Узел половина грейпвайна

Узлы в альпинизме — обновлено

Споры на тему «сколько надо знать узлов альпинисту» могут быть бесконечными. В зависимости от стиля хождения и маршрутов, набор может быть разный. Богатый арсенал знаний узлов и понимания их работы позволяет решать задачи на стене быстрее и безопаснее (а иногда и просто — решать). Эта статья переписана спустя три года с учётом большего опыта.

Чтобы безопасно использовать узел в горах, нужно безошибочно его вязать в любом физическом и эмоциональном состоянии. Некоторые узлы требуют контрольного узла, для других — контрольный узел желателен, есть те, которым контрольный узел не нужен.

И ежу понятно, что учиться альпинизму в интернете, без надзора квалифицированного инструктора смертельно опасно. На всякий случай, прочитайте то, что написано красным и синим.

Главное не ошибиться в названии, а то узел работать не будет…. (с)

Восьмёрка (figure 8 knot)

Один из основных узлов, является основой для десятка производных. Сам по себе может быть использован для вязки блокировочных узлов на концах верёвки.

Производные этого узла:

  • петля восьмёрка (figure 8 loop) — применяется везде, где необходима петля на конце верёвки, для блокировки страховочных станций.
  • встречная восьмёрка(figure 8 bend, flemish bend) — связывание верёвок близкого диаметра, дюльферные петли.
  • петлявосьмёрка одним концом (figure 8 follow through) — для ввязывания связочной верёвки в систему.

Простой узел, overhand knot

Один из основных узлов, является основой для десятка других узлов. Завязанный на двойной верёвке будет называться проводник, а если им связали две верёвки — дубовый узел. Одна из загадок русского языка: восьмёрка — она и в Африке восьмёрка, а тут — простой узел, дубовый узел и проводник — в зависимости от верёвки.

Простой узел может использоваться, как стопорный на конце верёвки и контрольный для других узлов.

  • Дубовый узел (EDK, european death knot, one-sided overhand bend)

Лучший узел для связывания двух верёвок одного диаметра для дюльфера: меньше заклинивается при сдёргивании верёвки, чем любые другие узлы. Для надёжности, можно вязать два подряд. При большой или долгой циклической нагрузке ползёт, поэтому нужно оставлять свободные концы не меньше 30 см. Можно связать репшнур для использования в качестве самосхвата, но нужно оставить длинные свободные концы.

Может применяться вместо петли восьмёркой, для блокировки страховочных станций.

  • Встречный проводник, ленточный узел (tape knot, water knot)

Единственно правильный узел для связывания петель из стропы. Может применяться для вязки петель из веревок. Под большой или циклической нагрузкой ползёт.

Применяется для самостраховки при дюльфере, подъёма, по натянутой верёвке, в полиспастах и т.д. Рекомендую вязать в 3 оборота. Преимущество — работает во все стороны, хорошо схватывает. Недостаток — долго вяжется и может схватывать не тогда, когда надо.

Применяется для самостраховки при спусках. Одна из многих альтернатив прусику. Вяжется и развязывается быстрее, легче и проще. Может быть завязан на нейлоновой стропе. Обычно, достаточно 4-6 оборотов репшнура вокруг основной верёвки. Количество оборотов зависит от диаметра репшнура, толщины и количества основных верёвок.

  • Полустремя, узел UIAA (Munter hitch, italian hitch)

Применяется для страховки, дюльфера. Безопасно использовать только на карабинах с муфтой, иначе может слететь с карабина. Свободный конец верёвки должен быть на противоположной от муфты стороне карабина, чтобы не раскручивал муфту. Для усиления тормозного усилия, свободный конец верёвки нужно направить туда же, куда и нагруженный (как на фото ниже), в отличие от страховочных устройств типа 8-ки или стакана. Может применяться на двойной верёвке. Лучше наботает на симметричном карабине. На таком, как на картинке, будет подклинивать.

  • Стремя, выбленочный узел (сlove hitch)

Самый полезный узел после восьмёрки. Применяется для закрепления верёвки, самостраховки, стремени для ноги на верёвке (чтобы освободить прусик, например), для блокировки точек станции петлёц или верёвкой и т.д. Надёжно держит, легко развязывается после нагрузки. Протравливает при нагрузке больше

Универсальный узел, используется для закрепления верёвки (удобнее петли восьмёрки одним концом), блокировки верхней обвязки и беседки (двойной булинь). Раньше использовался для связывания скалолазов в связку. Требует контрольного узла. Удобный узел для закрепления верёвки на чём либо (быстро), например, для организации станции из основной верёвки на скальном блоке.

Обязательный узел для кадого альпиниста или скалолаза — основа для начала спасработ при травме первого в связке. Используется для временного закрепления веревки под нагрузкой, если потом нужно развязать. Например, для блокировки верёвки в страховочном устройстве.

