Катушка с тройным тормозом: описание с фото

Donfish.org: Рыбалка в Донбассе

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Donfish.org: Рыбалка в Донбассе » Бейткастинг » Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.

Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.

Сообщений 1 страница 5 из 5

Поделиться12014-12-15 09:28:23

  • Автор: Ир-Ю-Пин
  • Модератор
  • Откуда: Соледар
  • Зарегистрирован: 2012-03-26
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 5623
  • Уважение: [+5409/-43]
  • Позитив: [+4262/-36]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 45 [1974-08-02]
  • Последний визит:
    Сегодня 09:43:53

С самого начала мне был неясен принцип работы магнитных систем подтормаживания в мультах. Как могут магниты тормозить алюминий? Я понимал, что это принцип короткозамкнутого ротора, но подтверждения этому всё не мог найти, и вот мне попался видео-ролик, который всё расставил по своим местам.

Поделиться22015-11-22 22:23:15

  • Автор: Ир-Ю-Пин
  • Модератор
  • Откуда: Соледар
  • Зарегистрирован: 2012-03-26
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 5623
  • Уважение: [+5409/-43]
  • Позитив: [+4262/-36]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 45 [1974-08-02]
  • Последний визит:
    Сегодня 09:43:53

Интересная статья для интересующихся. Рекомендую к прочтению.
Аэродинамический тормоз мультипликаторной катушки

На страницах прессы и в беседах рыболовов периодически возникает вопрос, какая катушка лучше: безынерционная или мультипликаторная? И для доказательства своей точки зрения сторонники и противники начинают сравнивать технические характеристики такие как, например, дальность заброса, тяговое усилие или преимущества в тех или иных условиях ловли. Как мне кажется, ответ очень прост, если сначала понять, зачем же мы берем в руки спиннинг. У основоположников спиннинга, англичан, есть пословица: «Джентльмен предпочитает хобби карьере». На первый взгляд, это очень несерьезный подход. Но упрекать англичан в легкомысленности я бы не стал. Они давно уже поняли что, уделяя внимание своему хобби, человек приобретает заряд энергии, который повысит его результат на профессиональном поприще. Проще говоря, если рассматривать конечную цель занятия спиннингом как добычу рыбы, то это занятие для большинства из нас убыточное. (Здесь я не рассматриваю профессионалов, у них другие критерии.) Если же видеть в рыбалке источник бодрости и здоровья, то это занятие одно из самых эффективных. Сколько раз мне доводилось слышать от других (да и себя ловил на таких мыслях), что рыбалка не удалась, ничего стоящего не поймал, зря потратил силы и время. А ведь можно посмотреть по другому. День, проведенный в увлекательном занятии на свежем воздухе, который не вычитается из жизни, а наоборот продлевает её, приобретенный позитивный заряд, разве это не есть главные результаты? Ведь не требуем же мы материальной отдачи от занятий бегом, плаваньем или, скажем бильярдом.

Сформулировав своё отношение к рыбалке, мы можем определить какой тип катушки лучше.

Достоинство безынерционной катушки в том, что она позволяет работать с приманками малого веса и большой парусности. Она прощает ошибки в технике заброса, позволяет ловить в условиях ограниченного пространства. И плюс ко всему её проще освоить.

Достоинство мультипликатора в том, что он делает сам процесс ловли очень увлекательным. В нем заложен больший потенциал для нашего самосовершенствования. Но он не терпит фамильярности и невнимательности, требует постоянной практики. А результативность ловли зависит от совершенно других факторов, о которых написаны целые книги. К слову, известные мне сторонники мультипликатора ловят рыбу очень хорошо. И вовсе не потому, что ловят мультипликатором. У них философия отношения к рыбалке правильная.

После первых забросов мультипликатором мне он сразу же понравился, но появилось ощущение недоработаности. С тех пор начал изучать этот механизм с разных точек зрения. Размышления и эксперименты привели меня к изобретению, о котором хочу Вам рассказать. Я описываю ход своих рассуждений, пытаясь поймать тонкую грань между строгостью формулировок и наглядностью. Возможно, какой-то из этих аспектов страдает. Но, все же искренне надеюсь, что в сказанном содержится полезная информация не только для новичков, но и признанных мастеров мультипликатора.

Для полноты изложения приглашаю Вас совершить небольшой экскурс в историю вопроса. Мультипликаторная катушка была изобретена в 1810 году в США Джорджем Снайдером, а запатентована через сто лет в Англии. Уже в 20-е годы прошлого века лучшие образцы американских катушек содержали в себе полностью отключаемую шпулю, автоматический лесоукладыватель, и регулируемый осевой тормоз. Но широкое распространение она получила только с 1954 года, когда Гетт Боргстрем, основатель фирмы «Abu Garcia», продемонстрировал на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке, ставшую в последствии легендарной, модель Record Ambassador 5000.

Катушка Record Ambassador 5000 имела очень удачную конструкцию. Но её успех определил центробежный тормоз. Центробежный тормоз позволял далеко забрасывать приманку, значительно снижая риск запутывания лески. Это техническое решение оказалось настолько удачным, что используется в катушках классической компоновки до сих пор.

Для того чтобы понять, почему центробежный тормоз оказался столь эффективным, рассмотрим процесс заброса с точки зрения механики. Заранее оговорюсь, что в полное описание сложнее, мы же будем рассматривать только главные факторы.

В начальный момент заброса приманку разгоняют до скорости Vр и отпускают шпулю. Приманка разгоняет шпулю, а сама теряет скорость. Наступает момент, когда скорость приманки и линейная скорость обода шпули становятся равными. Это и есть начальная скорость броска V0, которая в числе прочих параметров определяет дальность полета приманки. Здесь полезно рассмотреть численные значения. Инертность шпули можно выразить через некоторую эквивалентную массу. Такая масса называется приведённой. Величина приведенной массы шпули для мультипликаторов среднего размера равна 12—20 грамм. Причем основную часть этой массы вносит леска. Предположим, что приведенная масса для некой катушки равна 15грамм, и нам удалось разогнать приманку до Vр=60м/с. В табл.1 показана зависимость начальной скорости броска V0 от массы приманки. Для наглядности в третьей строке приведена дальность, которую мы могли бы получить, если б не мешали силы сопротивления. На практике эта дальность значительно ниже и зависит от формы приманки.

Масса приманки, г 40 30 20 10 5
Начальная скорость V0, м/с 43,6 40 34 24 15
S теор. max, м 194 163 119 59 23
Таблица показывает, почему при весе приманки менее 10 грамм, классический мультипликатор применять не эффективно. В момент, когда скорости приманки и обода шпули сравнялись, начинается собственно полет приманки как тела, брошенного под углом к горизонту. Из всех сил, тормозящих приманку, выделим три: трение лески о кольца удилища, сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Действие этих сил приводит к тому, что приманка стремительно теряет скорость.

Для того чтобы предотвратить запутывание лески и получить максимальную дальность заброса, необходимо согласовать вращение шпули и движение приманки. Лучшее устройство для торможения шпули — это большой палец мастера. Но для того, чтобы стать мастером забросов, как и в любом другом деле необходима длительная практика и настойчивость.

Чтобы облегчить процесс управления шпулей, и сделать его доступным для начинающих, в мультипликатор встраивают несколько типов тормозов. Первый — осевой фрикционный. Он позволяет компенсировать действие сил тяжести и трения лески о кольца. Дело в том, что величину действия этих сил на участке траектории от начала до наивысшей точки можно приблизительно считать постоянной. Именно на этом факте основан остроумный способ регулировки силы фрикционного тормоза. Напомню, что он сводится к тому, что удилище располагают горизонтально и отпускают приманку свободно падать, подбирая величину торможения такой, чтобы приманка опускалась с максимальной скоростью, но при этом не возникала «борода». Имейте в виду, что после нескольких забросов узлы трения нагреются, и сила трения уменьшится. Поэтому сначала лучше немножко перетянуть.

А вот уравнять силу аэродинамического сопротивления без потери дальности так просто не удастся. Дело в том, что если скорость уменьшится в два раза, то сопротивление уменьшится в четыре раза. Такой закон зависимости величин называют квадратичным. Его изображают в виде параболы. Следовательно, тормозить шпулю необходимо по квадратичному закону. Сейчас уже трудно узнать, осознанно или интуитивно Гётт Боргстрем применил центробежный тормоз, но он, что называется, попал в точку. Сила, с которой центробежный тормоз действует на шпулю, тоже квадратично зависит от скорости. Благодаря этому свойству центробежного тормоза, появляется возможность согласовать движения шпули и приманки на восходящем участке траектории. Мы рассматриваем восходящий участок траектории потому, что после прохождения наивысшей точки приманка снова начинает ускоряться. И дальше, почти до самого приводнения приманки, тормозить шпулю вредно. А вот перед самым приводнением приманки шпулю надо остановить. Таковы условия оптимального заброса.

