Узел «простая марка»

Узел «простая марка»

Узлы служат для временного связывания растительных тросов, крепления швартовов или буксиров и других судовых работ, когда приходится иметь дело с тросами. Характерные особенности морских узлов — надежность, относительная простота вязания, способность многих из них не затягиваться при нагрузке и легко раздаваться даже намокшими.
В морском деле каждый узел имеет совершенно определенное назначение. Поэтому яхтсмен должен не только уметь вязать тот или иной узел (даже в темноте), но и твердо знать, в каком случае его применять и как быстро раздать.
Все узлы можно разделить на три основные группы. В первую группу входят узлы для связывания двух концов между собой; вторая объединяет узлы, применяемые при швартовке и буксировке; третья — это узлы специального назначения (для подъема человека на мачту и т. п.). Для связывания двух концов применяют следующие узлы (рис. 59).

Прямой узел предназначен для связывания тросов или снастей примерно одинаковой толщины при небольшой тяге. Узел считается правильным, когда концы каждого троса идут параллельно и вместе, а коренные концы направлены прямо противоположно друг другу.
Рифовый узел употребляется при связывании риф-штертов. Вяжется подобно прямому узлу, но с петлей, которую образует ходовой конец, пущенный в обратную сторону. Он легко и быстро раздается.
Шкотовый узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко. Вяжется он как прямой узел, но ходовой конец не идет обратно в очко, а пропускается под коренной конец и зажимается им.
Брамшкотовый узел употребляется в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и отличается двойным охватом очка: ходовой конец два раза пропускают под коренной.
Плоский узел служит для связывания двух тросов разной толщины. На ходовые концы обоих тросов, после того как узел связан, накладывают бензели, иначе он затянется.
Для швартовки за сваи, кнехты и рымы, а также для буксировки применяются следующие узлы (рис. 60).

Штык — простейший узел, употребляемый при креплении швартовов. Ходовой конец троса следует прихватывать к коренному ворсой.
Штык с двумя шлагами употребляется в тех же целях, но когда необходимо более надежное крепление. Отличается от штыка тем, что ходовой конец обносится или продергивается в рым два раза, образуя таким образом два шлага.
Рыбацкий штык вяжется за скобы якорей. Он похож на штык с двумя шлагами, но второй шлаг захватывается первым полуштыком.
Рыбацкий огон — узел, заменяющий обычный огон.
Буксирный узел служит для крепления буксирного троса на буксируемой яхте за битенг или мачту. При всей простоте он очень надежен и быстро отдается даже на ходу. Ходовой конец буксира обносится вокруг мачты, охватывает шлагом коренной конец и в том же направлении еще раз обносится вокруг мачты. Затем, обвив ходовым концом коренной несколько раз, прихватывают его к коренному.
Шлюпочный узел применяется при буксировке шлюпок или швертботов за банку. Пропущенный под банку ходовой конец обносится вокруг нее, проводится над коренным концом и вновь пропускается под банку. После этого ходовой конец петлей закладывается под шлаг, опоясывающий банку.
Узлы, имеющие различное специальное назначение, следующие (рис. 61 и 62).

Беседочный узел представляет собой незатяжную петлю. Используется вместо беседки для подъема человека на мачту (отсюда и его название); можно использовать его также вместо огона при закреплении троса на гаке или битенге.
Двойной беседочный употребляется только вместо беседки. Вяжется подобно беседочному, но конец берется вдвое. Петли делаются разной величины, чтобы в одной человек мог сидеть, а другая охватывала его за спину под мышками.
Удавка — самозатяжной узел. Он служит для подъема рангоутных деревьев или бревен.
Удавка со шлагом отличается от простой удавки наличием шлага, препятствующего сползанию узла. Вяжется при буксировке рангоута или бревен.
Выбленочный узел вяжется посередине рангоутного дерева, когда нужен сильно затягивающийся узел (например, фал за реек паруса). Раньше употреблялся при вязании выбленок на вантах.
Задвижной штык подобен выбленочному узлу, но имеет еще один шлаг, что делает его более надежным.
Буйрепный узел служит для крепления буйрепа за тренд якоря. По способу вязания он сходен с выбленочным.