  • Грейпвайн, двойной рыбацкий узел (double fisherman’s, grapevine knot)

Для связывания верёвок (которые потом не надо развязывать) одинакового или разного диаметра, наращивания верёвок, петель для самосхватов и т.п. Половина грейпвайна — хороший контрольный узел на конце верёвки.

  • Австрийский проводник, проводник среднего, бабочка (alpine butterfly, lineman’s loop)

Лучший узел для блокирования повреждённого участка верёвки. Хорош для среднего в связке на леднике, самый экономичный узел для связывания двух верёвок. Трудно развязывается после нагрузки.

Глухая петля (girth hitch, cow hitch)

Применяется для закрепления петель беседке, скальных отколах в промежуточных точках страховки, закрепления петли на недокрученных ледобурах или недобитых крючьях (в последних двух случаях можно использовать стремя).

Статьи на тему применения узлов

  1. Перенос нагрузки страховочной верёвки с себя на станцию, видео.
  2. Статические испытания схватывающих узлов.
  3. Блокирование корделета на станции страховки и транспортировка петли во время лазания.

Как вязать узел грейпвайн узел

Место соединения концов лески, веревок или другого материала по особой схеме зовется узлом. Большая часть известных человеку петель была придумана моряками, остальные – их вариации, возникшие в процессе использования. Всего насчитывают около 5 тысяч соединений, использующихся в разных отраслях человеческой деятельности ежедневно.

В зависимости от назначения практические узлы различают по нескольким типам:

  • схватывающие;
  • амортизирующие;
  • вспомогательные.

Коротко о главном

«Грейпвайн» – узел непростой. Завязывая его, у человека нет права на малейшую ошибку. Ведь это может нарушить прочность, которой обладает «грейпвайн» (узел), схему и последовательность выполняемых шагов во время соединения двух веревок, что может привести к травматизму в случае применения некорректно закрепленной петли.

Что вам необходимо знать об узле «грейпвайн»?

Узел пользуется большой популярностью, но его часто путают с не менее распространенной «восьмеркой» или турецкой петлей, принципиальные схемы которых сравнительно схожи. Потому ознакомьтесь с особенностями и схемой конструирования «грейпвайна» подробнее.

Вы уже читали, что такая петля идеально подходит для соединения двух нитей, канатов, тросов. Как и любой другой, «грейпвайн» – узел, ослабляющий веревку, но по сравнению с подобными петлями, коэффициент ослабления составляет 0,95, а это значит, что веревка теряется всего 5% от своей прочности. Отмечено, что других типов узлов со столь низким коэффициентом ослабления просто не существует.

Особенности соединительных конструкций

Узлы туристические с названиями «рыбацкий узел», «прусик», «двойной простой» туго связанны типом петель с рассматриваемым нами видом. Имея понятие о том, как сделать упомянутые выше узлы, вы точно сможете справиться с петлями более сложного уровня вязки. В процессе изучения схем узлов приходит понимание конструирования отдельных видов соединительных петель. Потому обращайте внимание на чертежи и рисунки, где показано пошагово, как сделать узел.

Запомните! Перед тем, как приступать к связыванию, потренируйтесь делать более простые петли, изучите элементарные туристические узлы с названиями и схемами, постепенно переходя к более сложным. Содействуя с опытным инструктором, попробуйте связать желаемую петлю. При соединении «грейпвайна» необходимо быть предельно внимательным, ведь даже малейшая неудача может повлечь за собой повреждение имущества, травматизм или летальный исход.

Область применения

«Грейпвайн» – узел, применяющийся везде, где это только возможно:

  • для связывания концов репшнура (кордалеты) для получения петли;
  • для конструирования станции, по которой человек, выполняющий спасательную операцию, может спуститься;
  • для самостраховок;
  • для объединения нескольких отрезков веревок воедино, для получения длинного и крепкого каната, который может понадобиться при скалолазанье (верхняя страховка с горы).

Узел отличается областью применения, так как используется везде, где человек имеет возможность работать с веревками, канатами, тросами или другими материалами, поддающимися вязанию.

С помощью «грейпвайна» можно связать две нити в одно целое. Встречаются такие конструкции и в судоходстве, и в рыбацком промысле – узлы для поводков, и в текстильном производстве; в туризме, альпинизме – упомянутых ранее, сельском и животном хозяйстве, иногда даже в повседневной жизни человека.

Преимущества и недостатки

Из положительных качеств выделяют:

  1. Высокий уровень прочности. Среди всех типов связывающих узлов до 58%.
  2. Надежность.
  3. Отсутствие необходимости закрепления конструкции контрольной петлей.