Однако центробежный тормоз обладает рядом недостатков, а именно:

Регулируется только ступенчато, что не во всех случаях позволяет настроить катушку наилучшим образом.
Для регулировки тормоза катушку приходится частично разбирать. Разбирать катушку в качающейся лодке, под дождем или в темноте не только неприятно, но и вредно для механизма. Во внутрь корпуса могут попасть песок и влага, которые в последствии приведут к отказу или поломке катушки.
Величина силы торможения сильно зависит от состояния поверхности, по которой скользят грузики. Попадание в место трения влаги или масла приводит к внезапному отказу центробежного тормоза и как следствие — запутыванию лески.
Для устранения перечисленных недостатков был придуман магнитный тормоз. Магнитный тормоз действительно их устраняет. Сила торможения создаваемая им, тоже зависит от скорости. Если, скорость уменьшить, например, в два раза, сила торможения уменьшится тоже в два раза. Такой закон зависимости величин называют линейным. Его и изображают в виде прямой линии. А, как сказал бы математик, линия — это очень плохое приближение параболы. Мы или проигрываем в дальности заброса, или на каком-то участке траектории получаем перебежку (см. график).

На графике видно, что существует только одна точка, когда силы совпадают. Я сознательно не нанес масштаб, потому, что это верно для любого случая. Именно поэтому при всем удобстве в использовании магнитный тормоз не смог вытеснить центробежный и применяется только в некоторых моделях катушек легкого класса. Недавно на рынке появилась катушка с магнитным тормозом, работой которого управляет контроллер. Полагаю, что назначение контроллера — преобразовывать линейный закон торможения в квадратичный. На практике испытать такой мультипликатор мне пока не довелось. Возможно, результат и достигнут. Но цена такого решения в прямом и переносном смыслах оказалась очень высокой.

А ведь решение этой задачи лежит на поверхности. Как говорили древние: «Подобное излечивается подобным». Чтобы уравнять действующую на приманку силу сопротивления воздуха, шпулю необходимо тормозить тоже сопротивлением воздуха. Для реализации этого способа торможения необходимо заставить шпулю вращать турбину. Тогда поток воздуха, создаваемый турбиной, будет отнимать энергию у шпули и тем самым её тормозить. Причем по требуемому квадратичному закону.

Как настраивать такой тормоз? Необходимо регулировать поток на входе или выходе турбины при помощи заслонок. Вот и все.

Конструктивно устройство состоит из трех деталей: крыльчатки, соединенной со шпулей и двух дисков со сквозными отверстиями (возможны и другие решения). Один из дисков при помощи вынесенной за пределы корпуса рукоятки можно поворачивать относительно другого, изменяя площадь сечения, через которое проходит воздушный поток и тем самым настраивать тормоз для заброса выбранного типа приманки. Тормоз настолько прост, что может быть встроен в любую мультипликаторную катушку без существенных изменений её конструкции. Детали тормоза легко изготовить из любого термопластика. Стоимость деталей в массовом производстве сравнима со стоимостью пластиковой приманки.

P. S. Данная статья была написана в 2004 году и опубликована в журнале «Рыбак Рабыка» &„70; 5 за 2005 г., с целью привлечения внимания производителей мультипликаторов. Спустя некоторое время стало понятно, что все написанное подходит к обычной инерционной катушке. Инерционная катушка с таким тормозом была изготовлена и испытана. Результаты оказались весьма интересными. Катушка позволяет забрасывать приманки весом от 7 грамм на леске 20 lb. Приманки весом от 20 грамм уверенно забрасывали даже люди, которые впервые в жизни взяли в руки спиннинг. После публикации статьи стало известно, что контроллер не преобразует зависимость, а отслеживает натяжение лески.

Василий Пилипчук, Москва
Опубликовано в газете «Рыбак Рыбака» № 5—2005

Baitcasting. Разговор о тормозных системах

Этим постом я начинаю говорить о рыбалке. И не просто о рыбалке, а о активной рыбалке, охоте на хищника.

Сколько раз слышишь одно и то же — берешь катушку для джига, бери на магнитах, а если тебе для воблеров, то бери на центробегах. И это мнение настолько устойчиво, что аж диву даешься. Попробуем разобраться, действительно ли это так.

Зачем вообще нужны тормоза в мультипликаторной катушке?

Когда мы бросаем безынерционной катушкой (в простонародье мясорубкой), то нам все равно, с каким ускорением полетит приманка. Шнур будет сматываться ровно до тех пор, пока есть усилие. Но в случае с инерционной катушкой все далеко не так.

Изначально на шпулю подается некое ускорение, и она раскручивается под ним. В идеальной среде (ваккуум), скорость вращения шпули будет уменьшаться в линейной прогрессии, но мы то бросаем не в идеальной среде. На приманку, которую мы бросаем, действует сопротивление воздуха, сила притяжения земли. И все эти факторы влияют на то, что скорость вращения шпули (отдачи лески) начинает превышать скорость полета приманки. Т.е. шпуля начинает выбрасывать лески больше, чем это требуется. Так возникает «борода».

На графике ниже показано, что приманка, даже такая компактная как «джиг» будет лететь со скоростью ниже, чем скорость отдачи лески. Чтобы нивелировать эту разницу нужно тормозное усилие, которое будет тормозить вращающуюся шпулю. Но сложность состоит в том, что в зависимости от типа приманки, идеальная кривая для необходимого торможения будет сложной, и воссоздать ее текущими средствами нет никакой возможности. Поэтому приходится постоянно искать какие-то компромиссы.

Бросок джиг головки и требуемое тормозное усилие

Линейные магнитные тормоза

Почему говорят, что для компактных тяжелых приманок предпочтительнее линейные магнитные тормоза? Во первых для начала разберемся, почему этот тип тормозов считается линейным.

Линейные магнитные тормоза выглядят как набор магнитов разной полярности, которые находятся у торца шпули. Шпуля при вращении за счет токов Фуко получает сопротивление магнитного поля, прямо пропорциональное скорости вращения. Т.е. чем быстрее вращается шпуля, тем сильнее будет тормозное усилие. Если это представить на графике, то выглядеть это будет так:

Теперь представим, как линейные магниты смогут помочь в нашей задаче? Да, они не идеальны, но потери в скорости полета приманки будут минимальными… чем меньше парусит приманка (т.е. чем больше кривая скорости стремится к прямой, тем лучше будет отрабатывать магнитная система).

Из чего выходит, что оптимальный заброс джиг головки следует проводить плавным, но сильным, с существенным ускорением. Чем более парусящая будет приманка на джиг головке, тем плавнее нужен заброс и сильнее придется прикручивать магнитные тормоза и тем меньше будет скорость приманки, а соответственно и дальность полета.

К недостаткам этой системы следует отнести сильную зависимость от работы с парусящими приманками и требование как можно более плавного заброса приманки, т.е. придание ей формы полета наиболее приближенного к равномерному ускорению.

Осевой тормоз

Пару слов стоит сказать и о осевом тормозе. Работа осевого тормоза похожа на работу линейных магнитов, за одним исключением — его тормозное усилие является константой. Т.е. он будет одинаково тормозить шпулю как на низких, так и на высоких оборотах. Мы вернемся к пониманию, когда и как его следует использовать чуть ниже. Я оговорюсь заранее — в разных тормозных системах следует использовать осевой тормоз по разному.

Центробежные тормоза

Центробежные тормоза представляют собой ряд грузиков, закрепленных на шпуле, которые расходятся от вращения шпули и тормозят силой трения либо об кольцо, либо о пластину. Как мы помним из школьного курса физики, центробежное усилие возрастает по параболической кривой:

Если посмотреть на график скорости полета джиговой приманки, то становится понятно, что тормозное усилие, создаваемое центробежными тормозами будет избыточно в начале полета приманки, а если его понизить до приемлимого, то в середине полета оно будет недостаточным. Поэтому перетормоз будет неминуем. Именно поэтому центробежные тормоза для джига будут не оптимальными.

А для кого же они будут оптимальными? А оптимальными они будут для полета сильно парусящей приманки, которая на момент вылета очень быстро гасит свою скорость под сопротивлением воздуха. Т.е. на приманку действует так же тормозная сила, которая зависит от площади и веса самой приманки, и эта сила очень похожа на действие центробежной силы (но они все же отличаются по своей форме). В случае с компактным джигом или блесной, эта сила минимальна, но в случае с воблером — нет. Поэтому эту силу надо равномерно корректировать на вращении шпули.