Восьмерка вяжется на концах снастей бегущего такелажа во избежание выхлестывания их из блоков, кипок и т. д.
Стопорный узел употребляется в качестве стопора какой-либо снасти, а также для крепления буксирного троса к перлиню. При вязании узла стопор можно накладывать как против спуска, так и по спуску троса, который необходимо застопорить.
Гачный узел служит для закладывания толстых концов за гак.
Двойной гачный узел имеет то же назначение, что и гачный, но используется на более тонких тросах.

Судовые такелажные работы

Судовые такелажные работы. Григорьев В. В., Грязнов В. М., Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1975, 112 с.

Атлас «Судовые такелажные работы» содержит материал, позволяющий самостоятельно изучить различные виды такелажных работ, выполняемых на судах морского флота.

В Атласе приводятся способы вязания морских узлов, сведения о наиболее распространенных бензелях, сплеснях, огонах, кнопах, а также материалы о плетении матов, изготовлении кранцев, стропов, пластырей, чехлов и т. д.

При подготовке Атласа к четвертому изданию в технические сведения о тросах внесены изменения в соответствии с ГОСТами, утвержденными в 1966 и последующие годы.

Атлас предназначается в качестве практического руководства для плавсостава морских судов и учащихся морских учебных заведений.

Рис. 188, табл. 63, прилож. 8.

Раздел первый
МОРСКИЕ УЗЛЫ

1. Прямой узел
2. Рифовый узел
3. Двойной прямой узел
4. Плоский узел
5. Простой штык
6. Штык со шлагом
7. Штык с обносом
8. Рыбацкий штык
9. Связывание тросов штыками
10. Выбленочный узел
11. Задвижной штык
12. Буйрепный узел
13. Беседочный узел
14. Двойной беседочный узел
15. Калмыцкий узел
16. Боцманский узел
17. Сваечный узел
18. Шкотовый узел
19. Брамшкотовый узел
20. Гинцевый узел
21. Удавка
22. Затягивающаяся удавка
23. Гачный узел
24. Гачный узел со шлагом
25. Двойной гачный узел
26. Буксирный узел
27. Узел «кошачьи лапки»
28. Узел для уменьшения длины стропа
29. Узел для уменьшения длины троса (первый вариант)
30. Узел для уменьшения длины троса (второй вариант)
31. Узел для уменьшения длины троса (третий вариант)
32. Узел «восьмерка» (первый вариант)
33. Узел «восьмерка» (второй вариант)
34. Стопорный узел
35. Крепление троса на кнехтах
36. Крепление нескольких швартовов на пале
37. Крепление троса на утке
38. Крепление троса на нагеле
39. Крепление троса за рым
40. Шлюпочный узел
41. Рыбацкий узел
42. Рыбацкий огон
43. Фаловый узел
44. Затягивающийся огон
45. Бочечный узел первый вариант)
46. Бочечный узел (второй вариант)
47. Привязывание бросательного
49. Топовый узел (первый вариант)
50. Топовый узел (второй вариант)
51. Узел для ввязывания риф-штертов в парус

Раздел второй
МАРКИ И БЕНЗЕЛИ

52. Простая марка
53. Самозатяжная марка
54. Марка со змейкой
55. Марка с пробивкой
56. Полубенэель
57. Бензель с крыжом
58. Прямой (круглый) бензель

Раздел третий
СПЛЕСНИ И ОГОНЫ

59. Коротким сплесень
60. Комбинированный сплесень на растительном тросе
62. Короткий сплесень на стальном тросе
63. Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе
64. Простой огон
65. Огон с коушем
66. Простой огон на стальном тросе
67. Огон с коушем на стальном тросе
68. Комбинированный способ пробивки
69. Концевые обоймы для стальных тросов
70. Разрубной огон
71. Подкововидный огон