Кроме выше перечисленных достоинств, присущи и некоторые недостатки:

  1. Даже сняв с узла нагрузку, его все равно трудно распутать.
  2. Отдельные люди, использующие узел, отмечают относительный уровень сложности завязывания петли.
  3. В случае превышения допустимой нагрузки, узел начинает ползти, но это не проблема определенного типа узла, а общее свойство петель. Потому завязывая их, оставляйте концы свободной нити длиною до 10 диаметров веревки. К примеру, связывая канат диаметром в 6 мм, оставляют свободными до 10 см нитей.
Читайте также:  Узел «проводник»

Как связать узел

Изучите инструкцию, как вязать узел «грейпвайн». Способ вязки проводят по аналогии с турецкой петлей:

  1. Подготовьте две веревки с равными диаметрами.
  2. Возьмите свободный конец одной из них, и при его использовании сделайте петлю вокруг другого конца нити.
  3. Направляясь от конца веревки к основанию, обмотайте ее еще раз.
  4. Этот конец нити пропустите в положении параллельном веревке сквозь образованные отверстия, начиная от основания и, вытянув конец нити у окончания.
  5. Затяните крепко «грейпвайн» (узел) и повторите описанные выше этапы, задействовав второй ходовой конец в том же порядке.
  6. Стяните нити между собой и получите полноценную петлю.

Выполнив пошаговую инструкцию, у вас получится крепкий «грейпвайн» узел. Схема вязки изображена в статье.

Обратите внимание! Затягивая веревки разных диаметров, продевайте каждый из узлов, прилагая к этому максимальное усилие. При этом используйте материалы с разницей в диаметре не превышающей 40% и с максимально схожим типом волокна веревок.

Развязывая петлю, полуузлы растягивают друг от друга, тем самым ослабляя их. Один из полуузлов развязывают, после чего незадействованный конец веревки, лежащий внутри петель, выдергивают из оставшихся и распутывают.

Как сделать узел как с картинки?

Чтобы получить аккуратно оформленную петлю, старайтесь наматывать концы веревок в противоположные стороны: первый к себе, второй – наоборот. Сделав так, получите асимметричные половинки узла, образовавшие правильный эстетично привлекательный рисунок.

Как научиться быстро завязывать «грейпвайн»

Будучи в экстремальных условиях, туристам приходится крепить веревки. И здесь скорость выполнения и практические навыки в области соединения узлов имеют не последнее значение. Выручить может моторная память, когда альпинист без труда создает крепление, даже не вспоминая схему вязки узла: пальцы сами знают, что делать.

Чтобы овладеть динамическими навыками, применяйте для создания узла «грейпвайн» такие нехитрые способы:

  1. Используйте зрительную память. Выучите последовательно рисунки и инструкции. Многократно тренируйтесь, завязывая без подсказок. Это поможет в любой ситуации быстро вспомнить процесс и дать ответ на вопрос о том, как сделать узел «грейпвайн» без особых трудностей.
  2. Запомните точную последовательность движения рабочих концов нити во время проведения действий. Практическая работа над соединением веревок создает в голове специальный алгоритм поочередности действий, а качество и скорость выполнения узла зависят от количества повторений.

Используя эти два метода чередуя их или объединяя в комплекс, и руки, и мозг начинают запоминать движения, не только при вязке узла «грейпвайн», но и других не менее необходимых петель.

Нужно получить надежное соединение? Используйте узел с наименьшим уровнем напряжения – «грейпвайн».

«Грейпвайн» – узел, использующийся в туризме и альпинизме для связывания веревок или тросов с одинаковыми или разными диаметрами. Главное преимущество петли – надежность, благодаря чему он и заслужил популярность у любителей экстрима и бывалых рыболовов как узел для поводков.

Основные альпинистские узлы.

От умения правильно вязать и применять основные альпинистские узлы в зависит жизнь не только альпиниста, но и группы. Узнайте про основные альпинистские узлы.

Основных узлов в альпинизме — двенадцать. Сюда можно добавить еще парочку «вкусных» узлов и получится 17. Уметь вязать узлы — полезно, но недостаточно. Нужно знать и уметь применять узлы в разных ситуациях. Плюс ко всему альпинистские узлы нужно уметь вязать в зимних варежках, закрытыми глазами, за спиной и закрытыми глазами в варежках за спиной. Вдруг вы окажетесь в ситуации когда ночью на большой высоте при 30 градусном морозе вам нужно будет завязать узел… голова варить не будет, только многократное повторение и мышечная память вам помогут. А потому — практикуйте вязание альпинистских узлов постоянно!

Основные альпинистские узлы.

Есть 12 основных альпинистских узлов, которые надо уметь вязать:

  1. Узел восьмерка
  2. Узел проводник
  3. Узел австрийский проводник
  4. Узел Прусик
  5. Узел Бахмана
  6. Узел Грейпвайн
  7. Встречный узел
  8. Брамшкотовый узел
  9. Узел УИАА
  10. Узел Стремя
  11. Узел Булинь
  12. Контрольный узел

Узлы делятся на 4 группы:

  • Петлевые: восьмерка, проводник,австрийский проводник, булинь
  • Схватывающие: прусик, французский, австрийский, бахмана
  • Связывающие: грейпвайн, встречный, брамшкотовый
  • Специальные/вспомогательные: контрольный узел, уиаа, стремя, узел гарда

Двенадцать основных альпинистских узлов:

Петлевые узлы.