Читайте также:  Катушки Daiwa серии Revros EA: описание с фото

А что относительно линейных магнитов? Они тут не подойдут, потому что… да, их можно отрегулировать так, чтобы они погасили на первой трети скорость вращения шпули, но при этом в дальнейшем они будут еще сильнее перетормаживать скорость полета приманки, что приведет к плачевной дальности заброса. Т.е. вы не можете бросать сильно парусящую приманку резким забросом. Заброс придется делать максимально плавным… но все равно, сопротивление воздуха будет вам мешать достичь необходимой дальности, увы.

Скажу сразу — центробежная сила позволяет создать такое торможение и не дать образоваться «бороде» на начальном сегменте полета приманки при резком ускорении, и они выглядят наиболее подходящими для таких случаев. Однако тут есть и слабое место — этой тормозной силы будет недостаточно при очень плавных бросках по типу Pitch или Flipcast, потому как для погашения разницы в скорости потребуется высокое тормозное усилие, а шпуля не раскручена достаточно для его создания центробежными тормозами. Поэтому потребуется подстоянная подстройка под разные типы забросов.

К недостаткам этой системы можно добавить износ грузиков и зависимость силы торможения от состояния тормозного кольца в процессе ловли (т.е. попадет туда вода и сила торможения резко изменится).

Центробежный + магнитный тормоз (линейный)

Чтобы упростить настройку тормоза при разных типов забросов, была создана смешанная система торможения, в которой участвуют и линейные магнитные тормоза и центробежные параболлические тормоза. Как она работает?

Т.е. за счет линейных магнитов позволяется поднимать тормозное усилие центробежного тормоза более тонкой подстройкой, не меняя кривизны самой параболы. Это очень удобно, потому что у большинства центробежных тормозов вся подстройка заключается во включении или отключении центробежных грузиков, и зачастую бывают моменты, когда плюс один это уже много, а минус один — это слишком мало. Т.е. кривая усилия меняется слишком резко. Оно и понятно — парабола же.

Если сравнивать эту систему со стандартной системой центробежных тормозов, то становится понятно, что она более гибкая в настройке, но обладает все теми же достоинствами и недостатками предыдущей.

Magforce 3D/V/Z (Air)

Я опущу первую редакцию Magforce, потому что она ничем не отличается от линейного магнитного тормоза (тормозное усилие увеличивается линейно от вращения шпули) и перейду сразу к новому поколению MagForce.

Смысл этого изобретения от компании Daiwa заключается в том, чтобы совместить в себе все достоинства обеих систем торможения, но при этом попытаться избавиться от недостатков. И решение нашлось в виде выдвижного индуктора, который погружается в возникающее магнитное поле в зависимости от скорости вращения шпули, а потом задвигается, когда это усилие пропадает.

Да, я знаю про разницу систем V и Z (она же Air). В одном случае для выдвижения индуктора действует центробежная сила, в другом случае используется сила инерции по отношению к тормозящей силе. Сила инерции работает гораздо лучше, чем просто центробежная сила, на малых скоростях (смотрим в сторону бросков Pitch и Flipcast).

В отличии от китайских подделок под Magforce, которые выглядят точно так же, но работают иначе, у катушек Daiwa стоят очень мощные магнитные кольца, и веса индукторов + сила пружин расчитаны именно под необходимые ускорения. Поэтому сила торможения при выбросе индуктора на катушках Daiwa становится сопоставимой с силой торможения центробежными тормозами.

Скорость выбрасывания индуктора в системах MagForce

В системе 3D/V она зависит от изначального ускорения, веса самого индуктора и силы, с которой пружина стремится затолкнуть индуктор обратно. Поскольку все здесь, кроме ускорения константа, то понятен и смысл работы этих систем — как только шпуля будет раскручена до соответствующей скорости, заложенной инженерами Daiwa, то индуктор начнет выбрасываться и сила торможения начнет резко возрастать, по параболе. Кривая параболы будет зависеть от настроек магнитного усилия. Основной недостаток этой системы, как раз та самая необходимая скорость, для срабатывания индуктора. При плавном размеренном забросе этой скорости может оказаться недостаточно, поэтому требуется набить руку, чтобы создавать необходимое ускорение.

В системе Z/Air избавились от этого недостатка, и на выброс индуктора работает уже другая сила — сила инерции борется с противодействующей ей пружиной. Чем выше импульс, тем быстрее будет выброшен индуктор. Кривая параболы так же зависит от настроек магнитных тормозов. Кстати, шпули от Ray Studios построены именно на этом принципе.

Поэтому на этой системе фирма Daiwa не рекомендует пытаться делать очень резких забросов — тормоза их отработают железно, а потом приманка упадет вам под ноги. Т.е. как не пытайся выпрыгнуть из штанов, результата не получишь. Бросай сильно, но плавно.

К плюсам этой системы следует отнести очень точную систему подстройки магнитного тормоза. В современных катушках типа Zillion 1016 и Air имеется 20 позиций настроек магнитного тормоза. За счет этого вы можете очень точно подстроить необходимое тормозное усилие для вашего стиля броска.

Сочетание принципа линейных магнитов и центробежных тормозов позволяют добиться стабильности в бросках приманок, мало зависящим от их веса. Все что вам может мешаться в дальности заброса — парусность приманки, не более того.

Есть ли недостатки у системы MagForce Z/Air? Лично я ее не нашел. Катушка отлично отрабатывала как компактные, так и сильно парусящие приманки, такие как неогруженная резина. Все что надо было сделать для броска — повернуть колесико магнитного тормоза.

Хотя нет, есть недостаток у катушек оснащенных MagForce. Это цена. И размениваться на дешевые катушки в этой линейке не стоит. На момент написания этой статьи цена на Daiwa Zillion 1016 TW SV была в районе 260 USD. Китайцев с копией этой системы не существует. Красный/Черный Китаец не работает так, как работает Daiwa, увы.

Daiwa Tatula — это катушка нижнего ценового уровня, сколько вы в нее не вольете (поменяете подшипники, поставите более легкую шпулю) не станет от этого Zillion, а денег вы на эту попытку затюнить татулу потратите в итоге ровно в цену Zillion

Роль осевого тормоза и настройка тормозных систем

Осевой тормоз, как я сказал выше — влияет на постоянное торможение шпули при вращении. Усилие тормозного торможения здесь является константой. Изначально его предназначение — останавливать шпулю в момент приводнения приманки. Именно поэтому стандартной настройкой этого типа тормоза считается рекомендация регулировать его так, чтобы приманка еле-еле сползала и когда она касается воды, чтобы шпуля останавливалась.

Но за счет этого усилия можно сгладить момент инерции во второй половине полета приманки при торможении центробежными тормозами, однако это усилие не требуется при работе линейных магнитных тормозов и систем MagForce, там и так торможение в этот момент полета приманки линейно.

Отсюда и рекомендации по минимальной настройке осевого тормоза для различных тормозных систем:

  • Магнитная. Закручивать до исчезновения люфта шпули. При приводнении приманки, шпулю останавливать пальцем. Это оптимальная настройка для максимальной производительности катушки.
  • Центробежная. Закручивать до медленного сползания приманки с полной остановкой шпули при касании воды. Почему так? Потому что на финальной стадии полета центробежные тормоза уже не работают, а тормозить все же надо. В случае, если леска вспухает в середине полета, приходится еще добавлять осевого тормоза, чтобы нивелировать недостаток центробежного тормоза.

Бонус 1. Как настраиваются тормоза на новой катушке?

Осевой тормоз настраивается по рекомендации выше. Магнитный/центробежный ставится на максимум. Далее вы начинаете отпускать магнитный тормоз/отключать грузики до появления первых перебежек.

В случае с магнитной системой вы просто чуть-чуть усиливаете тормозное усилие.

В случае с центробежной системой, в зависимости от стадии возникновения перебежки:

  • Перебежка/борода на вылете? Добавляем грузик
  • Перебежка/борода на середине полета? Прикручиваем осевой тормоз

Бонус 2. Какую систему торможения мне все же выбрать?

Все зависит от ряда условий:

  • Условия лова (лодка, берег, стесненные условия заброса)
  • Стиль забросов
  • Основные типы приманок (джиг, блесны/вертушки, воблеры, неогруженная резина) и их вес
  • Требуемая дальность заброса (при ловле с берега)

При ловле с лодки вам не требуется большая дальность заброса, поэтому вы можете смело выбирать тормозную систему, согласно используемых приманок и вашего стиля заброса. Так же вам вряд ли придется при ловле с лодки использовать разные типы заброса, скорее всего это будет однотипный. Поэтому да, для воблеров стоит взять центробеги, для джига и блесен — линейные магниты/MagForce.