Раздел четвертый
КНОПЫ И МУСИНГИ

73. Крест
74. Простой кноп
75. Кноп без пробивки
76. Талрепный кноп
77. Стопорный кноп
78. Сдвижной кноп
79. Мусинг
80. Оплетение мусингов

Раздел пятый
РАЗЛИЧНЫЕ ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ

81. Распускание бухты троса
82. Приспособление для очистки стального троса от смазки
83. Тренцеванне тросов
84. Клетневание тросов
85. Укрепление концов тросов
86. Плетение сезней
87. Оплетка штыками
88. Горизонтальная оплетка
89. Диагональная оплетка
90. Плетеный мат
91. Шпигованный мат
92. Фигурный мат
93. Бросательный конец
94. Овальные в круглые мягкие кранцы
95. Цилиндрический кранец для шлюпок
96. Кранец для буксирных и ледокольных судов
97. Кранец из троса
98. Деревянный кранец
99. Беседка для работ на мачтах и трубах
100. Беседка для забортных работ
101. Шторм-трап
102. Шторм-трап
103. Грузовые стропы из растительного троса
104. Бочечный строп
105. Простой грузовой строп из стального троса
106. Грузовой строп с огонами
107. Грузовой строп с огонами для
108. Строп для скота
109. Грузовые сетки
110. Предохранительные сетки
111. Предохранительные сетки на грузовые люки
112. Кренгельс-строп
113. Шкентель с мусингами
114. Штерт для ведра
115. Штерт для кранца
116. Якорный канат для якорей-кошек
117. Кренгельс рулевого весла спасательных шлюпок
118. Гак для удаления с якоря посторонней якорной цепи или троса
119. Палубная швабра

Раздел шестой
ТАЛИ

120. Остропливание блоков
121. Гордень
122. Тали, основанные между двумя
123. Тали, основанные между двухблоками
124. Тали, основанные между двумя двухшкинными блоками
125. Гини
126. Тросовый талреп

Раздел седьмой
ПЛАСТЫРИ

127. Учебный пластырь
128. Шпигованный пластырь
129. Пластырь облегченного типа
130. Кольчужный пластырь
131. Деревянный пластырь с мягкими бортами

Раздел восьмой
ПАРУСА, ЧЕХЛЫ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАРУСИНЫ

132. Виды швов
133. Люверсы
134. Кренгельсы
135. Углы парусов
136. Паруса парусных и парусно-моторных судов
137. Паруса спасательных шлюпок морских транспортных судов
138. Пришнуровывание паруса к рейку
139. Чехол на рабочую шлюпку
140. Чехол на спасательную шлюпку
141. Способ шнуровки чехла шлюпки
142. Чехол на парусное вооружение
143. Чехол на магнитный компас УКПМ
144. Чехлы на гирокомпасы типа «Курс»
145. Чехол на пелорус гирокомпаса типа «Курс»
146. Чехол на вьюшку для троса
147. Чехлы на вентиляторы
148. Чехол для пластыря
149. Зонт для грузового люка
150. Палубный тент
151. Брезенты
152. Мешок для масла
153. Ведро парусиновое
154. Плавучий якорь для шлюпок

5.3. Морские узлы

Прямой узел

Прямой узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании, прямой узел сильно затягивается. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводится деревянный вкладыш.

Прямой двойной узел

Прямой двойной узел применяется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

Рифовый узел

Рифовый узел применяется при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, нактоузов и пелорусов компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Восьмерка

Восьмерка завязывается на концах снастей или лопарей для предотвращения выскальзывания их из блоков.

Плоский узел

Плоский узел применяется при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

Простой штык

Простой штык применяется для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям.