1. Проводник

Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.

Плюсы: Легко вяжется, легко запоминается. Можно завязать как на конце веревки, так и в середине. Можно завязать одним концом.

Минусы: Сильно затягивается под нагрузкой. «Ползет», в особенности на жесткой веревке.

Обязательно вязать контрольный узел!

Как вязать узел проводника:

2. Восьмерка

Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке — петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.

Обязательно вяжите контрольный узел — узел должен плотно прилегать к «восьмерке». После завязывания узла Восьмерки с контрольным узлом должен оставаться кончик веревки длиной 5-7 см.

Как вязать узел восьмерку петлей:

Как вязать узел восьмерку одним концом:

Узел восьмерка с завязанным контрольным узлом.

3. Австрийский проводник (Срединный проводник)

Узел австрийский проводник является одним из самых надежных и безопасных альпинистских узлов. Он обычно вяжется на середине веревки, когда у вас нет доступа к ее концам.

Узел многовекторный — нагрузка может идти по двум или трем направлениям, без «сбивания» узла. Австрийский проводник может использоваться для изоляции поврежденного куска веревки. Учитывая, что австрийский проводник ослабляет веревку (да узлы ослабляют веревку) меньше, чем узел проводника и узел восьмерка, то узел становится и вовсе бесценным.

Одно но: австрийский проводник нельзя вязать на конце веревки! Вяжите восьмерку.

Как вязать узел австрийский проводник:

Схватывающие узлы.

Схватывающие узлы вяжутся на 6-миллиметровых репшнурах (такая маленькая веревочка), длиной 30 см в связанном виде, петли эти называются прусиками (ну или «реп» или «репик» среди некоторых альпинистов), в честь одноименного узла.

Таких петель носите с собой две штуки минимум — упрощают трудные и страшные альпинистские будни.

Схватывающие узлы, как вы уже догадались «схватывают» веревку, то бишь держат и не дают альпинисту лететь вниз с ускорением 9.81 м/с²…

Схватывающие узлы можно использовать либо вместо жюмара, либо для подстраховки жюмара.

4. Узел прусик.

Очень полезный, широко применимый узел, изобретенный Карлом Прусиком, в честь кого и назван. Под нагрузкой узел держит — без нагрузки легко снимается. Узел легко завязать даже одной рукой, что должно уметь делать каждому альпинисту. В альпинизме всегда используйте три оборота узла.

В случае ЧП и наличии только лишь репшнура — прусик спасет вам жизнь, если вы умеете его вязать.

А теперь минусы — узел плохо держит на жестких веревках, совсем не держит на обледенелых веревках, витки сбиваются даже под небольшой нагрузкой.

Из-за всех этих минусов сейчас больше используют — Французский схватывающий и Схватывающий клеймхейст (Клеймхейст, узел Маршара, Австрийский схватывающий).

Как вязать узел прусик:


Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Узел грейпвайн носит второе название «двойной рыбацкий узел». Грейпвайн – достаточно известный вариант вязки для завязывания ниток, веревок и привязывания рыбацких снастей. Это один из самых надежных и крепких узлов, известных на сегодняшний день. Но выполнить его достаточно сложно, тем более в первый раз. Буквально небольшая погрешность в вязке узла, и надежность грейпвайна можно будет поставить под сомнение.

Внешне он очень схож с морскими узлами, «восьмеркой» или ткацким узлом. Технология его завязывания хороша тем, что не нужен дополнительный фиксирующий узел. Профессионалы знают, каково делать его впервые.

Как завязывается узел проводник, смотрите по ссылке.

Применение грейпвайна

Это один из самых распространенных узлов разнопланового назначения, использование которого нашло себя и в строительстве, и в аграрной сфере, и при любых такелажных работах. Им можно завязать все, что угодно, начиная от лески и нитки и заканчивая мощным тросом.

Как правило, им связывают веревки или тросы. На кораблях им вяжут между собой канаты, на стройке и в туризме связывают стропы, а в конном спорте подвязывают стремя. Но незнающий человек может с легкостью его перепутать с любым другим узлом. Для многих его плетение напоминает технологию завязывания галстука. Он считается одними из самых нужных и востребованных туристических узлов.

Как вязать узел грейпвайн

Ниже представлена схема, как сделать удавку. Ее можно перепутать с брамшкотовым или узлом Булинь. Правильно связанный туристский трос будет служить долго и надежно.

Необходимо взять 2 веревки с одинаковым радиусом сечения.
С помощью окончания первой веревки мотаем однократно петлю вокруг второй веревки.
Дополнительно повторяем операцию еще один раз.
Окончание первой веревки продеваем по прямой в образовавшуюся петлю и протягиваем вдоль основной веревки.
Тянем конец и фиксируем узел во встречном направлении.
Теперь необходимо проделать все те же самые операции с окончанием другой веревки.
Затягиваем веревки. Вязание узла грейпвайн завершено.