При ловле с берега будет важна дальность заброса. Если это джиг, да еще и весом более 10 грамм, то однозначно я бы рекомендовал магнитную систему. Если воблеры и прочее парусящее, то есть смысл обратить внимание на центробеги + линейные магниты или же сразу переходить к MagForce Z/Air

А если речь заходит о некой «универсальности», когда у вас различные типы забросов, различные типы приманок, то лучше всего тут подойдет MagForce Z/Air. Вы всегда сможете его настроить под ваши условия. Единственный его недостаток — цена. Увы, но катушки с этой системой торможения стоят не дешево.

Бонус 3. Стоит ли выбирать фирменную катушку или можно взять китайчонка?

Смотря о какой системе торможения идет речь.

  • Линейные магниты. Да, можно смело брать китайца, если тест по весам устраивает. Разницы с фирменной катушкой не будет видно, если китаец качественный. Можно найти вполне неплохую катушку в районе 30-40 USD.
  • Центробеги. Если вы не планируете уходить в Ultra Light (приманки по весам ниже 5-7 грамм), то есть очень много хороших вариантов у китайцев (Haibo Smart, Piscifun Saex Elite, Gini, Rapala Rage). Но будьте готовы — цена на них начинается от 80-90 USD, плюс возможно вам придется потратиться на подшипники и облегченную шпулю.
  • MagForce. Здесь без вариантов. Вам придется брать фирменную катушку и по возможности из верхнего ценового сегмента. Да, я знаю о существовании красного и черного китайца, но… нормально он начнет работать после покупки за 50 USD микрокаст шпули от Ray Studios и подшипников за 16 USD, иначе вы обречены на метание джига весом от 12 грамм и выше. А это поднимает финальную стоимость катушки до 80-90 USD и при этом вы не получите даже близко подобия работы Daiwa. Поэтому, если вам все же нужна особенность работы с парусящими приманками, но бюджет ограничен — обратите свое внимание на центробежные тормоза.

Системы контроля заброса мультипликаторных катушек. Взгляд назад. Часть 1. Магнитные системы.

Так как я торгую спиннинговыми катушками второй половины девяностых и начала двухтысячных, то мне постоянно приходится доказывать, что эти снасти по-прежнему актуальны и не уступают в большинстве случаев современным, а что касается крепости и жизнестойкости, то обычно превосходят «новодел».

По этому поводу приходится писать статьи, проводить тесты и небольшие исследования. Иногда случается вступать в полемику на рыболовных форумах. А главным аргументом моих оппонентов на форумах является довод о том, что прогресс не стоит на месте, и если у Daiwa, ABU и Shimano есть штат инженеров, то чем им ещё заниматься как ни совершенствовать снасти и тем двигать прогресс в перёд.

Так ведь я тоже не ретроград, и к прогрессу отношусь с оптимизмом. Однако в силу специфики моей работы и давнего увлечения этой темой, я часто более информирован относительно изменений в рыболовных снастях, чем мои оппоненты. А как известно хорошо информированный оптимист – это скорей всего уже пессимист.

И свой пессимизм по поводу ускоренно улучшающихся снастей, я попытаюсь обосновать. И в виде обоснования приведу небольшой обзор. Обзор этот довольно легкомыслен и не претендует на серьёзное исследование. Просто у меня скопилась небольшая коллекция старинных мультов, и я в этот раз захотел на их примере рассмотреть эволюцию тормозных систем. Никаких глубоких копаний в мелочах, немного истории и прямое визуальное сравнение того, что было и что стало. Не больше.

Начнём с так называемой линейной магнитной системы.

На снимке одновременно представлены две системы MagTrax™ и AutoMag™ от Abu Garcia. Системы эти по сути близнецы. Те же магниты на подпружиненной планке, которые регулятором можно приближать или удалять от шпули. Конечно AutoMag выглядит несколько фундаментальней младшего брата, но такие уж времена тогда были, – ресурсов на планете было больше и на мелочах не экономили.

AutoMag старше своего собрата примерно на тридцать лет. На снимке представлена катушка Abu Garcia XLT 1 SYNCRO оснащённая такой системой. Она выпускалась в первой половине восьмидесятых.

Системой MagTrax ™ оснащены, например, такие катушки как представленный на первом фото Abu Garcia Black Max также Abu Garcia Silver Max и т.д.

Если принять во внимание, что более современная система линейных магнитных тормозов MagTrax II™( ABU Garcia Revo Big Shooter Compact) ничем кардинально не отличается (есть гипотеза, что отличие только в названии) от MagTrax ™ то получается , что системе этой уже без малого 35 лет.

Кого-то это возможно расстроит, ведь он уже в который раз покупает новую катушку, веря, что она продвинутей старой, но только не меня. Я знаю, раз система существует столько лет, значит она хороша и надёжна. Кстати эта система тормозов была применена в легендарной катушке ABU Garcia Mörrum SX MAG. Для меня это весомый аргумент в её пользу.

Есть у Abu Garcia ещё одна система магнитов- UltraMag ™ когда-то в двухтысячных она была применена в нескольких моделях элитарных катушек Abu Garcia Mörrum Ultra Mag. В отличие от предыдущих эта система уже нелинейная. Панель с магнитами в ней подвижная и меняет своё положение относительно шпули в зависимости от скорости вращения. Безусловно UltraMag ™ можно считать более современной системой чем прежние. Можно, если бы не одно, но. Дело в том, что 1982 году была у Abu катушка с такой же системой и даже таким названием ABU Garcia Ambassadeur ULTRA MAG XL.

Теперь о другой магнитной системе. Её главное отличие от предыдущей в наличии у шпули специального индуктора. Тут с магнитами взаимодействует уже непосредственно индуктор, а не боковина шпули. Он вращается между двумя кольцами, которые сами могут быть сделаны из магнитов, а могут просто нести несколько магнитов на себе. Регулировка происходит изменением положения колец относительно друг друга.

У нас в большинстве случаев эту систему контроля заброса называют Magforce. Под таким собственным именем она существует в мультовой программе Daiwa. У Ryobi такая система называлась проще Ryobi Magnet Brake System.

Система эта не менее древняя чем ABU Garcia AutoMag. На следующих изображениях можно увидеть катушку Daiwa Super Millionaire ST-15. это примерно та же эпоха, что и Abu Garcia XLT 1 SYNCRO.

И несмотря на то, что и этой системе немного за тридцать, и сегодня множество моделей мультипликаторны х катушек оснащаются ею. Например, Magforce в неизменном виде стоит на недорогом Daiwa Megaforce и на солидных по цене Daiwa Lexa и Daiwa Tatula HD.

А это Ryobi Regno Light 4000 special. Он продавался в конце восьмидесятых. На фото хорошо видно облегчённый алюминиевый индуктор. По большому счёту магнитный тормоз Ryobi начиная с этой катушки и дальше вплоть до закрытия Ryobi made in japan® оставался неизменным.

А вот Daiwa продолжала экспериментирова ть с усовершенствован ием данных тормозов и в 1998 году представила публике, модернизированны й вариант Magforce под названием MagforceV.

Это событие было действительно историческим и притом не совсем обычным, поэтому о нём стоит рассказать чуть подробней.

Дело в том, что в 99,99 % случаев презентация технических новшеств происходит вместе с представлением новой модели катушки. Пусть даже эти новшества в техническом плане совсем ничтожны, важно, чтобы вокруг них можно было создать рекламную шумиху и получить на выходе всплеск продаж. В большинстве случаев вообще ничего не изобретается, просто в катушке меняется какой-то узел, на якобы более совершенный, катушка получает новое имя или приставку к старому, и у самых слабонервных сразу появляется охота её купить.

Читайте также:  Катушки Daiwa серии Exceler EA: описание с фото

Например, продаётся Daiwa Megaforce с системой Magforce пару-тройку лет, а затем эта катушка получает приставку Plus и шпулю с индуктором MagforceZ. И хоть Magforce Z давно уже не новинка, публика желает получить более современный аппарат.

Презентация же MagforceV прошла без представления новой катушки. Просто в 1998 году на «Тимки» (TEAM DAIWA-SX) девяносто седьмого года поставили эту систему. С чем была связана такая спешка не знаю, но факт остаётся фактом, маркетологи Daiwa в далёком девяносто восьмом не смогли в полной мере воспользоваться разработкой собственных инженеров.

Суть инновации в том, что индуктор стал подвижным и во время заброса может двигаться вперёд. Движется он туда под действием несложного механизма,который преобразует центробежные силы действующие на специальные грузики, в поступательное движение этого механизма вдоль оси шпули . Регламентируется вся система пружинкой. Естественно, чем выше обороты шпули, чем больше центробежные силы, тем глубже индуктор проникает между магнитами и получает большее противодействие своему вращению.