Штык со шлагом

Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

Шкотовый узел

Шкотовый узел применяется при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш. Кроме того, шкотовым узлом привязываются фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, является надежным только тогда, когда трос натянут.

Рыбацкий узел

Рыбацкий узел применяется при связывании двух тросов, имеющих примерно одинаковую толщину. Этот узел не рекомендуется применять при больших нагрузках на трос, так как он сильно затягивается и его очень трудно развязывать.

Рыбацкий штык

Рыбацким штыком завязываются дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык рекомендуется к применению во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Калмыцкий узел

Калмыцкий узел находит применение при подаче различных инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт во время выполнения надпалубных и забортных работ; может быть также применен для привязывания бросательного конца к огону швартова.

Выбленочный узел

Выбленочный узел для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания, и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность.

Беседочный узел

Беседочный узел применяется креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел может быть также применен вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос.

Задвижной штык

Задвижной штык применяется при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

Простая марка

Простая марка делается на концах тросов, предохраняя их от распускания; на концах прядей при спленсневани и тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т.д. Кроме того, простая марка употребляется при разметке, разрубке тросов и для укрепления наложенной на трос ткани.

Простой огон

Простой огон изготавливается на швартовных тросах, бросательных концах; вантах, штагах, фалах и на многих других снастях стоячего и бегучего такелажа судна.

Прямой бензель

Прямой бензель применяется для скрепления двух параллельно расположенных тросов; с помощью этого бензеля закрепляется на блоке двойной строп-блок.

Короткий сплесень

Короткий сплесень применяется при сращивании двух одинаковых по толщине тросов или концов одного и того же троса, в чем встречается необходимость при разрыве тросов, изготовлении стропов, штормтрапов, сеток, пластырей и т.д

yachtfordummies

Жизнь на яхте для чайников

С удивлением обнаружил что многие наши коллеги не имеют представления о том как наложить простую марку или полубензель на трос и для чего это, собственно, нужно. Хотя, на мой взгляд представление о них должен каждый яхтсмен. Попробуем восполнить этот пробел и познакомимся с основными их видами.

Марки накладываются на концах троса и предотвращают их расплетение в процессе эксплуатации. С помощью бензелей изготавливаются блок стропы и огоны на плотных тросах (Например на стаксель шкотах или даже фалах небольших яхт не говоря уже о всевозможных оттяжках. На парусных судах вплоть до XIX века с помощью бензелей крепился стоячий такелаж). Кроме того, наложить бензель на трос проще и быстрее чем заплести огон, поэтому в аварийных ситуациях его применение целесообразно.

Итак, простая марка:

Вдоль троса, у его конца положим вдвое сложеную крепкую парусную нить и отступив от конца небольшое расстояние наложим на образовавшуюся петлю первый шлаг.

Далее плотно, виток к витку обматываем трос нитью по направлннию к петле. Нет необходимости накладывать много шлагов. Длина марки 1 – 1,5 диаметра троса вполне достаточна. Гловлое чтобы нить была туго обтянута. Ходовой конец нити вденем в петлю.

А теперь потянув за коренной конец нити затенем петлю, а с ней и ходовой конец, непосредственно под марку.

. обрежем концы нити, а так же и выступающий конец троса, если он слишком длинный. Длины 0,5 диаметра вполне достаточно.

Ну а теперь несколько усложним задачу. Марка со змейкой.

Для чего это, собственно, нужно? Стянув “змейкой” марку мы заметно увеличим её плотность.

Для начала выполним простую марку, но петлю вытянем не до конца. Только чтобы закрепить ходовой конец нити не втягивая его под марку. Вденем ходовой конец в парусную иглу.

С помощью иглы проведём ходовой конец нити под первым (противоположным) шлагом марки немного в стороне от места его выхода из петли, затем под собою же. Образовав таким образом, полуштык, и несильно обтянем.

Повторим операцию на противоположном крайнем шлаге. И, далее по кругу до тех пор, пока ходовой конец не окажется у затягивающей марку петли. Проденем его в петлю и втянем под марку её коренным концом.

