Однако, узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Ближайшим аналогом по применению является встречная восьмерка.

Узел состоит из двух полуузлов, завязываемых последовательно концами правой и левой веревок (рабочие концы по 10—20 см). При завязывании полуузла работает только конец одной веревки. Способ вязки аналогичен ткацкому узлу.

две веревки складываются вместе навстречу друг другу связываемыми концами, правая выше левой (рис. 5а)

конец правой веревки загибаем на 90° поверх левой к себе (рис. 56)

— заводим конец вниз и охватываем обе веревки, относительно этого витка конец смещается в сторону правой веревки, вновь загибаем конец к себе (рис. 5в)

еще раз заводим конец вниз, проводя второй охват веревок, снова смещая конец в сторону правой веревки, охват заканчивая занеся конец над обеими веревками (рис. 5г).

— параллельно ложбине, образованной левой и правой веревками, пропускаем конец под обеими витками в сторону левой веревки и затягиваем полуузел (рис. 5г, д)

Аналогично завязываем второй полуузел:

— конец левой веревки загибаем на 90° поверх правой от себя (рис. 5е)

— заводим конец вниз и охватываем обе веревки, по-прежнему смещая конец в сторону готового полуузла (рис. 5ж)

Рис. 5 з, и. Грейпвайн

— вновь заводим конец вниз и охватываем обе веревки, смещая конец в сторону готового полуузла, охват заканчиваем занеся конец под правой и левой веревками (рис. 5ж)

— параллельно ложбине, образованной правой и левой веревкой пропускаем конец под обеими витками готового полуузла и затягиваем его

— потянув за веревки подтягиваем полуузлы друг к другу. Готовый узел изображен на рис. 5 з, и.

Грейпвайн не требует контрольных узлов, после завязывания обязательно должен быть расправлен. Под нагрузкой сильно затягивается, после чего нелегко развязывается. При развязывании следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развязать его, затем выдернуть веревку из второго полуузла и развязать его.

применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Первый этап ее вязки состоит в завязывании на одном конце «пустой» восьмерки (рис. 6а), затем эта восьмерка прослеживается рабочим концом (рис. 6б).

Из-за большого трения узел очень надежен и не требует контрольных узлов, может применяться на плоских лентах (при этом его нужно аккуратно расправлять). Способ вязки аналогичен встречному узлу.

вяжется на концах веревок для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах перильных веревок и концах веревок и лент, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец веревки складывают петлей, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли» (рис. 7а),

после сего рабочая петля обносится вокруг коренной, поворачивается на 180°, вынимается во вторую петлю и затягивается (рис. 76). Для закрепления веревки и в некоторых других случаях узел проводника завязывается одним концом. Для этого делается контрольный узел, затем

Рис. 7 в. Проводник. Рис. 7 в. Проводник (одним концом).

рабочий конец обносится вокруг того, за что крепится веревка (камень, выступ, дерево и т. д.) и рабочим концом прослеживается завязанный раньше контрольный узел аналогично встречному узлу (рис. 7г). Узел проводника обязательно требует контрольного узла, т. к. трение в нем недостаточно велико (рис. 7в) и на практике часто заменяется восьмеркой, однако изучать его стоит для лучшего усвоения восьмерки и двойного проводника.

применяется так же как и узел проводника, но является более надежным и не требует контрольного узла, т. к. трение в нем велико. Первый этап его вязки такой же, как и узла проводника (рис. 7а), но рабочая петля обносится на полный оборот, т. е. на 360° и вынимается в то же отверстие (рис. 8а).

Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмерку, поэтому легко запоминается. Так же как и проводник узел может быть завязан одним концом.

Рис. 8 б. Восмерка.

применяется в случаях, когда из узла должно выходить две петли: при прощелкивании репшнура в карабин, для связывания беседки и в спасательном деле для транспортировки пострадавшего.

Первый этап его вязки похож на начало завязывания узла проводника, но из петли вынимается сдвоенная веревка (похоже на заячьи или ослиные уши, (рис. 9а)), затем петля накладывается на эти «уши» и у основания узла придерживается большим пальцем, а узел затягивается (рис. 96),

после чего узел аккуратно расправляется и внимательно проверяется его рисунок, т. к из-за перекручивания веревки могут легко возникнуть ошибки. Двойной проводник очень надежен и имеет большое трение в узле, поэтому не требует контрольных узлов (рис. 9в),

Добавить комментарий