На этих видео хорошо видно движение индуктора.


Идея действительно была оригинальной и понравилась рыбакам. Больше того в экспертной среде есть высказывания, что MagforceV по-прежнему самая прогрессивная магнитная система контроля заброса.

И сегодня Daiwa выпускает катушки с этой системой в том числе и элитные модели, например, Daiwa Steez 103HL.

Затем во второй половине нулевых Daiwa представила следующую модификацию магнитной системы- MagforceZ.

Шпуля MagforceZ визуально похожа на шпулю MagforceV. Действительно в системе MagforceZ такой же подвижный индуктор как у предшественницы. Отличие в том, что при нарастании оборотов шпули, он движется не плавно, а скачкообразно. Преимущество такой задумки в том, что на малых оборотах магнитная система вовсе не препятствует вращению шпули, а при наборе шпулей критической скорости вращения, индуктор скачком продвигается в межмагнитный зазор и стабилизирует дальнейшее ускорение.*

Однако чего-то существенно нового достичь не удалось . Оказалось, что у MagforceZ как и у прежних тормозов есть свои системные недостатки. Чуть выиграв в одном он потерял в другом.

И вот если посмотреть на катушечную программу Daiwa последних пары-тройки лет то можно увидеть мультипликаторы снабжённые всеми тремя вышеперечисленными тормозными системами. Причём не факт, что “древние” Magforce и MagforceV стоят на катушках начального уровня, а MagforceZ на более “крутых”. Выше я приводил примеры современных мультипликаторов Daiwa с разными тормозными системами и из этих примеров можно понять,что в Дайвовской мульт-программе последних лет многое неоднозначно.

Всё вышесказанное у меня рождает чёткую мысль- если не одна тормозная система не смогла своим превосходством заставить отказаться от использования других, значит ни одна из них не имеет подавляющего преимущества над другими.

И последняя тормозная система Daiwa называется Magforce 3D.

В основе этой системы лежит всё тот-же подвижный индуктор MagforceZ, а главная идея Magforce 3D улучшить работу системы за счёт увеличенного диапазона регулировок. Если в прежних системах регулировка производилась только изменением положения относительно друг друга магнитных колец. То в этой системе вторым регулятором стало возможно дополнительно менять, относительно шпули, положение самого блока колец.

Если честно меня такое “инженерное” решение позабавило. Дело в том, что система Magforce в своём первозданном виде очень проста и эффективна, и в этом её гениальность. В следствии этой простоты в Magforce сложно, что либо улучшить. Там ведь и деталей то всего ничего шпуля с индуктором, два магнитных кольца да простейший регулятор положения колец. И добавить регулятору амплитуду регулировки, а потом подвести под это целую теорию заброса, это не инженерная мысль ,а маркетинговая. Ведь и у штатного регулятора диапазон велик, положения 8,9,10 мне лично использовать не приходилось ни разу.

Так, что в случае с этой системой можно смело сказать, что модернизация имела поверхностный- маркетинговый характер. Такие не оригинальные технические решения реализуются тогда, когда скудно со стоящими идеями. И если судить по отзывам , система прогнозируемо не оправдала надежд , оказалось, что такое количество регулировок просто не востребовано на реальной рыбалке.

Здесь можно относительно магнитных систем и итог подвести.

Прошу не судить строго, возможно какие-то модификации магнитных тормозов я упустил, что-то забыл. Но из того, что вспомнил вывод у меня получился такой.

Всё магнитные системы контроля заброса, которые применяются в современных мультипликаторны х катушках, изобретены и впервые применены уже давным-давно, в основном тридцать – тридцать пять лет назад. Самое свежее по-настоящему принципиальное улучшение магнитных тормозов случилось восемнадцать лет назад, когда впервые был применён плавающий индуктор. Все сегодняшние варианты магнитных систем – это либо чуть осовремененные копии старинных, либо маркетинговые модификации, не несущие в себе не только фундаментальных изменений, но даже сколько ни будь глубоких.

В следующей части я намерен провести примерно похожее сравнение катушек разных лет с механической и гибридной системами подтормаживания шпули и чуть коснуться системы контроля заброса DC.

*Моё личное мнение относительно этой теории такое. И MagforceV и MagforceZ, суть одна система. Незначительные изменения в механизме сдвигающем индуктор не дают мне возможности поверить в то, что различия в динамике движения индукторов V и Z столь существенны. Зато разница между собой индукторов, разных моделей катушек, внутри системы MagforceZ, значительна. В общем если отбросить рекламную мишуру, то обе системы правильней было бы объединить в одну и называть примерно так -Magforce movable inductor.

Рыбная пещера

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке

Как это работает? Устройство катушки для спиннинга безынерционного типа

Безынерционная катушка (БК) универсальна и подходит для многих разновидностей рыбной ловли (исключение — нахлыстовая).

Как работает катушка спиннинга и какое устройство имеет БК?

Назовем составляющие части катушки, разберемся в принципах их работы, а также обозначим меры, необходимые для правильного ухода за безынерционной катушкой.

И так предлагаем вашему вниманию устройство катушки для спиннинга, инструкция по применению.

Из чего состоит безынерционная катушка?

Строение (конструкция) катушки для спиннинга: корпус (1), ножка катушкодержателя (2), привод (3), ротор (4), тормоз фрикционный (5), переключатель для обратного хода (6), шток, чтобы крепить шпулю (7), лесоукладыватель: дужка (8) и ролик (9); зубчатое колесо (10), крышка (11).

Принцип работы катушки для спиннинга

Во время заброса, проводки и вываживания вращения шпули не происходит. Вместо этого она движется возвратно-поступательно, а лесоукладыватель вращается вокруг нее, осуществляя равномерное наматывание лески.

Рассмотрим момент заброса более детально. Приманка забрасывается, прохождение лески осуществляется через бок шпули, исключая чрезмерный ее сброс, лесоукладыватель отодвигается в сторону, чтобы не препятствовать свободному сходу лески. Когда рукоятка лесоукладывателя поворачивается, леска оказывается на ролике, наматывающем ее на шпулю.

Корпус и материалы для его изготовления

У литого корпуса есть лапка для прикрепления к снасти. Он может быть пластмассовым (полимерным), металлическим (из алюминиевого или титаномагниевого сплавов), углепластиковым. Корпус объединяет части катушки в одно целое. Он должен обладать хорошей прочностью, но при этом быть не тяжелым.

По данным правоохранительных органов были задержаны четверо мужчин, подозреваемых в браконьерстве. Во время задержания мужчины имели при себе 237 киллограмм выловленной рыбы. Рыбинспекторов удивил тот факт, что у задержанных не оказалось абсолютно никакого браконьерского снаряжения (сети, электрошок, взрывчатка и т.д.). На вопрос, каким образом им удалось наловить столько рыбы, мужчины отшутились “хорошим клёвом”. Но при досмотре личных вещей, один из инспекторов обратил внимание на упаковку с иностранной этикеткой. В ней содержалось порошкообразное вещество неизвестного происхождения. После экспертизы выяснилось, что вещество способно очень сильно влиять на рыбу благодаря действию специальных ферментов. Основное свойство данного вещества .

Механизм и скорость вращения ротора в БК

Роторный механизм включает в себя главную пару и подающее шпулю устройство. В роторе есть колесо, которое ведет шестеренку на главном валу. Он начинает вращаться из-за вращения рукоятки. Она монтируется в отверстие с 4-мя гранями, расположенное на валу. Главная пара — редуктор, он имеет конкретное передаточное число.

Скорость, с которой вращается ротор, находится в зависимости от передаточного отношения привода и от того, как быстро вращается рукоятка. По передаточному числу БК для спиннинга классифицируются следующим образом:

  • Силовые (катушка делает один оборот, а ротор в течение этого времени от 3,2 до 4,3 оборота) для троллинга, приспособлены для медленной проводки.
  • Универсальные (от 4,5 до 6,1 оборота). Темп проводки любой.
  • Скоростные (от 6,2 до 7,2) для твитчинга, джига.

Передаточное число и скорость подмотки

Передаточное число информирует о том, как много оборотов производит ротор во время однократного оборота катушки. Передаточное отношение 5:1 означает, что когда катушка поворачивается один раз, происходит 5 роторных оборотов.

Скорость подмотки показывает, как много лески накручивается на шпулю при однократном обороте рукоятки. Показатель этот зависим от диаметра шпули и от передаточного отношения. Например, передаточное отношение 5:1, шпуля в диаметре составляет 0,4 см. Скорость подмотки: 3,14 умножаем на 5 и на 40, получаем 628. За однократный оборот рукоятки катушки на шпулю наматывается 628 миллиметров лески.