Ну и марка с пробивкой, или как её ещё называют, прошивная марка. Она выполняется на трёхпрядном тросе, например, швартове. Техника её выполнения нес колько отличается от техники выполнения простой марки:

В месте начала марки проведём сложенную вдвое нить под одной из прядей троса. как это показано на фото.

Коренной (короткий) конец нити уложим вдоль тпроса между прядями и поверх него ходовым (длинным концом) туго наложим шлаги марки. Ходовой конец закрепим пробив его под одной из прядей троса с таким рассчётом. чтобы он выходил наружу в том же месе ч о и коренной.

Далее уложим его поверх марки между прядями и пробьём под прядью. Здесь нужно учесть что послелний шлаг должен прийти в место выхода из марки затягивающей петли. Поэтому при пробивке ходового конца нити его нужно провести так, тобы он вышел наружу не в том месте что и затягивыющая петля.

Повторим операцию ещё раз и проведём ходовой конец нити в затягивающую петлю.

Теперь потянув за коренной конец втянем петлю вместе с ходовым концом под марку. Остаётся оюрезать лишнее.

Во второй части урока поговорим о бензелях.

253 вида узлов

В статье описано что такое:
Трос
Коренной конец
Ходовой конец
Петля (открытая)
Калышка
Полуузел
Обнос
Шлаг