Как вязать дубовый узел, читайте по ссылке.
Для завязывания нитей, веревок и тросов разнящихся радиусов сечения необходимо с большим усилием затягивать каждый узел. Диаметр веревок должен отличаться не более чем на 45 процентов. Структура веревок по возможности должна быть схожа.

Читайте также:  Учимся правильно привязывать мушку

На фото изображен необычный узел.

Как завязывается бутылочный узел, смотрите по ссылке.

Видео

Пошаговое видео из Ютуб (Youtube video) о том, как завязать узел грейпвайн своими руками.

Рекомендованные узлы

Узлы – основа основ альпинизма, а умение вязать узлы правильно – своего рода искусство. Хорошо завязанный узел – основа безопасности на маршруте.

Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов;
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.

ВНИМАНИЕ!

Узел, завязанный на веревке, ослабляет ее прочность примерно на 30 %.

Узел “восьмерка”

Основной узел для прищелкивания к веревке карабином, фиксации веревки на станции, организации перильной страховки и т.д. Главный минус “восьмерки” – этот узел затягивается под нагрузкой.

Узел «восьмерка» одним концом

Используется для привязывания к веревке без использования карабина. Порядок действий: вяжется «скелет» узла на одном из концов веревки, далее выходящим (коротким) концом повторяется форма «скелета».

Узел «проводник»

Используется для прищелкивания к веревке карабином, блокировки стационарной петли.

Узел “Стремя”

Служит для фиксации веревки на станции, организации регулируемой самостраховки и прочего.

Его преимущество: легко освобождается после нагрузки (не затягивается). Его недостаток: при нагрузке более 4 kN «ползет», требуется контрольный узел.

Узел “булинь”

Служит для привязывания веревки к точке страховки, якорю.

Для этого узла обязательно требуется контрольный узел!

Узел «UIAA» (другие названия – «Мунтер» и «Итальянский» узел)

Используется для организации торможения веревки и организации страховки и при спуске, и при подъеме.

Узел «грейпвайн»

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметра (7–11 мм). Обращайте внимание на то, чтобы «кресты» (рисунок узлов) были завязаны в одном направлении. Благодаря цилиндрической форме и вращению узла, снижается риск разрушения узла при его трении о рельеф.

«Простой» / «плоский» узел

Другие названия — «проводник», «флат-оверханд», «дубовый» узел.
Используется для организации спуска по двойной веревке (при условии длины концов не менее 30 см), для завязывания подстраховочного схватывающего узла в страховочную систему, организации полиспастных систем и прочего.

Узел «прусик»

Этот узел был изобретен в 1931 г. доктором Карлом Прусиком, президентом Австрийского клуба альпинизма.Используется для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспастных систем и прочего. Рекомендуется использовать узел в три оборота вокруг веревки. Узел должен быть хорошо затянут. Репшнур работает наилучшим образом, если его диаметр составляет 2/3 от диаметра веревки, на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5–11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм.

Французский схватывающий узел

Используется в качестве самостраховки при спуске по веревке и в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой. Узел вяжется из репшнура диаметром 6–7 мм в 5–6 оборотов. В отличие от “прусика”, легко и быстро завязывается и развязывается.

«Контрольный» узел или «полу-грейпвайн»

При необходимости завязать «контрольный» узел рекомендуется вязать половину узла «грейпвайн». При организации спуска на конце веревки узел завязывается в одном метре от ее окончания.

Любой контрольный узел всегда завязывается вплотную к основному узлу.

Узел Грейпвайн

Все про узел Грейпвайн. Преимущества и недостатки, пошаговая инструкция и вариации узла.

По-другому узел Грейпвайн называется «двойным рыбацким».

Однако это условное название. Потому что пригодится такой замечательный метод вязать узлы далеко не только рыбакам, но и представителям множества других профессий, а также любителям экстремальных занятий.

Подробнее про узел Грейпвайн

Он является распространённым вариантом, чтобы вязать не только снасти для рыбаков, но и просто нити с верёвками. Вяжется им что угодно — тросы, нитки, лески. На кораблях им можно перевязывать канаты, в туризме, стройке — стропы, при конном спорте — стремя. Активно востребован в сельском хозяйстве, цехах по пошиву различных вещей. По данным пособия от С. Веденина им допустимо вязать верёвки от 7 до 11 миллиметров.

Он крайне прочный и эффективный, но самостоятельно его сделать непросто, особенно впервые. Если хоть чуть-чуть ошибиться — надёжность будет сильно ухудшенной.

По сути похож на ткацкий узел, «восьмёрку», морские. Технология завязывания радует тем, что не требуется добавочный узел для крепления. А суть немного напоминает завязку галстука.

Вариации

Существуют два варианта, как правильно завязать узел Грейпвайн — двойной и тройной. Удобнее рассматривать, когда видна схема на рисунках, но объяснение на словах тоже достаточно неплохо помогает.