Шестеренки и Шестеренка-паразитка

FluiDrive Gearling — шестерни главной пары представляют собой зубчатый механизм с плавным движением.

Digital Gear Design — маркировка катушки, в производстве которой были задействованы компьютерные технологии.

Haper Gear — катушка, зубцы шестерней которой подвергаются дополнительной механической обработке, чтобы улучшить сцепление, уменьшить люфты.

Шестерня-паразитка по форме может быть в виде квадрата или круга. Шестеренка квадратной формы способствует более ровному накручиванию лески на шпулю, в том числе и у бортиков. Шестерня-паразитка бывает также эллипсоидной формы, а каретка стыкуется с ней посредством шарниров.

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Устройство подачи шпули безынерционной катушки

Движения устройства подачи шпули возвратно-поступательные.
Существует 2 вида такого механизма:

  • с винтовой передачей;
  • с шестерней-кулисой.


Кулисное устройство включает в себя малую шестеренку, шестеренку-паразитку, каретку и направляющие для нее, шток для подачи шпули и ее крепления. Вращается ручка, малая шестеренка начинает тоже вращаться и передает усилие на шестерню-паразитку, которая, в свою очередь, приводит в движение каретку.

Шпуля на штоке движется аналогично каретке. Так леска укладывается на шпулю равномерно.

Винтовое устройство подачи

Вращение от главной пары передается на каретку через кулачковый вал шестеренки привода. Большинство моделей БК оборудованы бесконечными винтами. Нарезка у таких винтов перекрестная, шаг канавок разный.

Из-за разного шага движение шпули вперед происходит с одной скоростью, назад — с другой.

Типы профилей

Возможны 3 геометрических формы профилей шпули:

  • Цилиндр.
  • Конус.
  • Перевернутый (обратный) конус.

Стопор обратного хода ротора

Другое название этого приспособления — антиреверс. Когда он включен, ротор и ручка не могут вращаться в обратном направлении. Раньше считали, что антиреверс нужен только для транспортировки спиннинга: насадка зацепляется за кольцо, и катушка застопоривается. Включать стопор в процессе ловли рыбы не считалось нужным.

Такая катушка, как «Орион», даже издавала специальные сигналы, оповещая о работающем антиреверсе. Только спустя время по достоинству оценили удобство ловли рыбы с включенным стопором. Резко подсекая, левая рука может упустить ручку, но несмотря на это подсечка будет выполнена: сработает фрикционный тормоз.

Сначала был разработан стопор обратного хода ступенчатого принципа работы: рычаг упирался в зубья храповика, двигаясь в обратном направлении. Но такой антиреверс не отличался мгновенным действием. Кроме того, сильный рывок приводил к мощному удару по храповику стопора, что быстро выводило его из строя.

Мгновенный стопор был сделан на основе игольчатого подшипника. Нагрузка на катушку уменьшилась, рукоятка и ротор перестали «болтаться» при торможении.

Виды укладок лески на шпулю

  • Прямая укладка. Этот вид укладки самый популярный, но он не гарантирует отсутствия самопроизвольного схода лески.
  • Конусная. Для дальних забросов. Большая вероятность запутывания лески.
  • Обратно-конусная. Для небольших дистанций заброса. Вероятность запутывания лески минимальна.

Возможно 2 способа крепления шпули: жесткий или с кнопкой на замке. Второй способ позволяет заменять шпулю.

Шпуля: заполнение, вместимость

Перед закреплением лески шпуля снимается: отвинчиваем винт, который находится перед шпулей и нажимаем кнопку, расположенную на ней (если фрикцион задний).

Далее необходимо открыть лесоукладыватель. Шпулю устанавливаем на ось и затягиваем винт. Силу применять во время установки не нужно. О том, что шпуля установлена, сообщает фиксатор щелчком.

Закрыв лесоукладыватель, приступаем к намотке лески. Для более ровного наматывания леску рекомендуется натянуть. Чтобы не возникало проблем в ходе эксплуатации катушки, от края шпули до лески должно оставаться не менее 2 миллиметров.

Рукоять

Рукоять задает вращательное движение механизму. У многих БК есть система складывания ручки, срабатывающая после нажатия на кнопку, а также винтовое приспособление для смены расположения рукояти.

Есть модели с отсутствием кнопочной системы. Складывать и переставлять рукоятку в них можно при помощи винтового механизма.

Для этого винт ослабляется, рукоять устанавливается в нужном положении, и винт снова затягивается, фиксируя это положение.

Чтобы переставить рукоять в таком случае винт выкручивается, снимается, рукоять переставляется на противоположную сторону катушечного корпуса, винт вкручивается в отверстие до упора.

Регулировка тормозного механизма

Когда нагрузка на леску предельна (в момент вытягивания добычи, сильного рывка), используется тормоз.

Его регулировка может быть либо передней, либо задней. Тормоз представляет собой барашек, расположенный на шпуле, или рукоятку. Оперировать системой торможения можно при помощи флажковых или движковых переключателей.

Для регулировки фрикциона леска продевается в кольца спиннинга, проход через лесоукладыватель. Ее конец закрепляем и включаем стопор обратного хода.

Угол установки удилища — 45 градусов. Порог включения тормоза устанавливается регулировочным винтом. При достижении предела регулятор поворачивают на 1/4-ю часть оборота в обратную сторону.

Уход и меры предосторожности

  • Леска не должна попадать на вращающиеся детали катушки.
  • Оставляя катушку храниться до следующего использования, нужно позаботиться о том, чтобы она была сухая.
  • Ежегодно рекомендуют производить открытие корпуса катушки и смазывание ее механизма специальной смазкой.
  • Использовать катушку следует согласно инструкции, в противном случае при поломке придется рассчитывать на собственные силы: гарантия не распространена на повреждения, вызванные некорректным использованием БК.
  • После применения катушку нужно протирать спиртом (открытые места) и смазывать ролик лесоукладывателя смазкой.

Деталей в безынерционной катушке много. «Безынерционная», т. к. инерции на барабане при забросе нет, положение шпули в катушке фиксированно. Это сложное устройство. Если за ним ухаживать и соблюдать меры предосторожности, БК прослужит много лет. При исправной работе не рекомендуется чаще раза в год разбирать катушку. Со знанием как устроена катушка для спиннинга вас не застанет врасплох никакая поломка!

О профилактике безынерционной катушки смотрите в видео. Приятного просмотра!

Как увеличить улов? Простое и эффективное решение!

Вы никогда не поймаете действительно много рыбы, если не воспользуетесь новой уникальной приманкой! Невероятно эффективно для рыбной ловли – новый активатор клева!

Активатор клёва “FishHungry” (голодная рыба) обеспечивает двойной эффект:

  1. 1. Привлекает рыбу в одно место с дальних расстояний.
  2. 2. Обеспечивает клев, вызывая дикий аппетит даже у сытой рыбы.

Самое важное качество FishHungry – это его высокая эффективность при ловле более крупных экземпляров.

Мультипликаторная катушка: особенности, отличие и преимущество

Мультипликаторная катушка – один из видов рыболовных катушек, усовершенствованный прототип инерционных катушек, применяемый в спиннинговой ловле. Троллинг, джиг или просто ловля с берега трофейного хищника не обойдётся без этого механизма рыболовного оснащения.

Катушка с необычным названием «умножающая» появилась в результате любви к рыбной ловле и стала неотъемлемым и востребованным у миллионов рыболовов по всему миру.

Необычная история появления катушки, её конструктивные особенности, характер применения, отличия от безынерционной катушки, секреты ухода – узнаете из этого обзора.

Содержание

1. История появления первой мультипликаторной катушки

Английское название мультипликатора звучит как multiplier, multiplier reel и дословно переводится как «умножающая катушка», поскольку за один поворот шпуля способна провернуться до 6 стремительных оборотов. Интересно, то, что механизм действия этой «умножающей» катушки очень схож с часовым и в некоторых источниках указывается, что впервые изготовлением такого вида рыболовных катушек стали заниматься именно часовые мастерские…

Читайте также:  Катушка для плетенки: как правильно выбрать и использовать

Так, если перенестись в 1821 год (штат Кентукки), то увидим, что этот год знаменателен тем, что именно тогда впервые была изобретена «умножающая катушка» искусным часовщиком, прекрасным ювелиром и заядлым рыболовом Джорджем Снайдерем (George Snyder). Это ноу-хау он сотворил исключительно для собственного использования, но катушка стала столь популярна, что он занялся производством для членов своего клуба рыболовов, где занимал президентский пост.