Так же там Вы найдете описание и изображение узлов:
1. Австрийский проводник
2. Академический
3. Академический разнос
4. Акулий
5. Амфорный
6. Английский
7. Английская косичка
8. Апокрифический
9. Аркан
10. Армянский
11. Бабий
12. Бант
13. Бахмана
14. Батерфляй двойной
15. Бегущий беседочный
16. Бегущий простой
17. Беседочный
18. Беседочный двойной
19. Беседочный с постромкой
20. Беседочный русский
21. Битенговый
22. Бочечный
23. Брам-шкотовый
24. Буксирный
25. Булинь
26. Булинь двойной
27. Бурлацкая петля
28. Вебеляйтен
29. Ведерный
30. Верблюжий
31. Водяной
32. Воинский
33. Воровской узел
34. Восьмерка
35. Восьмерка односторонняя
36. Восьмерка подвижная
37. Восьмерка римская
38. Восьмерка скользящая
39. Встречный
40. Выбленочный
41. Выбленочный со шлагом
42. Галстучный
43. Галстучный большой
44. Гафельный
45. Гачный со шлагом
46. Гачный
47. Голдобин
48. Грейпвайн
49. Гарда
50. Двойной простой
51. Двуглавый мотыль
52. Двойной проводник
53. Двойной петлевой
54. Двойной стивидорный
55. Девятка — узел, образующий фиксированную петлю на конце веревки.
56. Диаметральный проводник
57. Докерский
58. Дубовый
59. Дубовая лестница
60. Жилковый
61. Жилковая петля
62. Западная марка
63. Захватный
64. Зигзаговый
65. Злодейский
66. Змеиный
67. Испанский
68. Кабестововая петля
69. Казачий
70. Калифорнийский
71. Калмыцкий
72. Кандальный
73. Капуцин
74. Карабинный узел
75. Качельный
76. Кинжальный
77. Кнехтовый
78. Кнехтовый с петелькой
79. Кобра
80. Коечный штык
81. Колышка
82. Колышка со сваечными узлами
83. Колышка Томаса
84. Комар
85. Компромисс
86. Констриктор
87. Констриктор двойной
89. Кордовый
88. Констриктор супер
90. Коровий
92. Коронный (венок
93. Короткий сплесень
94. Коушный
95. Кошачья лапка
96. Крабья петля
97. Кунгурский
98. Курьерский
99. Кучерский
100. Лепесток
101. Лавковый
102. Лиановый
103. Линьковая намотка
104. Лисельный
105. Лососевый
106. Лотос
107. Лучниковый
108. Маринера
109. Марка
110. Марка альпинистская
111. Марка альпийская
112. Марка польская
114. Марка челночная
115. Мельничный
113. Марка транспортная
116. Мешочный
117. Многократная восьмерка
118. Мотыль артиллеристский
119. Мокрый полуштык
120. Наузел
121. Наутилус
122. Обезьяний кулак
123. Обмоточный
124. Огоп с восьмеркой
125. Односторонняя девятка
126. Олимпийский
127. Охотничий
128. Пакетный
129. Паловый
130. Палевый штык
131. Пенберти
132. Петельный
133. Петлевой
134. Петля горская
135. Пикетный
136. Пиратский
137. Питонов
138. Плоский
139. Плоский двойной
140. Поводковый бегущий
141. Поводковый змеиный
142. Поводковый простой
143. Пожарная лестница
144. Полуштык рыбацкий
145. Польский
146. Португальский беседочный
147. Проводник
148. Простая марка
149. Пятигорский беседочный
150. Простой
151. Прямой
152. Прусик
153. Пьяный
154. Разбойничий
155. Развязывающаяся восьмерка
156. Развязывающийся бегущий простой
157. Развязывающийся простой
158. Развязывающийся Вебера
159. Разносторонний
160. Рифовый
161. Рифовый двойной
162. Роликовый
163. Рыбацкая петля
164. Рындбулинь
165. Самозатягивающийся
166. Самозатягивающийся с полуштыком
167. Сваечный
168. Свастичный
169. Сезневочные штыки
170. Силковый
172. Скользящая восьмерка
171. Скаутский
173. Скользящая глухая петля
174. Скорняжный
175. Совершенная петля
176. Сонный
177. Союзный
178. Стебельный
179. Стелинговый
180. Стивидорный
181. Стопорный
182. Стопорный Гондобина
183. Стопорный подвижный
184. Ступенчатый
185. Стратим
186. Стремя
187. Сумер
188. Смертельный
189. Схватывающий
190. Схватывающий косой австрийский
191. Тарбука
192. Тещин
193. Тещер
194. Ткацкий
195. Томаса
196. Топовый
197. Топовый тройной
198. Топовый четырехпетельный
199. Торцовый
200. Травяной
201. Травяная петля
202. Трансформатор
203. Трап
204. Трехпетельный
205. Тройной беседочный
206. Тройной горизонтальный
207. Тройной плетеный
208. Тунцовый
209. Турецкий
210. Удавка
211. Удавка затягивающаяся
212. Удавка с полуштыками
213. УИАА
214. Устричный
215. Ушковый
216. Ушковый обратный
217. Ушковый пропускной
218. Ушковый с оборотом
219. Фаловый
220. Фламандский
221. Фургонный
222. Францисканский
223. Французский блокер
224. Французский топовый
225. Хирургический
226. Хонда
227. Черепаший
228. Чешский
229. Четырехпетельный
230. Шарнирный
231. Шахтерский
232. Швейцарский проводник
233. Шкотовый
234. Шлаг с петлей
235. Шпульковый
236. Штык двойной прямой
237. Штык перевернутый
238. Штык простой
239. Штык задвижной
240. Штык со шлагом
241. Штык обратный
242. Штык мачтовый
243. Штык с обносом
244. Щучий
245. Филадельфийская лестница
246. Флажный
247. Фриволите
248. Эскимосская петля
249. Эшафотный
250. Эшли
251. Южный крест
252. Юферсный
253. Ямполь

Узел «простая марка»

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

Телефон доверия (4852)79-09-01

ИДЕТ ЗАГРУЗКА

подождите.

Глава XIV . СИГНАЛЬНОЕ, СПАСАТЕЛЬНОЕ, ТАКЕЛАЖНОЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ДЕЛО

§ 64. ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ

1. Тросы


Рис. 150. Тросы: а — трехпрядный и четырехпрядный тросы тросовой работы; б — пеньковый трос кабельной работы и его части

Такелажными работами называются все работы с тросами при изготовлении такелажа, буксиров, швартовных концов и др. Тросом называется всякая веревка на судне.