Способ 1

  • размещаем рядом концы верёвки;
  • конец одной оборачиваем вокруг другой;
  • дважды пропускаем в полученные кольца;
  • затягиваем;
  • аналогично делаем с другим концом, проматывая уже в другую сторону;
  • затягиваем, помня, что правильная длина концов — десять диаметров верёвки.

Для аккуратности Грейпвайна концы мотаются обязательно в разные стороны.

Способ 2

Тройной узел похож на двойной, но в половинке три витка конца. Вяжем:

  • берёмся за 2 конца;
  • обматываем один вокруг другого трижды;
  • обматываем второй, но в другую сторону;
  • затягиваем.

Как вязать

  • не должно быть перехлёстов;
  • величина свободного участка верёвки должна быть не менее десяти её диаметров;
  • узел следует расправить, затянуть.

Пошаговая инструкция

Более подробный альтернативный способ:

  • готовим две верёвки;
  • кладём их параллельно, одну ближе, другую дальше;
  • берём обе в одну руку, оборачиваем одну концом вокруг пальца;
  • делаем ещё оборот накрест;
  • если вяжем тройной — еще оборот;
  • аккуратно выставляем большой палец и в получившиеся петли протягиваем конец другой верёвки;
  • меняем верёвки сторонами и проделываем то же самое с другой стороны, получаем две одинаковых части узла;
  • с силой тянем концы в обе стороны, узлы объединяются в один. Всё!

Как быстро завязать узел

Важно — потом, на высоте или в другой ситуации, где важна скорость, свободного времени не будет.
Для овладения вязкой грейпвайна на высокой скорости можно посоветовать такое:

  • изучайте схемы, инструкции выше, смотрите видео — зрительная память у большинства людей работает хорошо. Попробуйте потом самостоятельно выполнять задачу, уже не подглядывая в советы и не просматривая видеозаписи;
  • постарайтесь внимательно понять, как двигаются нити. Так ваш мозг запомнит процесс, и при новых вязках вы будете выполнять задачу в стиле «глаза боятся, а руки делают», то есть автоматически, в идеале — как ходить и выполнять другие привычные действия.

Ключевой совет — практикуйтесь и запоминайте, оттачивайте действия до автоматизма, осознавая при этом, что делаете, и тогда сможете быстро вязать узел, когда надо — экстремальный спорт, альпинизм и т. д. Предела самосовершенствованию не существует.

Возможные проблемы и нюансы

Особых трудностей быть не должно, если вы не торопитесь при завязывании (а насчёт этого см. предыдущий раздел), но стоит соблюдать вышеописанные правила и прочесть о достоинствах и недостатках.

Часто задаваемые вопросы

Когда лучше использовать тройной, а когда двойной вариант?

Тройной больше подойдет для тонких, жёстких петель и шнуров.

Какими должны быть хвосты?

Десять диаметров верёвки. Например, при 10 миллиметрах в 10 сантиметров.

Грейпвайн ползёт при сильных нагрузках, это страшно?

Нет. Ничего не испортилось, так и должно быть всегда. Для этого и хвосты в десять диаметров верёвки.

Плюсы и минусы узла

  • меньше уменьшает крепкость верёвки;
  • небольшая величина;
  • способ его вязки легко запоминается;
  • можно вязать верёвки различного диаметра;
  • не нужен контрольный узел.
  • сильно затягивается, если значительные нагрузки;
  • вдоль верёвки торчат цепляющиеся за рельеф при дёргании концы;
  • тяжело развязывается;
  • новичку бывает всё-таки непрост в освоении. А при ошибке узел будет испорчен.

Подведем итоги

Грейпвайн подойдет в самых разных ситуациях — любителям альпинизма, других видов экстремального спорта, рыбалки, конных спортивных соревнований, используется на стройке, создаёт самостраховку Партел-Пруссик и т. д. Умение его завязывать практически наверняка пригодится в жизни . Практикуйтесь!

Узлы для альпинизма. Часть первая – узлы для начинающих.

Узлы для альпинизма – тема избитая, истоптанная, но холивары вызывает регулярно. В мире существует огромное количество разнообразных узлов (описано около 4000), каждый из которых лучше, чем другие подходит для какой-то конкретной, а часто и уникальной ситуации.

NB Данный материал ориентирован на инструкторов альпинизма и опытных альпинистов, в нем не рассматривается техника вязания узлов.

Огромная благодарность фирме Венто и Илье Гладкому за предоставленные рисунки.

Узлы для альпинизма – тема избитая, истоптанная, но холивары вызывает регулярно. В мире существует огромное количество разнообразных узлов (описано около 4000), каждый из которых лучше, чем другие подходит для какой-то конкретной, а часто и уникальной ситуации. И в идеальном мире, где мы все бы обладали идеальной памятью и моторными навыками, все бы знали и правильно использовали все эти узлы. Но, увы, наш мир и память не идеальны, времени на обучение всегда не хватает, а в сложных условиях память и навыки часто подводят.