2. Достоинства и недостатки мультипликатора

Достоинства мультипликатора:

  • можно использовать приманки в тяжёлом весе;
  • не перекручивается рыболовная леска;
  • центр тяжести сосредоточен на бланке (в зоне работы руки), что удобно при манипуляциях со снастью;
  • точность заброса;
  • возможность контролировать заброс;
  • небольшие габариты;
  • мощная тяга;
  • возможность выполнять дальние забросы;
  • отсутствие парусности в момент проводки в ветреную погоду;
  • возможность усовершенствования качеств мультипликатора за счёт тюнинга;
  • высокая чувствительность к поклёвкам.

Недостатки мультипликаторной катушки:

  • дороговизна;
  • необходим специальный спиннинг (кастинг) с верхним или спиральным размещением колец;
  • постоянная регулировка системы тормоза;
  • систематическое обслуживание;
  • бережная эксплуатация;
  • не подходит для рыбалки зимой;
  • дискомфорт при держании катушки.

Подробнее о таком виде спиннингового удилища как кастинг, его особенности читайте здесь

3. Отличия мультипликаторной катушки от безынерционной

Плюсы и минусы мультипликаторной катушки, а также её отличие от безынерционной смотрите в коротком видео от
INFISHING tv

Если, к примеру, ловля нацелена на поимку трофейного экземпляра, то мультипликатор – это ваш надёжный друг, ну а если вы нацелены поохотиться на небольших обитателей, то здесь с мультипликатором у вас будут разногласия из-а неудобства в обращении, так как она предназначена для большой и характерной добычи.

Битву в вопросах тормозной системы выигрывает безынерционная катушка, так как в мультах, постоянно приходится регулировать тормоз под конкретную приманку и вид добычи.

Если мультипликаторная катушка легче безынерционной, то последняя проста в обращении и подходит новичкам, а вот с мультипликатором придётся поучиться.

Рукоять катушки в безынерционки можно подстроить под руку, при использовании мультипликатора возникает неудобство, сводящееся к перекладыванию из руки в руку, особенно это почувствуют правши, да и управляться с катушкой, закреплённой сверху бланка без привычки тяжело.

Одно из главных отличий мультипликатора, в том, что он подходит только под определённый вид спиннинга, а безынерционка универсальный механизм.

В любом случае, каждый спиннингист выбирает снасть и катушку только под себя, своё умение и вид ловли.

4. Виды мультипликаторных катушек

Виды рыболовных мультипликаторных катушек:

Катушка округлой формы или как её называют спиннингисты «бочонок» следует ставить при ловле на тяжёлые приманки весом 15-70 г требуют использование мощных рыболовных нитей.

Катушки для троллинга имеют счётчик лески (для выстовления нужного заглубления приманки) и являются наиболее мощным видом мультипликаторных катушек рассчитанный на мощные нагрузки.

Третий вид «мыльницы» или низкопрофильные катушки подойдут для заброса приманок в лёгком весе.

Подробная статья о видах и особенностях мультипликаторных катушек может вас заинтересовать http://kaliningradfishing.ru/zhur-sr/2008-04/statja-003.html

5. Как устроена и как работает мультипликаторная катушка

Если сравнивать с безынерционной катушкой, то мультипликатор устроен проще, но имеются и особенности.

Укладка рыболовной лески происходит путём червячной передачи. Нагрузка передаётся на барабан шпули, имеющий цилиндрическую форму благодаря шестеренчатой передаче, имеющей приводной механизм.

Заброс производится посредством различных видов механизмов (тормозная система, центробежная и магнитная), которые регулируются и уменьшают запутывание лески.

5.1 Тормозная система в мультипликаторной катушке

О тормозной системе, её видах и правилах выбора смотрите в общем обзоре мультипликаторов от братьев Щербаковых

5.2 Расположение ручек мультипликатора

Мульты с правосторонним расположением рукояти подойдут для тех спиннингистов, которые имеют опыт пользования инерционными катушками, то есть, выполнив заброс правой рукой, нужно переложить бланк в левую руку и начать выполнение проводки. Почему расположение ручки так важно? Всё просто. Именно в момент смены рук может произойти долгожданная поклёвка и секундное замешательство все испортит.

Для любителей безынерционнок, можно свой выбор остановить на левостороннем размещении ручки, поскольку сделав заброс правой рукой, подмотка рыболовной лески будет производиться левой и перекладывать снасть не нужно.

Совет: при покупке мультипликаторной рыболовной катушки, в магазине протестируйте обе ручки.

5.3 Мощность катушки

Если обратить внимание на надписи, сделанные на корпусе рыболовной катушки, то можно увидеть информацию о допустимой нагрузке и диаметре рыболовной лески. Например, если пользоваться тонкой плетёнкой, меньше по диаметру, чем предусмотрено производителем, то она обязательно застрянет.

Минимально допустимый диаметр и максимальная нагрузка говорят о том, что если использовать снасть мощнее, то катушка с такими параметрами может не выдержать. Также мощность катушки определяется по количеству оборотов барабана катушки за оборот ручки (передаточное число) и чем это число ниже, тем мощнее мульт и ниже скорость подмотки лески. Мощными катушками считаются те, у которых передаточное число не превышает отметки в 4,8 оборотов.

5.4 Особенности лесоукладывателя

Особенностью лесоукладывателя мультипликатора является намотка рыболовной лески винтообразно. Если наматывая леску, вы наблюдаете, как укладыватель бегает от щёчки до щёчки, это говорит о качестве намотки. В этом процессе обороты катушечного барабана зависят от бегунка укладчика лески. Однако при таком способе наматывания, леска теряет до 10% в дальности при её забросе. Чтобы проценты сохранить, нужно снять лесоукладыватель и регулировать укладку нити пальцами руки. Поэтому чтобы этот процесс упростить, при покупке следует выбирать мультипликаторную катушку, в которой присутствует функция отключения лесоукладывателя. В этом случае стоит знать следующее. Перед выполнением заброса лесоукладыватель выставляется в центре барабана. Несоблюдение центровки приведёт к запутыванию лески. Катушки с отсутствием отключения функции стоит применять при ловле тяжёлым джигом или джеркингом.

О том, что такое джеркинг и какие применяются приманки при этой технике ловли, читайте здесь

Для ловли на приманки весом не более 25 г подойдёт первый вариант мульта.

Лесоукладыватель может иметь либо проволочную вилку, либо керамический глазок.

Когда и какой элемент лесоукладывателя важен:

  • для монофильной лески можно использовать и тот и другой;
  • для плетёнки – лесоукладыватель с керамическим глазком.

Стоит знать, что проволочная вилка с течением времени истирается, что может повредить рыболовные нити.

Совет: так как плетёнка имеет гладкую (скользящую) структуру, то для избежания её проворотов на шпуле нужно делать подмотку, например из пластыря (изоленты), намотав его в качестве первого слоя.

6. Уход, подготовка мультипликаторной катушки

Один из братьев Щербаковых в своей мастерской вам подробно расскажет, как намотать рыболовную леску или плетёнку на катушку, как правильно ухаживать за этим видом катушки и как её подготовиться к рыбалке

Познавательная статья с наглядными фотографиями по техническому обслуживанию мультипликаторных катушек http://www.moscanella.ru/Publication.aspx?PublicationId=224

7. Техника заброса мультипликаторной катушкой

Технику заброса демонстрирует В. Стебельков

Как избежать запутывания рыболовной лески:

  • взмах удилища не должен быть сильным и резким, чтобы не придать взмахом ускорения шпуле;
  • заброс делается плавно;
  • при размотке лески нужно придерживать пальцем шпулю;
  • для того чтобы выполнить дальний заброс нужно приманку опустить от кончика удилища на расстояние не менее 40 см, это даст ускорение грузику и натянет леску.

Устройство тормозных систем существующих нахлыстовых катушек.

Если вы увлечетесь искусством нахлыста по-настоящему, то наступит момент, когда вы решитесь отказаться от старой Medalist 1494 и перейти к “современности”. Скорее всего, это будет не по причине каких-либо проблем с Medalist (если конечно вы регулярно подтягивали винты и смазывали ее время от времени). И тогда Вы должны будете оправдать свои расходы, и здесь позвольте мне поделиться любимой отговоркой, неоднократно использованной мной для моей жены: “Любимая! Ну, ты подумай, я стою в реке и вдруг с моей катушкой, что-то случится? У меня всегда будет с собой старая катушка, которой я смогу воспользоваться”.

Я использую эту отговорку уже много лет, и она, как правило, срабатывает, но иногда мне кажется, что жена позволяет мне думать, что это срабатывает. Я помню давно, много лет назад, когда я покупал Silver Hawk вместо четырехдверного Студбекера, я так же рассказывал, что в новой машине больше жизненного пространства.