Тросы бывают растительные, стальные и синтетические. Растительные тросы бывают пеньковые, манильские, сизальские и хлопчатобумажные (рис. 150). Пеньковый трос может быть бельным и смоленым Смоленый трос долговечнее, но немного слабее бельного. Из растительных тросов лучшими для швартовки судна являются пеньковые бельные или смоляные Растительные тросы боятся сажи, высоких температур, масел. Если бельный трос в середине светлый, то качество его хорошее, если имеет коричневый цвет, значит, трос прелый.


Рис. 151. Стальные тросы: а — жесткий; б — полужесткий; в — гибкий; г — бензель

Стальные тросы изготовляют из оцинкованных проволок (рис. 151). Имея большую крепость, чем растительные, эти тросы более жесткие, а поэтому не так удобны в работе. Чем больше проволок в тросе, тем он мягче, эластичнее, тем удобнее с ним работать.

За тросами требуется уход: растительные тросы после работы просушивают, стальные один раз в месяц смазывают тавотом или отработанным маслом. Кислоты и щелочи портят любые тросы.


Рис. 152. Такелажный инструмент 1 — свайка, 2 — мушкель, 3 — полумушкель, 4 — драек, 5 — лопатка, 6 — нож

Такелажный инструмент используется при работе с тросами (рис. 152) При помощи свайки пробиваются пряди троса при заделке огонов, соединений тросов. Драек применяется для обтягивания бензелей, найтовов и околачивания такелажных огонов и узлов. Мушкель — деревянный молоток для околачивания тросов. Гардаман — кожаный «наперсток» со стальной или медной головкой на ладони.

Кроме того, в набор такелажных инструментов входят нож, зубило, молоток и лопатка.

2. Узлы

Узлы служат для связывания тросов и скрепления их с какими-либо предметами, оборудованием и пр. Они должны быстро вязаться и развязываться, но самопроизвольно не распускаться. Основные узлы (рис. 153).

Прямой узел служит для скрепления двух концов троса небольшого диаметра (при небольшом растягивающем усилии во избежание затягивания узла).

Рифовый узел употребляется в том случае, когда требуется быстрая отдача связанных снастей, для чего нужно дернуть за свободный конец троса.


Рис. 153
Морские узлы: а — прямой, б — рифовый, в — удавка, г — выбленочный; д — простой штык; е — стопорный узел; ж — шлюпочный узел; з — гачный узел; и —шкотовый (слева) и брамшкотовый (справа); к —плоский узел; л — буксирный, м— буйрепный узел

Удавка применяется для быстрого закрепления троса за бревно и другие круглые поверхности при буксировке. Для прочности узла и уменьшения скольжения на гладкой круглой поверхности дополнительно делается один-два шлага.

Выбленочный узел вяжется в том случае, когда есть предположение, что удавка сползет.

Простой штык применяется при креплении швартовов к рымам и палам. Разновидностью простого штыка является штык с двумя шлагами — он не ползет и не затягивается.

Стопорный узел применяется при креплении фалиней шлюпок, когда подается один буксирный трос на несколько шлюпок.

Шлюпочный узел применяется для прикрепления шлюпки, например, при буксировке.

Гачный узел вяжется для закладывания растительного троса на гак.

Шкотовый узел применяется для вязания шкотов в шкотовые углы парусов. Разновидностью его является брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках.

Плоский узел употребляется для связывания тросов различной толщины, например, проводника с буксиром (чаще для этого применяется выбленочный узел с обратной петлей для развязывания).

Буксирный узел служит для закладывания буксирного конца на гаке.

Буйрепный узел употребляется при вязании буйрепа за тренд якоря.