Читайте также:  Простой узел с петлей

Особенно это относится к учебному альпинизму и начинающим альпинистам. Им приходится в очень короткий срок изучить, понять и выработать множество специфических навыков, среди которых узлы – это только небольшая, хотя и важная, часть.

Именно поэтому я в своей практике работы инструктором разделяю узлы на группы: сначала изучаем минимально необходимый список узлов, для решения большинства задач в альпинизме, а далее на каждом этапе обучения мы добавляем к нему еще несколько узлов, для более эффективного решения специфических задач.

Для начального этапа обучения выбран очень ограниченный набор самых универсальных и надежных узлов. Которые можно быстро и надежно изучить, и применение которых может быть вскоре доверено начинающим альпинистам без непосредственного контроля инструктора.

Да, некоторые технические приемы при использовании этих узлов будут выполнены не самым быстрым и эффективным образом, но для начинающих гораздо более важным является надежность, безопасность и использование отработанных приемов.

В дальнейшем набор узлов, в том числе и специфических, увеличивается, и у альпиниста с опытом появляется выбор, – какой узел и когда использовать.

Пример. Нужно привязать веревку к опоре для организации страховочной станции. Самый быстрый вариант – это использование узла Булинь.

Рисунок 1 “Неправильный” булинь – свободный конец выходит снаружи, отсутствует контрольный узел, нагружена петля, завязанная вокруг опоры.

Неправильный булинь – свободный конец выходит снаружи, нет контрольного узла, нагружена петля вокруг опоры.

Но. Булинь должен быть правильно завязан, – так чтобы свободный конец выходил из внутренней части узла, булинь обязательно требует контрольного узла, в петлю булиня нельзя вщелкивать самостраховку и т.д.

Правильное завязывание и использование узла булинь.

При попытке завязать булинь начинающим альпинистом будет либо совершено множество ошибок, либо эта попытка займет очень много времени.

Поэтому я рекомендую использовать для закрепления веревки к опоре (для начинающих) узел встречная восьмерка. Это стандартный узел, который ежедневно используется каждым альпинистом, он не требует контрольного узла, имеет очень характерный рисунок и правильность его завязывания легко проверяется инструктором на расстоянии, получившаяся петля может быть использована в качестве станционной. Подобных примеров довольно много.

Также следует понимать, что критерий «на сколько узел ослабляет веревку» – не является важным для альпинистов. Возможные потери прочности веревки в любых узлах достигают 25-30%, что при прочности современной веревки в 22-24 кН оставляет более, чем достаточный запас прочности.

Испытания так же показали, что перегиб на карабине гораздо больше снижает прочность веревки, чем любой из ниже рекомендованных узлов. Кроме того, современные мягкие веревки теряют в узлах и на перегибах меньшую часть прочности, чем старые веревки. Динамические веревки испытываются с завязанным узлом восьмерка.

Актуальность этого вопроса сохранилась для профессиональных спасателей, работающих с большими грузами на статических и супер статических веревках.

Критерии правильно завязанного узла.

Основными требованиями для узлов в альпинизме являются:

правильный рисунок узла,
отсутствие перехлестов веревки в узле,
длина свободных концов веревки 6-10 диаметров веревки,
узел должен быть обязательно затянут.

Критерии выбора узлов для начинающих альпинистов.

Узел должен иметь понятный и запоминающийся рисунок. Таким узлам проще учить и проще контролировать правильность завязывания.
Минимально использовать узлы, для которые требуются применение контрольного узла. 95% альпинистов неправильно вяжут контрольный узел, даже если вяжут. Контрольный узел должен быть завязан впритык к контролируемому узлу.
Узел не должен иметь различных вариантов завязывания, которые сказываются на его прочности и надежности.
Узел должен быть многофункционален.

Узел восьмерка (фламандский узел, фламандская петля).

Для привязывания к веревке, связывания двух веревок одинакового или примерно одинакового (10 +9, 9+8 мм) диаметра рекомендован узел восьмерка. Также с помощью узла восьмерка завязываются петли на веревке, в том числе и на ее середине при организации связки. Различные варианты этого узла – восьмерка одним концом, встречная восьмерка, петля из восьмёрки на середине веревки.

Популярный среди скалолазов способ привязывания узлом двойной булинь требует большего количества веревки для завязывания и сложнее контролируется. Но несколько легче развязывается после сильных рывков, что актуально именно для спортивного скалолазания, но не для альпинизма.

Узел Грейпвайн (двойной рыбацкий узел).

Веревки разного диаметра (7-11 мм) рекомендуется связывать с помощью узла Грейпвайн. При использовании узла для связывания веревок разного диаметра он отлично работает потому, что состоит из двух полуузлов, которые упираются друг в друга. Но это не значит, что им нельзя связывать веревки одинакового диаметра.