Придет момент, когда вы решите поменять или добавить новую катушку в тот список, который мужчины называют “игрушками” или “стратегическими запасами”, а женщины “старьем” или “всяким мусором”. Все зависит от системы отсчета. Но когда наступит такое время, то существует несколько советов, чтобы помочь вам решить, что именно вы хотите купить или получить в подарок на Рождество или день рождения….

Почти все катушки работают прекрасно, иначе они бы не оставались на рынке, но, тем не менее некоторые катушки работают лучше остальных. Это как в автомобилях, почти любой автомобиль способен довезти вас из точки А в точку, Б, но тот, который сделает это лучше, будет предпочтительнее для вас и больше отвечать вашим вкусам. Это будет сумма различных факторов: дизайн, скорость, комфорт, расход топлива, надежность…

И если быть полностью честным, то все это распространяется и на нахлыст. Каждый раз, когда вы тратите больше 100 баксов за катушку, то ожидаете найти какие-то улучшения в атрибутах пропорционально увеличению цены. Ищите их…

Второй аргумент это разумность. Разумность впервые становится важной тогда, когда вы понимаете, почему в нахлыстовом магазине в наличии только 5 производителей из 30 возможных. Готов держать пари на то, какие модели из этих 30 вам будут рекомендовать продавцы.

Тормозной механизм нахлыстовых катушек.

Как и классическая Pflueger Medalist все нахлыстовые катушки имеют раму, ножку, шпулю и встроенную тормозную систему. Самым простым вариантом является выключатель тормоза (clicker). Он либо включен, либо выключен и нет никакой возможности его отрегулировать. Как вы можете легко догадаться, модели с такой системой занимают нижнюю ценовую нишу. И этот вариант может иметь право на жизнь и место в вашей рыболовной сумке. Если вы ловите нахлыстовым удилищем 2 или 3 класса, скорее всего вам никогда и не потребуется более совершенные тормоза. Но, на мой взгляд, разница в цене между нерегулируемым (clicker) и регулируемым (spring & pawl) не так велика, чтобы я отказался от последнего.

Есть два надежных способа определить тип тормозной системы катушки, это взять попробовать ее у человека, у которого она есть или изучать документацию производителя. Чтобы узнать, как устроена катушка внутри, необходимо отсоединить шпулю, нажав кнопку быстрого съема или отжав рычаг. Но некоторые катушки, к сожалению, требуют более сложных действий, которые легко производятся в магазине, но очень неудобны на природе в плохую погоду. Я всегда боюсь остаться без запасных частей в моей Abel, при снятии шпули. В этой модели требуется выкрутить маленький винтик с внешней стороны ручки тормоза. Потеряв этот винт, вы можете забыть о рыбалке с этой катушкой на этот день или на всю поездку.

После того как шпуля снята с рамы, изучать тормоза будет легче. Кроме нерегулируемого кликера, тормозная система может быть одной из трех типов:

“Пружина и собачка” (Spring-and-Pawl). Торможение производится путем увеличения или уменьшения подпружиненной треугольной собачки на шпулю. Рычаг или ручка настройки напряженности пружины может быть внутренним или внешним. Такие тормоза обычно ассоциируются бюджетных катушках, таких как Cortland RimFly или Orvis Clearwater. Любая из них, конечно лучше простого кликера. Clearwater прекрасная катушка для некрупной форели, panfish или маленького басса живущего в стоячей воде.

Двойная “пружина и собачка”. Согласно утверждению “один хорошо, а два лучше” производители удвоили концепцию “пружины и собачки”. Если заглянуть во внутренности Orvis Battenkill 3/4 или 5/6, там вы увидите две пружины и две собачки. Дешево? Наоборот Battenkill любима многими нахлыстовиками за ее надежность и долговечность. Важно то, “Spring-and-Pawl” не означает дешевку. Исключений больше чем достаточно, например Abel TR/series использует данную концепцию, ее используют и в моделях имитирующих “классику” – Peerless или Vintage Winston. Эти модели и другие представляют собой высочайшее качество обработки и качества, являясь при этом недорогими. Среди моих “ценных вещей” есть Vintage Winston w/ 2-spools и моего мужества хватает, чтобы использовать ее на большой воде, а ее стойкости хватает чтобы удержать рыбу.

Дисковые тормоза. Продукт эволюции тормозов сейчас является нормой для большинства высококачественных катушек. Нижний уровень цен на такие катушки порядка 100 долларов. Хорошо известные и упомянутые раньше Orvis Battenkill 3/4 and 5/6 доступны и в версии с дисковыми тормозами. Их их цена всего на 10 долларов дороже моделей с двойным Spring-and-Pawl. Я не думаю, что это большие деньги за прирост качества.

В качестве отступления я рекомендую получить каталог Orvis. Прекрасные фотографии, описание продукции и главное вид на тормозные системы великолепен. Я не знаю другого рыболовного каталога, который сделан лучше.

За исключением “коллекционирования” я считаю разумным покупку катушек оснащенных дисковыми тормозами. Под этим я понимаю, что соотношение цена-качество является наилучшим. Но при этом необходимо понимать, что дисковые тормоза не одинаковые. Они могут сильно отличаться в таких вещах как размеры дисков и материал, использованные для их изготовления и эксплуатационные характеристики тоже не будут одинаковы. Я не претендую на звание эксперта в разработке тормозов, однако могу сказать, что грубо говоря, существует два типа таких тормозов. Тормоза с суппортом (caliper disc-drag) и “честные”. Хотя тормоза с суппортом считаются “простенькими” мой опыт показывает, что оба типа работают хорошо. Хорошим примером тормозной системы с суппортом является модель Lamson’s LP series. Я пока не сломал ни одной модели их производства. Lamson прекрасный производитель с большой историей и предоставляющий на свою продукцию “пожизненную” гарантию.

Плавность тормозов может быть критическим фактором при вываживании сильной рыбы способной делать длинные и мощные рывки. Когда шпуля вращается с прижатым тормозом, выделяется очень много тепла, и вы можете почувствовать, как нагревается катушка. И здесь дизайн очень важен, чем лучше будет рассеиваться тепло, тем дольше она способна работать. Можете верить или нет, но известно много случаев, когда катушка буквально горела под напряжением боя с трофеем. Для борьбы с сильной рыбой не стоит рассматривать нахлыстовые катушки ни с какими другими тормозами, кроме дисковых.

Функционально дисковые тормоза нахлыстовой катушки подобны тормозам в безынерционной спиннинговой катушке. Затягивание тормоза увеличивает давление дисков на внутреннюю поверхность шпули. Повышение давления все больше и больше оказывает сопротивления стягиванию шнура. Диски могут быть сделаны из пробки или космических материалов, или тефлона или их комбинаций. В настоящее время многие рыбаки многие рыбаки не понимают, что в катушках существует два типа сопротивления обратному ходу. Первый вид сопротивления это усилие, которое необходимо приложить, чтобы сдвинуть катушку с “мертвой точки”, а второе длительное усилие для поддержания стягивания шнура. И первое более важное, так как чтобы начать вращение катушки под воздействием рыбы требуется больше усилие, чем продолжать стягивать. И чем меньше разница между этими усилиями, тем лучше нахлыстовая катушка. Для интересующихся вопросами преодоления инерции я рекомендую обратиться в MIT или NASA, а чтобы узнать больше об инерции и сопротивлении стоит обратиться в Правительство.

С учетом изложенного выше я думаю, что это одна из причин по которой катушки Abel любят такое огромное количество нахлыстовиков. Наличие бесступенчатой, абсолютно плавной регулировки тормозов и репутация идеального качества помещает продукцию в элиту и повышает стоимость их изделий. Они не дешевые! На картинках показаны две катушки Abel: Model 3N разработанная в дизайне “узкой” шпули и Model 1. Самая маленькая Abel Model 0 весит 4 унции против 3 унций у Lamson LP-3. В то время как Lamson хранить шнур седьмого класса и 150 ярдов стандартного 20-фунтового бэкинга, Model 0 ограничена шнуром 4-класса и 80-ярдами аналогичного бэкинга. Это очень серьезное отличие, но если вы готовы выбрать в супертонкий бэкинг Cortland’s Micronite, то ситуация меняется. Model 0 легко вместит в себя шнур 5-го класса и 150 ярдов данного бэкинга, а если поставить очень хороший шнур типа WF-6-F и супертонкий бэкинг, то моя сверхбыстрая 8-футовая леди готова для рыбалки на морских флэтсах. Для тех, кто любит “потяжелее” можно использовать Model 1 со шнуром 7-го класса.

Добавить комментарий