3. Сплесни и огоны

Сплесни служат для сращивания двух тросов. Они бывают короткими и длинными или разгонными. Короткий сплесень дает в месте сращивания небольшое утолщение. Чтобы срастить два троса коротким сплеснем, распускают пряди обоих концов (рис. 154, а). На трос накладывают марку, предохраняющую трос от распускания.

Пряди одного троса накрест вкладывают в пряди другого. Поворачивая трос по солнцу, пробивают ходовую прядь одного троса под встречную прядь другого с таким расчетом, чтобы при затягивании они прижимали друг друга. Обычно делают три пробивки каждой пряди, затем обрезают по полпряди и пробивают еще по разу. Чтобы срастить два троса длинным (разгонным) сплеснем (рис. 154, б), трос распускают на один-полтора метра и накладывают марки. Затем одну прядь вывивают, а на ее место ввивают прядь другого троса. Оставшиеся две нетронутые пряди связывают между собой, а концы прядей отрезают. Для сращивания двух стальных тросов разгонным сплеснем поступают так же. Только пробивку ходовой пряди производят против спуска под две коренные пряди другого троса, зажав при этом одну коренную прядь, находящуюся слева. Так пробивают все пряди по порядку справа налево, зажимая одну коренную и пропуская под нее две другие.

Огоном называется сделанная на конце или посредине троса петля (рис. 155). На трос накладывается марка, а его свободный конец распускается. Расположив по порядку распущенные пряди, пробивку начинают со средней, пропуская ее под ближайшую коренную прядь против спуска. Затем пробивают верхнюю левую под следующую коренную, зажав при этом предыдущую коренную. Поворачивают огон на 180° и третью прядь пробивают под оставшуюся коренную. В процессе дальнейшей пробивки нужно смотреть, чтобы коренная прядь находилась между двумя ходовыми. Затем ведут пробивку одной пряди под одну коренную. Всего делают три пробивки.


Рис. 154. Сплесень: а — короткий сплесень (1—4 — последовательные приемы сращивания двух тросов); б — длинный сплесень

Чтобы наложить марку (рис. 156), надо взять ворсу или парусиновую нитку, наложить ее петлей на трос и обмотать свободным концом 10— 20 раз. Пропустив конец в петлю, последнюю протаскивают и обрезают.


Рис. 155. Простой огон

4. Изготовление кранцев и швабр


Рис. 156. Простая марка: 1 — ходовой конец; 2 — коренной конец

Кранцы служат для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки судна у причала. Можно пользоваться твердыми (деревянными) и мягкими (пле теными) кранцами (рис. 157). Мягкие кранцы изготавливают из кусков старого троса, пакли и крошеной пробки. В парусиновый мешок по размеру кранца накладывают пробку или паклю, затем распускают старый трос и накрест обвязывают им мешок, оставляя сверху петлю. Мешок подвешивают на удобную высоту и пропускают через петлю каболки. Последние вьются друг за друга. По окончании работы свободные концы подбиваются под оплетку. Швабру изготовляют так: распускают кусок ненужного растительного троса на каболки, выстругивают ручку, как показано на рисунке (рис. 158), обкладывают равномерно конец ручки каболками и накладывают бензель. После этого каболки выво рачиваются, обтягиваются и снова крепятся бензелем. Концы каболок ровно подрубаются, швабра моется и просушивается. На другом конце ручки просверливается отверстие для крепления троса с петлей (трос нужен, чтобы швабра не упала за борт).


Рис. 157. Изготовление мягкого кранца


Рис. 158. Изготовление швабры (последовательные приемы изготовления)

© 2007-2010 Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Все права защищены.

WWW http://www.gimsyaroslavl.narod.ru, E-mail: tcmp@adm.yar.ru, телефон (4852)79-09-62

Идея создания, дизайн и администрирование сайта: Полтавский Виктор Алексеевич

Читайте также:  Тройной рыбацкий узел
Добавить комментарий