Узел достаточно сложен в завязывании, но имеет характерный рисунок и прост для контроля. Сильно затягивается и сложно развязывается после приложения нагрузки.

Варианты узла – узел Барел (затягивающаяся петля) и контрольный узел (половина Грейпвайна).

Использование Шкотового узла, Академического узла и/или Брамшкотового узла я не рекомендую, т.к. они требуют контрольных узлов и ненадежны при знакопеременных нагрузках.

Особенно актуален контрольный узел на конце веревки при спуске по веревке. В этом случае узел половина Грейпвайна завязывается в примерно в 1 метре от конца веревки для предотвращения проскальзывания конца веревки через спусковое устройство.

Узел UIAA (Итальянский узел).

Вместо стандартных тормозных устройств (в случае потери устройства или сильно намокшей и обмерзшей веревки) применяют узел UIAA. Данный узел обеспечивает высокую и, главное, регулируемую силу торможения, также позволяет осуществлять страховку, как на спуске, так и при подъеме.

Узел UIAA крутит веревку примерно аналогично спусковому устройству типа восьмерка. Для снижения закручивания веревки рекомендовано держать входящую и выходящую из узла ветви веревок параллельно. Утверждение, что узел UIAA сильно портит веревку, не имеет практического подтверждения.

Для подстраховки при спуске по веревке, подъема по веревке, организации полиспаста и т. д. рекомендуется использовать узел Пруса в 3 оборота. Диаметр репшнура для вязки узла должен составлять 2/3 от диаметра веревки на которой он будет работать. При диаметре веревки 9,5-11 мм подходит репшнур диаметром 7 мм. При использовании веревок меньшего диаметра можно использовать и репшнур для схватывающего меньшего диаметра.

Но более важной характеристикой шнура для схватывающего является не диаметр, а его мягкость. Для надежной работы схватывающего узла нужно использовать мягкий репшнур. Тест для проверки репшнура выглядит следующим образом – репшнур складывается вдвое и сжимается пальцами примерно в 5 сантиметрах от места сгиба, и в получившую петлю просовывается другой конец репшнура.

Если репшнур проходит в получившуюся петлю – то он НЕ ПРИГОДЕН для схватывающего узла.

Также не рекомендуется для схватывающих узлов применять репшнуры из кевлара (арамида) и дайнимы (спектры, высокомоллекулярного полиэтилена), без нейлоновой оплетки.

Узел Прусик в три оборота обеспечивает достаточную прочность, надежность и стабильность характеристик в большинстве ситуаций.

Для подстраховки при спуске по двойной веревке, ниже страховочно-спускового устройства рекомендуется завязывать Прусик в два оборота. Нагрузка на этот узел не высока, а большая разница в диаметре веревок (двойная веревка эквивалентна одинарной веревке диаметром 15-16 мм) затрудняет передвижение по двойной веревке узла в три оборота. При спуске по одинарной веревке завязывают Прусик в 3 оборота.

Различные варианты схватывающих узлов и их использование подробно рассмотрены в статьях

Для организации самостраховки, закрепления веревки к опоре, изготовления стремян, носилок и т.д. применяется узел стремя. Информация о том, что узел Стремя при нагрузке более 4 кН протравливает веревку и может использоваться в роли амортизатора, не соответствует действительности. Для повышения надежности узла, завязываемого на конце веревки, при знакопеременных нагрузках надо оставить запас веревки 50-70 см или завязать контрольный узел.

Простой плоский узел (проводник, флат оверханд, «дубовый узел»)

Простой плоский узел, связывание им веревок. Контрольные узлы на концах веревок – половина Грейпвайна.

Для организации спуска по двойной веревке с ее последующем продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен, и узел, связывающий веревки, может застрять, рекомендуется вместо узла встречная восьмерка использовать простой плоский узел. Он лучше всех известных узлов «проходит» перегибы и расчлененный рельеф. Свободные концы веревок после завязывания узла должны быть не менее 25-30 см. Использование в такой конфигурации узла восьмерка – ОПАСНО!

Также данным узлом я рекомендую привязывать к страховочной системе схватывающий узел, завязывать на тяговом прусике в полиспастной системе, использовать в качестве узла “на всякий случай” при подъеме по веревке с помощью схватывающих узлов и еще огромное множество различных применений.

Испытания показали, что этот узел, завязанный на веревке 8,5-10 мм, начинает плавно “ползти” при нагрузке 7-8 кН, что при использовании сдвоенной веревке (при спуске по веревке) эквивалентно нагрузке на альпиниста 14-16 кН. Такие нагрузки находятся далеко за гранью возможного для данной и большинства других возможных ситуаций в альпинизме.

При необходимости изолировать поврежденное место на веревке – также можно использовать данный узел. Использование в такой конфигурации узла восьмерка – менее надежно – узел восьмерка начинает проскальзывать при вдвое меньшей нагрузке.

Этот узел несколько выбивается из концепции «минимум узлов», но он очень прост в завязывании и изучении.

Добавить комментарий